Родина и отечество
(ИХ не выбирают!)
Эта тема меня очень интересует и волнует,потому я и делюсь своими размышлениями.
Передо мной статья Т.Родиной «Наш дом – Европа» (Журнал «Партнер», №8, 2004г.), которая вызвала у меня желание вступить в полемику с ней и ей подобными авторами, пишущими на данную тему под разными названиями: «Наш дом - Германия», «Наша новая Родина – Германия» и др.
Аналогичные публикации часто встречаются на страницах газет и журналов, издаваемых в Германии. В основном я согласен с рассуждениями авторов относительно понятия «родина» и с тем, как к ней относиться, например, «русским немцам», точнее, российским немцам, то есть бывшим гражданам СССР, переехавшим
на ПМЖ в Германию, где их называют «аусзидлерами» (aussidler-переселенец).
«Действительно – кто мы такие?», - задаются вопросом авторы. Конечно, понятие «родина» для бывших советских людей «несколько патетично
и достаточно идеологизировано». Нередко оно употребляется с определением «советская». Такое отношение было навязано идеологами социалистического строя. Реже, но все-таки встречается в статьях и понятие «отечество» как синоним слова «родина», но тут и начинается откровенная путаница, когда обоим понятиям придают одно и то же значение.
К сожалению, и в некоторых словарях имеет место подобное заблуждение. Обратимся к «Словарю русского языка» С.И.Ожегова, которым, по всей вероятности, пользуются авторы газетных и журнальных статей.
По Ожегову, 1.Родина – это Отечество, родная страна (Защита социалистической Родины.)
При всем уважении к ученому, я не могу с ним согласиться: знак тождества между этими двумя понятиями «родина» и «отечество» ставить нельзя!
Другое дело – второе определение: 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, возникновения чего-нибудь. (Советский Союз – родина социалистической революции. Жить на родине).
У него же читаем:
Отечество – страна, где родился данный человек и к гражданам которой
он принадлежит. (Социалистическое отечество. Любовь к отечеству. Защищать свое отечество). И дальше: Отчизна - отечество, родина. Любовь к отчизне. Беззаветная преданность социалистической отчизне.
Вот она - высочайшая патетика, навязанная идеологией, и …сплошные «синонимы»: родина, отечество, отчизна.
Извините, уважаемый Сергей Иванович, хоть Вы мне полный тезка, но согласиться я с Вами не могу! Вполне очевидно, что слова «родина» и «отечество» («отчизна») имеют разное смысловое значение и массу производных самого разного толка, свидетельствующих о том, что эти слова никоим образом отождествлять нельзя.
Повторюсь, прав Ожегов, давая второе определение: Родина - …2.Место рождения, происхождения кого-нибудь, возникновение чего-нибудь.
А «отечество», по-моему, это место, страна, откуда произошли род, племя, народность, нация – вот они синонимы, определяющие поколения с древних времен
до наших дней. Сошлемся опять-таки на Ожегова, подтверждающего эту мою мысль.
А) Род – 1.Основная общественная организация первобытно - общинного строя, являющаяся объединением родственных семей; 2.Ряд поколений, происходящих
от одного предка, а также вообще поколение; 3.В систематике животных и растений: группа, которая объединяет несколько видов, разновидностей, обладающих общими признаками.
Б) Племя – 1.В доклассовом обществе: объединение людей, связанных родовыми отношениями, общим языком и территорией;
В) Народность (устар.) – 1.Общность людей, исторически сложившаяся
в процессе разложения племенных отношений на базе общности языка и территории
и развивающейся общности экономической жизни и культуры; 2. Национальная, народная самобытность.
Г) Нация - исторически сложившаяся общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося
в общности культуры. Вот мы и подошли к более строгому и вполне логичному пониманию слова «отечество», для которого определяющим является принадлежность
к нации, т.е. национальность человека в сегодняшнем понимании приведенного ряда синонимов. И неслучайно на современном этапе появилось понятие «историческая родина», т.е. место, где исторически сложилась определенная народность, нация. Тому пример Израиля, который является исторической родиной ВСЕХ евреев, независимо от места их рождения, хотя сегодняшнее «государство Израиль» образовалось совсем недавно и не где-нибудь, а именно на территории проживания предков иудеев, которые еще в доисторические времена имели свое израильско-иудейское царство, объединяющее, по преданию, 10 из 12 израильско-иудейских племен.(Сегодня 2 из 12…- видимо, подразумевается, что остальные «разбросаны»
по всему миру). Таким образом, для русского, немца или еврея (любого человека - здесь важно,
к какой национальности он себя причисляет – по отцу или по матери), отечеством является соответственно Россия, Германия или Израиль, независимо от того, в какой стране он родился – именно эта страна является его родиной. Например, для немца, родившегося в Казахстане, родиной является Казахстан, а в Германию он переселился на свою историческую родину, в свое отечество, в «отчий дом» - дом предков.
Еще один пример, подтверждающий сказанное. Последние несколько десятилетий, некоторые граждане Грузии, причисляющие себя к так называемым «грузинским евреям», покинули Грузию и переехали в Израиль. То есть переехали на свою историческую родину – там их «Земля обетованная»,
там их «отчий дом», отечество, откуда волею судеб их предки вынуждены были переселиться в Грузию, которая для последующих поколений, родившихся здесь, стала родиной (родной).
