Однажды... 451-460

451. Вышли из положения

Однажды Ильфа (1897–1937) и Петрова (1902–1942) спросили, приходилось ли им писать под псевдонимом. На что они ответили:
– Конечно, Ильф иногда подписывался Петровым, а Петров – Ильфом.

452. Диссидент во фраке

Прибыв в Москву, Ермолов (1772–1861) посетил во фраке дворянское собрание. Приезд этого генерала, столь несправедливо и безрассудно удаленного со служебного поприща, произвел необыкновенное впечатление на публику. Многие дамы и кавалеры вскочили на стулья и столы, чтобы лучше рассмотреть Ермолова, который остановился в смущении у входа в залу. Жандармские власти тотчас донесли в Петербург, будто Ермолов, остановившись насупротив портрета государя, грозно посмотрел на него!

453. Болеть запрещается!

Когда на Востоке появилась холера, Николай II (1868–1918) был немного встревожен этим обстоятельством, опасаясь, чтобы эпидемия не была занесена в Петербург. Вскоре его величество производил смотр войскам Санкт-Петербургского военного округа.
– Братцы, – начал он, – на востоке нашего любезного отечества шалит холера. Но здесь, в Петербурге, я строго запрещаю вам подобное свинство.
– Рады стараться, ваше величество, – ответили в один голос солдаты.

454. Изобретая велосипед

Велосипеды были довольно модной темой для европейских и российских газет конца XIX столетия. Вот какие заметки можно было встретить на их страницах:
«Знаменитый Эмиль Золя (1840–1902) предсказывает самокату громадный успех. Он говорит, что будущее самоката бесконечно и что, с социальной точки зрения, он будет играть громадную роль».
«Какой-то американский самокатчик думает отправиться к Северному полюсу. Теперь он собирает сведения о наилучших дорогах к нему».
«Некто г-н Уайт из Сан-Бернардино приспособил к своему самокату парус и делает теперь от двадцати до тридцати миоль в час, разумеется, по ветру».
«Профессор А. Гэтэуэй (Англия) говорит, что через двадцать лет условия жизни совершенно изменятся благодаря той легкости сообщения, которую дает велосипед. Чрезмерное скопление жителей в городах исчезнет, и, наоборот, разовьется жизнь вне городов».
«”Цикль” сообщает, что недалеко от Мемона видели шестиместный самокат, приводимый в движение паровой машиной. Откуда взялся и куда ехал – неизвестно».
«Во Пскове собираются основать велосипедное общество. Членов на первое время предполагается до 40 человек».

455. Суть политики

По поводу политических заявлений Московской городской думы в 1869 году Федор Тютчев (1803–1873) писал:
«Всякие попытки к политическим выступлениям в России равносильны стараниям высекать огонь из куска мыла…»

456. Войти в образ

Киноактер Геловани (1893–1956), исполнявший роли Сталина (1879–1953) в кино, для того чтобы лучше вжиться в роль прототипа, попросил поселить его на даче вождя у озера Рица.
Сталин ответил:
– Почему вживаться в мой образ надо с жизни на даче у озера Рица? Не лучше ли начать с Туруханской ссылки?

457. Лягушки против гречки

Французский посол на одном из банкетов спрашивает у Александра III (1845–1894):
– Ваше Величество, это правда, что у вас в России гречку едят?
– Да, а что?
– У нас во Франции эту гадость только скотине дают.
Александр III, почесав затылок, спрашивает у посла:
–Мосье, а это правда, что у вас во Франции лягушек едят?
– Да, а что?
– Да так… У нас в России эту гадость даже скотина не ест…

458. Азбука морских терминов

В 1789 и 1790 годах адмирал Василий Чичагов (1726–1809) одержал блистательные победы над шведским флотом. При первом после того приезде Чичагова в Петербург Екатерина II (1729;1796) приняла его милостиво и изъявила желание, чтобы на следующее утро он рассказал ей о своих походах. Государыню предупреждали, что адмирал почти не бывал в хорошем обществе и иногда употребляет неприличные выражения. Но императрица осталась при своем желании.
На другое утро явился Чичагов. Не привыкнув говорить в присутствии императрицы, он робел, но чем дальше входил в рассказ, тем больше оживлялся и, наконец, пришел в такую восторженность, что кричал, махал руками и горячился. Описав решительную битву и дойдя до того, когда неприятельский флот обратился в бегство, адмирал все забыл, ругал трусов-шведов, причем употреблял такие слова, которые можно слышать только в толпе черного народа. «Я их… я их…» ; кричал адмирал. Вдруг опомнился, в ужасе вскочил с кресел, повалился перед императрицей:
; Виноват, матушка, Ваше Императорское Величество...
; Ничего, ; кротко сказала императрица, ; ничего, Василий Яковлевич, продолжайте; я ваших морских терминов не разумею.

459. Как запутать иностранца?

Льюис Кэрролл (1832–1898), проезжая по России, записал чудное русское слово «защищающихся» (those who protect themselves – как он пометил в дневнике) английскими буквами. Вид этого слова вызывает ужас... zashtsheeshtshayoushtsheekhsya. Ни один англичанин или американец это слово произнести не в состоянии.

460. Мечта о крепостничестве

Как-то Булата Окуджаву (1924–1997) спросили, кем бы он хотел быть в дореволюционной России. Тот ответил, что хотел бы иметь небольшое имение, содержать крестьян, разводить собак. Его тут же вызвали в ответственные органы, и молодой оперуполномоченный потребовал ответа: правда ли Булат Шалвович желает быть помещиком?
– Да, – ответил Окуджава. – А вы кем бы хотели быть?
– Конечно, крепостным, – ответил опер.


Рецензии
Хорошая подборка.
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   11.07.2017 15:56     Заявить о нарушении