Либретто оперы Царственный узник продолжение

21

Действие второе «Визитёры».
Картина 13я «На крепостной стене».

(комендант и приставы смотрят в подзорные трубы). 

Комендант: - Кто мог бы это быть?
2й пристав: - Уж не ревизия ли?
1й пристав: - Всё может быть.
Ком. - Может новенького доставили?
2й пристав: - Вы только поглядите!
1й пр. - Какие высокие гости!
Ком. - Барон Унгерн Штернберг, императорский адьютант.
2й пр — Петербургский генерал полицеймейстер Корф.
1й пр — Обершталмейстер Нарышкин.
Ком. - Генерал Мельгунов.
2йпр — И ещё кто-то с ними.
1йпр — Среднего роста сутулый.
Ком. - В прусском мундире и треуголке.
2йпр -Кто это?
Все вместе: -Сам император!

Указ императора: 

“Имеете тот час допустить нашего генерала адъютанта Унгерна и прочих с ним,когда он прикажет,высоких подателей сего монаршеского повеления к осмотру государственной Шлиссельбургской тюрьмы, а буде они того пожелают, то и к свиданию даже без свидетелей с известною, там,заключённой персоной».

Император: - Где арестант безыменный? Каков нравом он? Только правду говори!
Князь: - Временами даже стыдлив. Нрава всё более тихого. Евангелие читает.
Имп. - что же меня уверяли, что он слабоумен и выглядит как зверь?
Кн. - Правда, бывает у него: вскипит, то всех еретиками зовёт. Бывает, что рожи строит.
Имп. - Кому же строит?
Кн. - Охране да и мне. Иногда начинает доказывать, какая он важная персона, и что его незаслуженно здесь держат.
Имп. - И что же ты ему на это? Говорю, полноте, сударь. Лучше вам об этом не думать.  А он даже чернеет от гнева. Звери, говорит, мучители!

Картина 14 «Каземат».

(Входят. Мрачные стены. Узкое окно с решёткой). 

Имп. -Какой ужас! Гроб, а не жильё! И темно и душно. Настоящий каменный мешок. А где сам-то?
Кн. - За ширму спрятался, думает, что пришли убирать. А ему запрещено видеть даже слуг. Иван Антонович?

(узник выходит).

Имп. - Не бойтесь, сударь! Я к вам послом от самого государя. Скажите мне что вам недостаёт. Какие жалобы? Я попрошу государя облегчить вашу участь.
Узник: - я не тот за кого...
Имп. - Кто вы? Как вы сюда попали?
Узник: - Я император, божьей милостью, Иоанн третий! Царь!
Имп. - Кто тебе это сказал?
Узник: - Стражник! Караульный сказал.
Имп. - Немедля найти караульного! Цари не сидят в таком месте и не носят бород.
Узник: - Меня заперли еретики, но я лучше их!
Имп. - Что вы помните о детстве?
Узник: - Разлучили вороги с отцом и матерью. Давно это было. Живы ли не знаю. Говорили, что я колодник.
Имп. - Бедный, жаль мне тебя!
Узник: - О. Государь!
Имп. - Как знаешь, что государь?
Узник: - Портрет на монете. Ты дядя мне, брат по престолу. Помоги!
Имп. - я подумаю.

(император и свита уходят).

Второй указ императора.

“Арестант после учинённого ему посещения легко может получить новые мысли, а потому всячески удерживайте его от новых пагубных врак». 

Картина 15 «Каморка Мировича».
(Сидит в своей каморке).

Четвёртая ария Мировича.

Мирович: - Офицер охраны заболел. Я узнал об этом и предложил себя за товарища. И вот я на дежурстве. Надо во чтобы то ни стало доиграть пьесу до конца. Играл я кадетом у Разумовского...  Эх, пастушка! «Когда ты будешь богачом, вельможей, а не пастухом...» Я так пастухом и остался. «Господин, офицер, помогите!» Тогда я не пришёл на помощь, приду сейчас. Подождите, надейтесь, приду сейчас!

(пишет воззвание)

«От имени Иоанна Антоновича командиру смоленского полка предписывается немедленно привести полк к присяге и следовать в Петербург к Летнему дворцу...» Похоже? Убедительно? Да не важно!

(Хватает кафтан, шляпу,шпагу и выбегает из каморки.)

