Глава 42. Лестница Целей
...Они могут показаться не связанными друг с другом, что не так на самом деле, они могут показаться не очень интересными... – имеются в виду так называемые “дети-юла”, дети с расстройством мотивациогенного поведения и тема иерархии наших целей (результатов), определяющих всё поведение, и, следовательно, жизнь, человека. Но, как далее увидишь ты, Читатель, обе эти темы тесно взаимосвязаны, пересекаясь и дополняя одна другую.
Начнём, пожалуй, с первой заявленной – дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, как очень научно звучит. Увы, за этим наукообразным, но не очень точным и ёмким обозначением мало скрывается смысла. Почему? – Потому, что желательно очень, чтобы название не только обозначало, но и по возможности объясняло данное явление... Ну, дефицит внимания..., что, на самом деле, может быть не так – не дельта, а избыточное, переполняющее их любопытство, сигма, выплёскивается из них ежесекундно и ежеминутно: им хочется и то, и это, и другое, им необходимо немедленно, здесь и сейчас, всё потрогать, сделать, узнать... – море желаний переполняет их, рождая такое же море чувств, и, соответственно, отражающих их движений. Вот и кажется переизбыток “дефицитом”, рождая целую цепочку нелепых и неверных силлогизмов.
Как описывается целостное, то есть “общесистемное”, поведение в классической анохинской “теории функциональных систем”? Имеется некая потребность, возникшая как отражение нарушений в гомеостатической, а лучше в силу этого постоянного изменения внутренних параметров эндосферы, говорить о гомеодинамической сфере, среде организма...
В растительных организмах, например, ввиду их неподвижности, адинамии как целого, ибо у них имеется локальное, внутрисистемное, движение-перемещение, что проявляется их ростом и прочими местными движениями (таксис, тургор, растяжение, тропизмы, транспортные системы ксилемы и флоэмы и т.п.), нет необходимости создавать единую централизованную систему управления всем растением... – функцией саморегуляции-самоуправления обладают, по сути, любые части (органы, ткани, клетки) растения, что, кстати, обусловливает его тотипотентность, т.е. способность растительной клетки к дедифференциации (ремеристематизации), когда дифференцированная клетка вновь становится эмбриональной.
Такой диффузный характер управления позволяет растению оперативно реагировать, не дожидаясь реакции “центра” (который там, где максимум эндогенной активности в данный момент), на вредные и полезные воздействия экзосреды. Все “вопросы” решаются на месте – есть, чему поучиться нашим бюрократам! – но информация при необходимости может (гуморальная и электрофизиологическая система сообщения-регуляции) рассылаться-расходиться по всему растению.
Почему я так подробно останавливаюсь на растительном организме?
По многим причинам, но главная заключается в том, чтобы показать тебе, Читатель, что неподобный Человеку – не значит худший, ущербный по сравнению с ним. Кроме того, на примере растений ярко проявляется другой, не такой “зацентрализованный”, механизм управления и регуляции, “сетевой”, как сейчас сказали б.
Скорость внутрисистемного сообщения в растениях много хуже, чем у животных…, ну и что?.. Растения с легкостью исправляют этот недостаток (с избытком причём, извлекая из этого дополнительные дивиденды… как та же тотипотентность клетки, приводящая к удивительной регенеративной, вегетативной, выживаемости их) применяя распределительно-сетевую структуру-функцию (систему) управления-регуляции.
Да, для экстренных, экстремальных случаев реагирования, когда на повреждающий фактор требуется вмешательство других частей, органов растения, т.е. целостная реакция организма, этот механизм регуляции явно недостаточен… но, во-первых, в жизни растения не так часто бывают такие случаи, во-вторых, существует регенерация-восстановление и многоярусная, не хуже человеческого иммунитета, система защиты, и, в-третьих, я подозреваю (вспомните про опыты ментально-эмоционального взаимодействия, о которых я рассказывал в гл. 26, “человек – растение”) у них существует неизвестная нам пока система – общеорганизменная, целостная! – управления-сообщения-регуляции, позволяющая им, как и животным, использовать механизм ООД, антиципации – предвосхищения, предзнания.
Всё это позволяет рассматривать растительный организм по крайней мере не хуже приспособившимся к среде, чем животный..., а учитывая время жизни самых долгоживущих представителей этих царств, животная клетка давно и безнадёжно проиграла растительной клетке борьбу за устойчивость-сопротивляемость-выживаемость...
