Глава 42. Лестница Целей

   А  сейчас  бы  я  хотел  с  твоего  позволения,  Читатель,  вернуться  к  самому  началу  своего  рассказа,  к  Вступлению,  и  поговорить  на  темы,  которые  лишь  мельком  были  там  затронуты,  довольно  интересные  темы,  но  дальнейшего  развития  не  получили.
...Они  могут  показаться  не  связанными  друг  с   другом,  что  не  так  на  самом  деле,  они  могут  показаться  не  очень  интересными... – имеются  в  виду  так  называемые  “дети-юла”,  дети  с  расстройством  мотивациогенного  поведения  и  тема  иерархии  наших  целей (результатов),  определяющих  всё  поведение,  и,  следовательно,  жизнь,  человека.  Но,  как  далее  увидишь  ты,  Читатель,  обе  эти  темы  тесно  взаимосвязаны,  пересекаясь  и  дополняя  одна  другую.

   Начнём,  пожалуй,  с  первой  заявленной  –  дети  с  синдромом  дефицита  внимания  и  гиперактивностью,  как  очень  научно  звучит.  Увы,  за  этим  наукообразным,  но  не  очень  точным  и  ёмким  обозначением  мало  скрывается  смысла.  Почему?  – Потому,  что  желательно  очень,  чтобы  название  не  только  обозначало,  но  и  по  возможности  объясняло  данное  явление... Ну,  дефицит  внимания...,  что,  на  самом  деле,  может  быть  не  так  –  не  дельта,  а  избыточное,  переполняющее  их  любопытство, сигма,  выплёскивается  из  них  ежесекундно  и  ежеминутно:  им  хочется  и  то,  и  это,  и  другое,  им  необходимо  немедленно,  здесь  и  сейчас,  всё  потрогать,  сделать,  узнать... –  море  желаний  переполняет  их,  рождая  такое  же  море  чувств,  и,  соответственно,  отражающих  их  движений.  Вот  и  кажется  переизбыток  “дефицитом”,  рождая  целую  цепочку  нелепых  и  неверных  силлогизмов.

   Как  описывается  целостное,  то  есть  “общесистемное”,  поведение  в  классической  анохинской  “теории  функциональных  систем”?  Имеется  некая  потребность,  возникшая  как  отражение  нарушений  в  гомеостатической,  а  лучше  в  силу  этого  постоянного  изменения  внутренних  параметров  эндосферы,  говорить  о  гомеодинамической  сфере,  среде  организма...
В  растительных  организмах,  например,  ввиду  их  неподвижности,  адинамии  как  целого,  ибо  у  них  имеется  локальное,  внутрисистемное,  движение-перемещение,  что  проявляется  их  ростом  и  прочими  местными  движениями (таксис,  тургор,  растяжение,  тропизмы,  транспортные системы  ксилемы  и  флоэмы  и  т.п.),  нет  необходимости  создавать  единую  централизованную  систему  управления  всем  растением... –  функцией  саморегуляции-самоуправления  обладают, по сути,  любые  части  (органы,  ткани,  клетки)  растения,  что,  кстати,  обусловливает  его  тотипотентность,  т.е.  способность  растительной  клетки  к  дедифференциации  (ремеристематизации),  когда  дифференцированная  клетка  вновь  становится  эмбриональной.
   Такой  диффузный  характер  управления  позволяет  растению  оперативно  реагировать,  не  дожидаясь  реакции  “центра” (который  там,  где  максимум  эндогенной  активности  в  данный  момент),  на  вредные  и  полезные  воздействия  экзосреды.  Все  “вопросы”  решаются  на  месте  –  есть,  чему  поучиться  нашим  бюрократам! –  но  информация  при  необходимости  может (гуморальная  и  электрофизиологическая  система  сообщения-регуляции)  рассылаться-расходиться  по  всему   растению.
 
   Почему  я  так  подробно  останавливаюсь  на  растительном  организме?
По  многим  причинам,  но  главная  заключается  в  том,  чтобы  показать  тебе,  Читатель, что  неподобный  Человеку  –  не  значит  худший,  ущербный  по  сравнению  с  ним.  Кроме  того,  на  примере  растений  ярко  проявляется  другой,  не  такой  “зацентрализованный”,  механизм  управления  и  регуляции,  “сетевой”,  как  сейчас  сказали  б.