Одновременно и родиной, и отечеством для еврея, русского, немца, грузина и т.д. считается соответственно Израиль, Россия, Германия, Грузия и т.д. только в том случае, если конкретный гражданин, причисляющий себя к той или иной нации, родился в «своей стране», т.е. на родине своих предков.
В данном случае Германия является одновременно и родиной и отечеством для тех немцев-переселенцев, скажем, из России или Казахстана, которые родились
в Германии, позже переселились в Россию, Казахстан, а сегодня возвратились
на свою историческую родину. Те немцы, которые родились за пределами Германии, не возвращаются, правильнее сказать, просто переезжают на свою историческую родину, для них называемую отечеством. Это место, где родились, возможно, их родители или далекие предки.
Таково мое мнение по первой части статьи.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ
------------------------------------------
Не могу также согласиться с высказыванием некоторых переселенцев, в том числе и на страницах журнала «Партнер», о том, что Германия стала их родиной, а Россия была для них …мачехой.
Выходит, Родину можно выбрать, ею можно назвать любую страну, где ты в настоящее время живешь и, видимо, вполне комфортно. Следуя этой логике, значит, и матерью можно назвать любую женщину, относящуюся к тебе по-матерински, а не так, как это делают мачехи в сказках Пушкина. На мой взгляд, истина гласит: Родину, как и МАТЬ не выбирают!
Можно согласиться с часто употребляемым выражением: «Германия стала для меня второй родиной», «Эта женщина стала мне второй матерью».
Известное «не та мать, которая родила, а та, которая воспитала, имеет вполне понятный оттенок. Строго говоря, эти выражения, на мой взгляд, неправильны!
Так можно лишь сказать! И мое стихотворение «Две родины», в котором я связываю для себя Армению и Грузию, тоже на эту тему. На самом деле моя родина – Грузия, где я родился, а Армения – мое отечество -
я армянин по национальности. Это – факт, данность.
Кстати, известный режиссер С.Параджанов говорил, что у него три родины. Он называл Грузию, Армению и Украину, имея в виду, место рождения – Грузия, свою национальность – армянин, и Киев, где он некоторое время жил и счастливо женился, где ему было хорошо.(К сожалению, ему везде было плохо – власть его преследовала за прогрессивные взгляды в творчестве).
Мы часто слышим по тому или иному поводу выражение «я второй раз родился!»
Да, так сказать можно, как и знакомое «немцы приобрели здесь вторую родину»,
но в обоих случаях так можно лишь сказать. Вполне очевидно, что второй раз родиться никак не получится, да и биологическая мать, родина и отечество являются понятиями в единственном числе. Казалось бы, безобидная путаница, на которую я обратил внимание в первой части. Смешение понятий «родина» и «отчизна», возможно, явилось поводом преследования космополитов в недавнем прошлом.
Из официальных источников знаем, что в эпоху Возрождения и Просвещения идеология так называемого «мирового гражданства» была направлена против феодальной раздробленности (Данте), выражала идеи освобождения личности от феодальных оков (Гетте, Шиллер, Кант).
В середине XX века, прежде всего в СССР, словом «космополит» власти клеймили многих своих граждан, считая космополитизм реакционным, антипатриотичным буржуазным воззрением, проповедующим отказ от национальных традиций и культуры, отказ от патриотизма и т.д., служащим целям государств, добивающихся мирового господства. Противопоставляли космополитизму пролетарский интернационализм.
В наше время в нашей уже постсоветской стране почти во всех постсоветских республиках, известных на весь мир людей называют космополитами – гражданами мира, да и сами эти граждане называют себя космополитами. И это совершенно не означает, что они отрекаются от своих национальных традиций и культуры, отказываются от патриотизма и любви к родине, трепетного отношения
к ней, как и к своему отечеству, где бы они в настоящее время ни проживали. При этом, нисколько не смущаясь, своей родиной называют конкретное место рождения, будь то глухое село или столица, не называют ее мачехой, не отрекаются от своей национальности – признают свое Отечество, даже если там не все благополучно.
К примеру, здравомыслящий беженец из Ирака или Сирии никогда не называет Германию, приютившую его, своей второй родиной и не отрекается от своей национальности.
Да, в этом случае, правда, не очень похожем на рассматриваемый выше, можно сказать, что беженцы из этих стран обрели вторую родину – Германию, но повторяю, лишь сказать. Однако это субъективное ощущение. Истина остается незыблемой! А всякие доводы типа: «Там прошло мое детство…» или «там мне было хорошо…», «я люблю эти края и потому считаю это место своей родиной, отчизной». Или еще более нелогичное «я родился в деревне «Пупкино», но через год мы переехали в Париж, где я провел всю оставшуюся жизнь. Потому своей родиной считаю Францию», безусловно, от лукавого, когда объективная реальность подменяется субъективными ощущениями, а на выходе – абсурд.
Так и хочется сказать: «Иван, не помнящий родства»…
2012 г. - СП - Erlangen
Свидетельство о публикации №217071100326