...Да, так вот, возникшая потребность, оформленная эндомозгом в мотивацию, во-первых, включает целую цепь поисково-оценочных реакций, запускающих механизмы памяти (с целью найти подходящее решение в прошлом для подобной мотивации-задачи) и эмоций (с целью оценки срочности, затратности и эффективности решения, предоставляемого памятью, а также вероятности достижения возникшей цели в данных конкретных условиях, ибо предыдущие условия наверняка отличались от нынешних...) – понятно, у эмоционального сопровождения потребности задачи посложнее, чем у мнестического, поэтому мнестическое может в помощь нынешним эмоциям включить прошлые эмоции, существовавшие тогда... – рождается целый ансамбль, а лучше даже сказать “оркестр” эмоций, где партию дирижёра будет исполнять сознание, а за первую скрипку будет...
– Всё это безобразие Анохин обозначил, как “афферентный (входной) синтез”, который обязательно дополняется вмешательством экзомозга, поставляющего сенсорную текущую, рутинную, скажем так, информацию о внешней среде, “обстановочную афферентацию”, красиво названую так нашим академиком, и “пусковым стимулом” – тем воздействием среды, что привело к появлению потребности.
...Понятно и ежу, второе вовсе не обязательно – потребности часто возникают спонтанно-эндогенно, без всякого вмешательства внешней среды, это только в средоиндуцированном поведении, – пошёл дождь – надо что-то предпринимать..., а можно и забить на этот летний ливень... – необходимо реагировать на подобные сигналы.
...Понятно и ежу другое: потребности могут возникать самым непонятным и неприятным образом... – то их море (“дети-юла”), то их вообще нет, и человеку хорошо, ...если это, конечно, не кататонический ступор. Это зависит от двух сред – внешней, экзосреды, и внутренней, эндосреды – эндосферы организма.
Так вот, дети с СДВиГа (– ха! – не хватает только “ми”…)..., у них в силу, скорее всего генетического “сдвига”, порог восприятия – текущей, рутиной информации – понижен, а восприимчивость, “биологическая-физиологическая раздражимость”, наоборот, усилена, повышена... Потребности-мотивации с сопровождающими их эмоциями, как в ядерных цепных реакциях, рождают такое же лавинообразное самоусиление по типу обратной положительной связи – понятно почему: вход облегчён, выход затруднён, ибо возникшая мотивация должна быть удовлетворена, но они сыпятся как град с неба на несчастный эндомозг от дурного экзо, взаимодействующего со средой..., он, бедняга, не знает, за которую вначале браться (ибо, по сути, все они необязательны и никчёмны!) – и начинается тогда гипердвижение, кто видел таких детей – это что-то, шарик ртути на их фоне просто тормоз!!
Какое лекарство им помогает, знаете? – Да-да, мой Читатель, правильно – понижающее общую возбудимость-раздражимость мозга, “неспецифических активирующих систем”, и/или повышающее порог восприятия текущей “обстановочной афферентации”.
И то, и другое регулируется адренергическими структурами среднего мозга – эндомозга, кто не понял.
...Надеюсь, доступно излагаю?
Так вот, вопрос у меня к тебе, Читатель: - как думаешь, откуда вдруг и почему взялось у современного человечества это чудо?
Где, в каких местах-странах они рождаются??
– Всё правильно: в индустриально, точнее, информационно развитых странах, где возросла в десятки-сотни раз формационная (не только ин-, но и праформационная, в виде чужеродной для биосистемы нагрузки – материальной и энергетической...) составляющая среды. В отсталых и аграрных государствах Азии и Африки о них и слыхом не слыхивали... зато там, где у ребёнка появилась возможность с рождения пялиться в монитор компьютера, экран телевизора – пожалуйста, получайте ко второму критическому возрасту (6-8 лет, кто не знает) своих “волчков”.
…Почему… Потому что природа мудрее нас с тобой, Читатель, верно полагая: если есть возможность, то есть если позволяет это генотип и фенотип ребёнка, то надо его как-то приспосабливать к этим безобразиям, что она с успехом и проделала, как и в случае с акселерацией подростков в 20-м веке.
…М-да, “дети-индиго”... итить их мать..., проблема новая невропатологов и психиатров – я пообщался с ними, с этими “цветами жизни” – знаю, о чём я говорю. Они заточены природой что твой карандаш под новые социальные – увы, недолговечные! – условия среды, дети информационной эры, они и исчезнут вместе с ней также незаметно, как и появились...