Скорость  внутрисистемного  сообщения  в  растениях  много  хуже,  чем  у  животных…,  ну  и  что?..  Растения  с  легкостью  исправляют  этот  недостаток  (с  избытком  причём,  извлекая  из  этого  дополнительные  дивиденды… как  та  же  тотипотентность  клетки,  приводящая  к  удивительной  регенеративной,  вегетативной,  выживаемости  их)  применяя  распределительно-сетевую  структуру-функцию  (систему)  управления-регуляции.
Да,  для  экстренных,  экстремальных  случаев  реагирования,  когда  на  повреждающий  фактор  требуется  вмешательство  других  частей,  органов растения,  т.е.  целостная  реакция  организма,  этот  механизм  регуляции  явно  недостаточен… но,  во-первых,  в  жизни  растения  не  так  часто  бывают  такие  случаи,  во-вторых,  существует  регенерация-восстановление  и  многоярусная,  не  хуже  человеческого  иммунитета,  система  защиты,  и,  в-третьих,  я  подозреваю  (вспомните  про опыты  ментально-эмоционального  взаимодействия,  о  которых  я  рассказывал  в  гл. 26,  “человек – растение”)  у  них  существует  неизвестная  нам  пока  система  –  общеорганизменная, целостная! –  управления-сообщения-регуляции,  позволяющая  им,  как  и  животным,  использовать  механизм  ООД,  антиципации – предвосхищения,  предзнания.

Всё  это  позволяет  рассматривать  растительный  организм  по  крайней  мере  не  хуже  приспособившимся  к  среде,  чем  животный...,  а  учитывая  время  жизни  самых  долгоживущих  представителей  этих  царств,  животная  клетка  давно  и  безнадёжно  проиграла  растительной  клетке  борьбу  за  устойчивость-сопротивляемость-выживаемость...

...Да,  так  вот,  возникшая  потребность,  оформленная  эндомозгом  в  мотивацию,  во-первых,  включает  целую  цепь  поисково-оценочных  реакций,  запускающих  механизмы  памяти (с  целью  найти  подходящее  решение  в  прошлом  для  подобной  мотивации-задачи)  и  эмоций (с  целью  оценки  срочности,  затратности  и  эффективности  решения,  предоставляемого  памятью,  а  также  вероятности  достижения  возникшей  цели  в  данных  конкретных  условиях,  ибо  предыдущие  условия  наверняка  отличались  от  нынешних...) –  понятно,  у  эмоционального  сопровождения  потребности  задачи  посложнее,  чем  у  мнестического,  поэтому  мнестическое  может  в  помощь  нынешним  эмоциям  включить  прошлые  эмоции,  существовавшие  тогда... –  рождается  целый  ансамбль,  а  лучше  даже  сказать  “оркестр” эмоций,  где  партию  дирижёра   будет  исполнять  сознание,  а  за  первую  скрипку  будет...

– Всё  это  безобразие  Анохин  обозначил,  как  “афферентный (входной)  синтез”,  который  обязательно  дополняется  вмешательством  экзомозга,  поставляющего  сенсорную  текущую,  рутинную,  скажем  так,  информацию  о  внешней  среде,  “обстановочную  афферентацию”, красиво  названую  так  нашим  академиком,  и “пусковым  стимулом”  –  тем  воздействием  среды,  что  привело  к  появлению  потребности.
...Понятно  и  ежу,  второе  вовсе  не  обязательно  –  потребности  часто  возникают  спонтанно-эндогенно,  без  всякого  вмешательства  внешней  среды,  это  только  в  средоиндуцированном  поведении,  –  пошёл  дождь –  надо что-то предпринимать...,  а  можно  и  забить  на  этот  летний  ливень...  –  необходимо  реагировать  на  подобные  сигналы.

