Приглашение к путешествию

  Я собираю  материал о старых крепостях. Нажимаю кнопку компьютера, экран засветился. Смотрю, Ладожская крепость упоминается в числе десяти других в летописях 862 года.  Старая Ладога. Она рядом. В нашей области. События, о которых я хочу написать, были в другом временном измерении.  Это почти документальное течение времени. Они жили на нашей земле, они защищали ее. Земля не боится повтора утренней зори, повтора заката. У меня растут внук и внучка, и у них будут расти внуки и внучки. С рождением детей, в ту же минуту  возвращается  то состояние души, когда они в первый раз видят нашу землю. Мы приходим и уходим, чтобы поддержать вечность. Я вижу свет от звезды, который близок ко мне в отраженной реке медленно текущего времени. 2012 год для Ладожской крепости знаменательный. 1150 лет назад, по преданию в 862 г. На древнем городище была заложена крепость. С этой датой ученые связывают политические, культурные события.
Ознакомившись с основными сведениями, я решил сам побывать в крепости. Дорога меня ведет прямо в историю. Когда издали я посмотрел на крепость, мне показалось, я увидел как возвышающееся старое гнездо большой птицы,  над зеленым берегом реки. Вхожу в воротную башню крепости. В глаза бросается белизна стен  Георгиевского собора 12 века. Он построен в честь победы над шведами. Из 55 шведских судов 43 были захвачены новгородцами. Так гласит летопись. Читатель! Почтим минутой молчания всех Русиче, кто сражался, обороняя стены таких крепостей. Если мы перестанем об этом писать, они исчезнут для нас навсегда.
Обхожу крепость по периметру. При входе стены выглядят как закопчённые строения, но для меня, эта тень на стенах старой крепости рисует историю подвига и славы поступков наших предков, когда надо было выжить. Иное предстает, если выйти на берег Волхова и идти по поросшим травой холмам. Тут видишь только следы стен, зато хранят они прикосновения людей, под руководством ладожского посадника Павла, построивших новую каменную крепость в 1114 году, при князе Мстиславе Великом. Взбираясь на остатки стены, смотрю в воды седого Волхова, где отражается берег. И будто читаю поставленный всем нам живой вопрос: «Что мы помним о своих предках?» Идут по реке баржи. Совсем рядом со мной появились дети. Видимо, школьники приехали на экскурсию. На одном месте им не устоять, прошли по берегу реки дальше. Я смотрю им в след и вспоминаю. Есть в исторической литературе такой жанр «Россика», к нему относят записи дипломатов, торговых людей о путешествии в Москву. Там можно найти записи про городок, расположенный в 17 милях от лавы (на реке – место с порогами, через которые льется вода). Процитирую записи из текста, как документ тех лет:
- Пройдя на лодках к Ладоге и причалив к берегу, мы увидели много детей 4 – 7 лет, они первые подходили к нам и предлагали красные ягоды, они их называли малиной. Все девочки и мальчики со стрижеными волосами, с локонами с двух сторон. В длинных рубахах их не отличить.
Я, вспомнив эти строки, понимал, тех веселых детей от наших не отличишь. Если только одежда, но в поведении есть что то общее. Далее из «Россики»:
- Вот все расположились на берегу, к нам подошли жители из крепости Ладоги. Пока старшие разговаривали через переводчика, мужчины играли на музыкальном инструменте, они его называли лютнею. Танцевали. Русские в танце не ведут друг друга за руки. Каждый танцует отдельно. Движения ногами, руками, плечами, бедрами. Женщины в руках держат платок. Гости остались на ночлег. Когда начало темнеть, в воздухе поднялось очень много комаров и мошек. Люди развели большой костер. Ветер, идущий с Ладоги по реке, все порывался загасить костер, свет от вспыхивающего пламени ложился на лица людей, освещал вылезший из темноты репейник. Свет пронизывал тьму. Люди готовились ко сну. Они ложились к костру как можно ближе спиной, чтобы спастись от комаров и засыпали. Утром на берегу гостей встретил монах и  принес в дар редьку, огурцы, зеленый горошек и две свечи. Когда гости на своих лодках собрались плыть дальше по Волхову, на берегу собралось много народа. Среди них стоял монах, которого стрельцы подозвали, чтобы принять у него благословение.
Мне показалось, что тот костер осветил и мое детство, когда мы ходили в ночное, мой дядя Володя был колхозным конюхом, мы любили с ним пасти лошадей. Любимого моего коня звали Верный, а собаку, лучшего помощника и защитника, звали - Узнай. Какие красивые имена давали наши деды своим близким помощникам. В ночном мы пекли картошку и слушали разные истории. Мы так же ничем не отличались от наших предков. Как быстро бежит время! День тянется, а годы летят.
На берегу Волхова нам показали сопку, именуемой в народе « Олеговой могилой». По преданию, да и в Новгородской летописи говорится о пребывании Олега Вещего в Ладоге и о его кончине от укуса змей гробовой. Прошлое и настоящее на берегах седого Волхова существует одновременно. С этой мыслью я пошел в Воротную башню смотреть выставленную там музейную экспозицию. На стенах и в шкафах – наконечники стрел, соха хлебороба. Рядом облаченный в доспехи стоит воин тех лет. Он как будто слез с лошади и идет к себе домой. И опять хочется процитировать выдержку  из «Россики»:
- Пехоты у русских не было. Лошади у них маленькие, не подкованные. Узда легкая. Седло устроено так, что всадник мог натянуть лук во все стороны. Оружие лук, стрелы, топор, булава. Сабли у богатых. Нападают на врага внезапно и быстро. В поход из продуктов берут толченое просо, соленую свинину, огниво и котел. Да скромно жили наши предки.
Осмотрев экспозицию, я спустился в низ, вышел во внутренний двор крепости и подумал: все, что я осмотрел это образ жизни наших предков, на нашей земле. И испытал гордость за нашу тысячелетнюю историю. Я   понимаю: «Свою большую историю в летописях, былинах пишут победители!»               


Рецензии
Добрый день, Алексей! Спасибо за интересный рассказ - историю Ладожской крепости и всем, что с ней связано.
С радушием,

Людмила Каштанова   05.12.2023 15:21     Заявить о нарушении
Благодарю за прочтение, хороший отзыв.

Алексей Решетняк   05.12.2023 15:58   Заявить о нарушении