Муха в янтаре

Все увлечены погодой. Не вулканами, не пожарами, не ураганами, а обыкновенным дождем, ветром, прохладой, жарой. Зная, что разговоры о погоде – это разговоры ни о чем, мы все же ведем их, словно обедневшие аристократы в английской пьесе.

А все потому, что современный человек обязал себя иметь мнение. Это нужно было бы сказать в самом конце, но для конца есть неожиданная радость.

Нам нестерпимо хочется относиться к чему-то неподвластному. Теребить что-то неоднозначно-бархатное, щекотать глубокое во тьме веков. Иметь к нему подозрение. Испытывать чувства, обсуждать, важничать, сыпать терминами и всем, что сыпется на чашу самолюбования.

Можем ли мы так не делать? Да! В любые времена, когда чудовища прячутся в темноте, шнурки не завязываются, каша не лезет, конфеты никогда не лежат в вазочке, когда первая влюбленность, да что там – первый обжигающий щеку взгляд, когда идеи одна за другой проносятся в голове, когда вдохновение приходит чаще, чем аппетит, а есть хочется постоянно – тогда в нашей жизни нет места для каких-то мертворожденных итогов. Интересно быть главным героем, а не зрителем. Интересно находить, понимать и тут же идти дальше, не засиживаясь на снесенных яйцах познания. Парадокс заключается в том, что пока мы устраиваем себя в этом мире – мир устраивает нас полностью: с грязью под ногами, с сопливым ветром, с мокрым снегом, с внутренним и внешним протестом. Мы купаемся в холодной воде до синих губ, ходим без шапки (хоть мама не велела), не носим колготок, сидим на простывших камнях, загораем до гуталина. Мир наш, даже если его нужно срочно менять. Это наша среда обитания и она не может волновать нас настолько, чтобы мы её троллили.

Но стоит купить модный пиджак и телевизор с диагональю, свозить жену в дорогой ресторан на кредитной хонде, отложить пару сотен в пенсионный фонд – погода начинает портиться. Кондиционеры, обогреватели, личный транспорт, повышенный комфорт, одежда на все случаи жизни - портят погоду еще сильнее. И вот мы в шапках, в рейтузах, в пуховиках, застегнутых на молнии и пуговицы, снизу подвязанных, чтоб не поддувало, мажем нос оксолинкой и четко ощущаем, как зашевелилось: «погода-то говно!» И никаких изменений больше не предвидится. Никогда.

Вместе с погодой портятся непонятно откуда взявшаяся политика, здравоохранение и культура. С появлением детей портится образование. Мы в чем-то правы, местами состоялись, чего-то добились, программы записали, некоторые выполнили, а тут такой подвох - среда обитания никуда не годится. Неожиданно в здоровом человеке заводится мнение. Его не надо путать с принципиальной позицией или точкой зрения. Первая выстраданная, вторая подразумевает наличие умственной возвышенности, откуда, собственно, она и будет выбрана.

Раньше мнение было осмысленным и приходило со знаниями и опытом. Даже лавочные пересуды были подкреплены круглосуточной слежкой, прослушкой и сбором информации. Нынешнее мнение разносится соцсетями, как холера. Хотя по сути – это паразитарная инвазия. Она бывает скромной: хоть и живет за счет хозяина, но ценит его гостеприимство. Раздувает не сильно. В общем-то, безобидная и даже полезная, если иммунная система настроена критически и иронично. Питается пенками: кто что сказал, кто что надел-снял, обрадовал-разозлил. Может, что-то из области чувственных восприятий – фильмы, музыка, прививки, Звягинцев.

А бывает совершенно неуправляемая, агрессивная. Ни специального образования у человека, ни нужного уровня эрудиции, но он везде пристроит утлый скарб своего мнения. Ничего мимо топки его скучного бытия! Президенты, история новейшая и древних времен, обществознание, политэкономия, биржи, кибернетика, астрология, психология, бурение. Встретишь такого и невольно брови стремятся за шиворот. Глянешь в профиль, ожидая увидеть ученые степени и фотографии с раскопок, а там ничего. Нет ни пропуска в архив КГБ, ни абонемента в библиотеку Ватикана. И на этом «ничего» строятся безапелляционные заявления и многочисленные комментарии. Тысячи невротиков в коконах остановившегося развития. У обретенного мнения ведь есть подвох – его не принято менять. Оно цементирует сознание. Некоторые индивиды замуровываются до полной окаменелости. Может, о них безымянных и узнают потомки, но не больше, чем мы знаем о мухах в янтаре.

Вот что загадочно… Кто решил, что отсутствие беспорядочного мнения – это признак слабого ума или характера? Это силища! Прежде всего - воли. Это ж какая роскошь – создавать, а не оценивать! Чтобы без всякой натуги, как на флоте: « - Кто гребет? – Мимо!» Чтобы как у Бродского - «мимо ристалищ, капищ, мимо храмов и баров, мимо шикарных кладбищ, мимо больших базаров», как у Маяковского: «Послушайте, я не могу! Даже как любить, я забыла уже. Отпустите! Не надо! Мимо я!»

Есть только одно исключение: не ходите мимо луж. Когда мир был всецело нашим, мы ни одной не пропускали!

Это произведение распространяется по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная. Чтобы ознакомиться с экземпляром этой лицензии, посетите http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/ или отправьте письмо на адрес Creative Commons: PO Box 1866, Mountain View, CA 94042, USA.


Рецензии
Это в точку, не мимо...
Удачи, Елена!

Андрей Пучков   11.07.2017 10:52     Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей!

Елена Шундикова   11.07.2017 12:17   Заявить о нарушении