Картина 16 «Крепостная стена».
Сцена « Мятеж».
(солдаты сбегаются).

Мирович:- К ружью! Собирайтесь!
Солдаты: - Зачем зовут? Зачем зовут? Зачем? Зачем?
Мирович: -Стройсь в три шеренги! Заряжай боевыми!
Князь (входит): - Что за тревога? Зачем собрали солдат?
Мирович: - Ты здесь держишь невинного государя! О тебе есть указ! Арестовать! Смирно, стройтесь за мной!

(солдаты следуют за ним).

Часовой: - Кто идёт?
Мирович: - К государю идём!
Часовой: - Кто идёт?
Мирович: - Сдавайтесь, изменники! А то будет хуже!

Картина 17.
«В камере узника».
2й пристав: - Ты не забыл инструкцию?
1й пристав: - Нельзя ли как иначе?
2й пристав: -Ты забыл, как он тебе грозил отсечь голову, став царём?
1й пристав: - Пойдём к нему!

( Входят к спящему, обнажив шпаги.)

1й пристав: - Ну, что ж именем статута приказываю! 

(Пронзают спящего.)

Мирович (вбегает с солдатами): - Где государь?!
2й пристав: - У нас императрица, а не государь!
Мирович: - Кажи нам его? Что злодеи сделали?
2й пристав: - Инструкцию выполняли!
Мирович: - Что вы,  злодеи, сделали? Убили спящего? Император, наш император!
2й пристав: - Мы поступили по указу!
Мирович: - Они правы, а я виноват! (сдаёт оружие)
Прощайте, братцы! Не поминайте лихом...

(Комендант велит арестовать его).
 
ЭПИЛОГ.
Картина 18. «Дворцовая церковь в Царском селе».
Императрица входит в храм.

Старик, служитель: - Просительница одна ждёт тебя, милостивая.
Императрица: - Кто она и по какому делу? 
Старик: - Она издалека. Плачет. Ох, прими её, всемилостивая.

Поликсена входит и падает на колени.
Императрица: - Что же, могу... Встаньте, милая! За кого вы просите?
Поликсена: - За Мировича!
Императрица: - Монархи не властны в таких делах. Но кто вы ему?
Поликсена: - Невеста! Государыня, можете обещать?
Императрица: - Что в моих силах.
Поликсена: - Даже помилование?
Императрица: - Посмотрим. Были сообщники у него?
Поликсена: - Есть одно лицо... 
Императрица: - Вы его знаете?
Поликсена: - Знаю!
Императрица: - Обещаю помиловать, если назовёте. Кто же он?
Поликсена: - Я, государыня! 
Императрица: - Вы шутите, бедная? Желание спасти ослепляет вас. Верить не могу! Читала его записи. Он безумец, фанатик!
Поликсена: - Он лишь выполнял, чего желала я. Я хотела облегчить участь принца. Казните меня, меня!
Императрица: - Вот она новая Жанна да Арка! Что скажут на это Дидро и Вольтер? Вы были откровенны. Я сдержу обещание. Указ о помиловании будет доставлен с фельдъегерем утром прямо к эшафоту.

(Поликсена падает к ногам императрицы).

Картина 19. «Сытный рынок. Эшафот».

Зеваки: -Едут!Едут! Едут! Едут! Едут! Едут! Едут! Показались верховые. В телеге под конвоем сидит бедный офицер. Рядом священник и солдаты. Подъехали к эшафоту.
Ввели осуждённого. Явился аудитор. Аудитор достал приговор. Приговор. Солдаты взяли на караул. Беднягу повели к плахе. Сняли с него шинель. Обнажилось бледное тело. Молодой-то какой! А бел как бумага!
Мирович (к палачу): - Ну, брат! Ты ведь во Христе мне брат. Возьми перстень. (снимает кольцо).Дорогая особа подарила.
Зеваки: - Чего-то ждут. Может, простят?

(поволокли к плахе).

Мирович: - Пустите, я сам! Да здравствует мученик Иоанн Третий!
Зеваки: - Топор поднялся и с глухим хрустом опустился. Вон едет карета. Наверное везут указ о помиловании,но опоздали. Это они нарочно так! Чтобы государыню обелить. Добра, мол, а исполнители нерасторопны!

Конец.






















Рецензии