...Понятно и  ежу  другое: потребности  могут  возникать  самым  непонятным  и  неприятным  образом...  –  то  их  море  (“дети-юла”),  то  их  вообще  нет,  и  человеку  хорошо, ...если  это,  конечно,  не  кататонический  ступор.  Это  зависит  от  двух  сред  –  внешней,  экзосреды,  и  внутренней,  эндосреды  –  эндосферы  организма.
   Так  вот,  дети  с  СДВиГа (– ха! – не  хватает  только  “ми”…)...,  у  них  в  силу,  скорее  всего  генетического “сдвига”,  порог  восприятия  – текущей,  рутиной  информации  – понижен,  а  восприимчивость, “биологическая-физиологическая  раздражимость”, наоборот,  усилена, повышена...  Потребности-мотивации  с  сопровождающими  их  эмоциями,  как  в  ядерных  цепных  реакциях,  рождают  такое  же  лавинообразное  самоусиление  по  типу  обратной  положительной  связи  – понятно  почему:  вход  облегчён, выход  затруднён,  ибо  возникшая  мотивация  должна  быть  удовлетворена,  но  они  сыпятся  как  град  с  неба  на  несчастный  эндомозг  от  дурного  экзо,  взаимодействующего  со  средой...,  он,  бедняга,  не  знает,  за  которую  вначале  браться  (ибо,  по  сути,  все  они  необязательны и  никчёмны!) –  и  начинается  тогда  гипердвижение,  кто  видел  таких  детей  –  это  что-то,  шарик  ртути  на  их  фоне  просто  тормоз!!
Какое  лекарство  им  помогает,  знаете? –  Да-да, мой  Читатель, правильно – понижающее  общую  возбудимость-раздражимость  мозга,  “неспецифических  активирующих  систем”,  и/или  повышающее  порог  восприятия  текущей  “обстановочной  афферентации”.
И  то, и  другое  регулируется  адренергическими  структурами  среднего  мозга  –  эндомозга,  кто  не  понял.

...Надеюсь,  доступно  излагаю?

   Так  вот,  вопрос  у  меня  к  тебе,  Читатель: - как  думаешь,  откуда  вдруг  и  почему  взялось  у  современного  человечества  это  чудо?
Где,  в  каких  местах-странах  они  рождаются??
– Всё  правильно: в  индустриально,  точнее,  информационно  развитых  странах,  где  возросла  в  десятки-сотни  раз  формационная  (не  только  ин-,  но  и  праформационная,  в  виде  чужеродной  для  биосистемы  нагрузки – материальной  и  энергетической...)  составляющая  среды.  В  отсталых  и  аграрных  государствах  Азии  и  Африки  о  них  и  слыхом  не  слыхивали... зато  там,  где  у  ребёнка  появилась  возможность  с  рождения  пялиться  в  монитор  компьютера,  экран  телевизора  –  пожалуйста,  получайте  ко  второму  критическому  возрасту  (6-8 лет,  кто  не  знает)  своих “волчков”.
…Почему… Потому  что  природа  мудрее  нас  с  тобой,  Читатель,  верно  полагая:  если  есть  возможность,  то  есть  если  позволяет  это  генотип  и  фенотип  ребёнка,  то  надо  его  как-то  приспосабливать  к  этим  безобразиям,  что  она  с  успехом  и  проделала,  как  и  в  случае  с  акселерацией  подростков  в  20-м  веке.

…М-да,  “дети-индиго”... итить  их  мать..., проблема  новая  невропатологов  и  психиатров  –  я  пообщался  с  ними,  с  этими “цветами  жизни”  –  знаю, о  чём  я  говорю.  Они  заточены  природой  что  твой  карандаш  под  новые  социальные –  увы, недолговечные! –  условия  среды,  дети  информационной  эры,  они  и  исчезнут  вместе  с  ней  также  незаметно,  как  и  появились...

   Только  в  одном  случае они  смогут  уцелеть: если  мозг  научится  всё  же  управляться  с  такой  оравой  конкурирующих  мотиваций... изобретя  для  этого  механизм  сочетания – сопряжения  возникающих  мотивов,  их  “афферентных  синтезов”  в  один  слажено  работающий  оркестр,  в  то,  что  Анохин  тот  же  называл  “симультанное  мышление”.
Не  последовательно-поступательно,  одна  задача,  затем  другая,  третья... – нет,  здесь  все  задачи  решаются  одновременно-параллельно,  как  в  том  компьютере  процессоры,  работающие  независимо,  каждый  по  своей  программе.
...Да,  этакий  Александр  Македонский,  делающий  одновременно  сразу  пять  дел...  Как  говорится,  прецеденты  уже  были.

   И  здесь подходим  плавно  к  нашей  второй  теме:  иерархии  целей-результатов  в  живом  организме.
...Кстати,  о  растительном  царстве:  благодаря  диффузной  системе  управления,  перед  растением  такой  задачи  не  стоит  –  они  запросто  способны  реагировать  одновременно  как  на  поступление  влаги  к  корням, так  и  на  поступление  света  к  листьям  и  опыление  своих  цветов,  которым  надо  вовремя  раскрыться  и  закрыться...  А  вы  попробуйте  одновременно  есть,  испражняться  и  сношаться... хотя,  подозреваю,  и  здесь обнаружатся  умелицы  и  умельцы...