Только в одном случае они смогут уцелеть: если мозг научится всё же управляться с такой оравой конкурирующих мотиваций... изобретя для этого механизм сочетания – сопряжения возникающих мотивов, их “афферентных синтезов” в один слажено работающий оркестр, в то, что Анохин тот же называл “симультанное мышление”.
Не последовательно-поступательно, одна задача, затем другая, третья... – нет, здесь все задачи решаются одновременно-параллельно, как в том компьютере процессоры, работающие независимо, каждый по своей программе.
...Да, этакий Александр Македонский, делающий одновременно сразу пять дел... Как говорится, прецеденты уже были.
И здесь подходим плавно к нашей второй теме: иерархии целей-результатов в живом организме.
...Кстати, о растительном царстве: благодаря диффузной системе управления, перед растением такой задачи не стоит – они запросто способны реагировать одновременно как на поступление влаги к корням, так и на поступление света к листьям и опыление своих цветов, которым надо вовремя раскрыться и закрыться... А вы попробуйте одновременно есть, испражняться и сношаться... хотя, подозреваю, и здесь обнаружатся умелицы и умельцы...
Так, ладно, не будем отвлекаться.
Почему ещё животному трудно сопрягать одновременно различные типы поведения, разные задачи?
– Они определяются неравноценными целями: существуют срочные, от которых жизнь сейчас зависит, существуют срочные, от которых будущая жизнь зависит, и существуют прочие, тоже важные, задачи, но решение которых может и повременить.
Большое это умение, кстати, выбирать из массы будущих вариантов развития такие, которые обеспечат в будущем ...нет, не оптимальное комфортное существование - на это любая тля способна... а такие, что позволят максимально воплотиться твоим высшим, базовым, судьбоносным целям..., твоему Предназначению (снова я о своём!).
...Растению, баобабу там какому, в этом смысле проще – набросал семян побольше – осуществил своё предназначение... и сколько таких баобабов - баба.бов среди Людей проживает – подумать даже страшно!!
Слышу, кто-то говорит: - так это ж замечательно! Значит, род людской не прервётся, не исчезнут с лица Земли люди!!
Да ты оптимист, дружище, как я вижу... А ты уверен, что лицо это люди украшают?
Я вот, честно говоря, не очень... – пока он так собою, этот человечек, озабочен, ему не до “лица Земли”, согласись, мой Читатель. Его, дурилку, больше “дети-юла” заботят, чем... а, впрочем, мы снова отвлеклись от темы, надо с лестницей целей-результатов разобраться до конца.
Что получается?
Пока определённый результат не достигнут, нет возможности (желания, хотения, стремления...) последующим результатом – целью заниматься.
Пока не выполнишь низшие и простые самые задачи, тебя никто к сложным, высшим и главным не допустит!
Сдаётся мне, именно по этой лестнице и шагают Души наши и не наши (раз у растений тоже есть своя “отражательная” система, система отображения мира, отложения – сохранения формации во всеобщем эпиформационном поле…, а, впрочем, Душа имеется у всего живого, начиная с вируса полудохлого и заканчивая…)
…Именно по этой Лестнице Целей-Результатов всё сущее и живое неуклонно – необходимо движется …куда? – вперёд и вверх, к совершенству, к Абсолюту, к Богу.
Увы, не всегда только вверх, не обязательно вперёд… – часто падать, вновь пройденный путь повторять приходиться… а куда деваться – если есть прогресс, то и регресс необходимо-дополняя существует, так ведь?!..
...И вот что подумалось: часто достигнутая цель, как та ступенька, на которую уже встал и стоишь уверено на ней, становится средством для достижения новой цели, очередной ступени, на которую только предстоит сделать шаг... Так и идёт – то цель, то средство она достижения цели, орудие и инструмент, и дальше, дальше... дальше!
И я предполагаю, не только к душам и живым системам относится сия закономерность, но и к сущему всему, то есть к любой – живой, неживой – не важно, системе. Если ты не можешь справиться с такой простой, казалось бы среде твоей, задачей, то как тебя можно дальше оставлять целостной самостоятельной системой... – ведь дальше только всё сложнее и сложнее будет, развитие необходимо будет усложняться, поскольку и твоя среда является лишь системой, частью – элементом для чего-то и кого-то...
...Зачем же ей неправильно работающий или неработающий модуль? – Переделываем иль уничтожаем, ...ты понял тонкий мой намёк, Читатель?!..
продолжение: http://www.proza.ru/2017/07/10/1777
Свидетельство о публикации №217071000871