   Так,  ладно,  не  будем  отвлекаться.
Почему  ещё  животному  трудно  сопрягать  одновременно  различные  типы  поведения,  разные  задачи?
– Они  определяются  неравноценными  целями:  существуют  срочные, от  которых  жизнь  сейчас  зависит,  существуют  срочные,  от  которых  будущая  жизнь  зависит,  и  существуют  прочие,  тоже  важные,  задачи,  но  решение  которых  может  и  повременить.

   Большое  это умение,  кстати,  выбирать из  массы  будущих  вариантов  развития  такие,  которые  обеспечат  в  будущем ...нет,  не  оптимальное комфортное  существование  -  на  это  любая  тля  способна...  а  такие,  что  позволят  максимально  воплотиться  твоим  высшим,  базовым,  судьбоносным  целям...,  твоему  Предназначению (снова  я  о своём!).
...Растению,  баобабу  там  какому,  в  этом  смысле  проще –  набросал  семян  побольше  –  осуществил  своё  предназначение... и  сколько  таких  баобабов - баба.бов  среди  Людей  проживает  –  подумать  даже  страшно!!
Слышу,  кто-то  говорит: - так  это  ж  замечательно! Значит,  род  людской  не  прервётся,  не  исчезнут  с  лица  Земли  люди!!
Да  ты  оптимист,  дружище,  как  я  вижу... А  ты  уверен,  что  лицо  это  люди  украшают?
Я  вот,  честно  говоря,  не  очень... –  пока  он  так  собою,  этот  человечек,  озабочен,  ему  не  до  “лица  Земли”,  согласись,  мой  Читатель.  Его, дурилку,  больше  “дети-юла”  заботят,  чем... а,  впрочем,  мы  снова  отвлеклись  от  темы,  надо  с  лестницей  целей-результатов  разобраться  до  конца.

   Что  получается?
Пока  определённый  результат  не  достигнут, нет  возможности (желания,  хотения, стремления...)  последующим  результатом – целью  заниматься.
Пока  не  выполнишь  низшие  и  простые  самые  задачи,  тебя  никто  к  сложным,  высшим  и  главным  не  допустит!
Сдаётся  мне, именно  по  этой  лестнице  и  шагают  Души  наши  и  не  наши  (раз  у  растений  тоже  есть  своя  “отражательная” система,  система  отображения  мира, отложения – сохранения  формации  во  всеобщем  эпиформационном  поле…,  а,  впрочем,  Душа  имеется  у  всего  живого, начиная  с  вируса  полудохлого  и  заканчивая…)

…Именно  по  этой  Лестнице  Целей-Результатов  всё  сущее  и  живое  неуклонно – необходимо  движется …куда?  –  вперёд  и  вверх,  к  совершенству,  к  Абсолюту,  к  Богу. 

   Увы,  не  всегда  только  вверх,  не  обязательно  вперёд… –  часто  падать,  вновь  пройденный  путь  повторять  приходиться… а  куда  деваться  –  если  есть  прогресс, то  и  регресс  необходимо-дополняя  существует,  так  ведь?!..

...И  вот  что  подумалось:  часто  достигнутая  цель,  как  та  ступенька,  на  которую  уже  встал  и  стоишь  уверено  на  ней,  становится  средством  для  достижения   новой  цели,  очередной  ступени, на  которую  только  предстоит  сделать  шаг...  Так  и  идёт –  то  цель,  то  средство  она  достижения  цели,  орудие  и  инструмент,  и  дальше,  дальше... дальше!

   И  я  предполагаю,  не  только  к  душам  и  живым  системам  относится  сия  закономерность,  но  и  к  сущему  всему,  то  есть  к  любой – живой,  неживой – не  важно,  системе.  Если  ты  не  можешь  справиться  с  такой  простой,  казалось  бы  среде  твоей,  задачей,  то  как  тебя  можно  дальше  оставлять  целостной  самостоятельной  системой... –  ведь  дальше  только  всё  сложнее  и  сложнее  будет,  развитие  необходимо  будет  усложняться,  поскольку  и  твоя  среда  является  лишь  системой,  частью – элементом для  чего-то  и  кого-то...
...Зачем  же  ей  неправильно  работающий  или  неработающий  модуль? – Переделываем  иль  уничтожаем,  ...ты  понял  тонкий  мой  намёк,  Читатель?!..




                продолжение: http://www.proza.ru/2017/07/10/1777
   


Рецензии