ГолосА минувшего

Над Землею красный закат,
Наши тени в прошлое летят,
Пустоту хватает рука,
Словно обжигается слегка.
(Из песни)

Я снова здесь, в этом старом, странном, таинственном круглом сквере, где прошло едва ли не всё моё детство, где было столько всего в последующие годы моей жизни. Всё также, в самом его центре, в центре круглой площади, такой же круглой, как и сам этот сквер, находящейся в самой его середине, высится каменный монолит – это памятник Подтёлкову и Кривошлыкову, героям Гражданской Войны на Дону. Я помню, прекрасно помню, открытие этого памятника. А ещё помню тот большущий фонтан, что прежде был на этом месте, навевая какую-то особую тоску картиной своего увядания. Если немного дальше пройтись, там будет небольшая каменная лестница, ведущая к ещё одному фонтану, находившемуся (потому пишу в прошедшем времени, что теперь его тоже больше нет) на самом краю сквера, за которым начинается спуск, круто уходящий вниз, там, дальше – мост через реку, а за рекой – более новая часть города, воздвигнутая уже после Отечественной войны, разросшаяся за последующие годы, ставшая едва ли не в несколько раз больше, нежели старая часть. Сейчас она расцветает величайшим множеством разноцветных огней. Их становится всё больше и больше. И чем сильнее сгущается над городом тьма, тем ещё больше будет тех огней. Впрочем, огни зажигаются и совсем рядом. В домах, расположенных вокруг. В домах, высящихся на склонах нашего старого холма, вздымающегося посреди степи, выжженной солнцем и ветрами; холма, на котором издавна расположен наш город Новочеркасск, изначально бывший, да и сейчас являющийся Столицей Всевеликого Войска Донского, а с недавнего времени вполне официально признанный и Всемирной Столицей Казачества. Из окон этих домов сейчас очень хорошо видны огни, загорающиеся за рекой. Видно, как они горят поодиночке и целыми скоплениями (большими и малыми), образовывают настоящие букеты, созвездия и причудливые соцветия, выстраиваются в коридоры и витиеватые зигзаги. Почему-то, подумав о здешних домах и об их жителях в этот час, приходят – хотя, быть может, и несколько не по делу – строки из песни рок-группы «Наутилус Пампилиус»: «В комнате с белым потолком и с правом на надежду. В комнате с видом на огни и с верою в любовь». Если честно, такой образ способен даже воздействовать на психику.

А что же касается того фонтана, меньших размеров, что был, как сказано выше, на самом краю сквера, то всё дело в том, что после того, как не стало того огромного фонтана, находившегося в центре, то и он очень быстро пришёл в упадок. Скорее всего, они были, каким-то образом, между собою взаимосвязаны.

Не раз и не два предпринимались различные попытки вдохнуть в этот, вконец зачахнувший, фонтан новую жизнь. Но они так и не увенчались успехом, после чего каменистый бассейн этого фонтана заполнили привезённой откуда-то землёй и, посадив в неё цветы, превратили его в достаточно симпатичную клумбу.

В дни детства, да и в подростковые годы тоже, по какой-то совершенно неведомой мне и сегодня причине, фантазия моя говорила о том, что, быть может, именно здесь, на месте этого самого сквера, на огромнейшей глубине, скрыты какие-то таинственные залежи руды, пока ещё неизвестной науке, которые, впрочем, теперь уже не откроет никто и никогда, потому как в прежние эпохи о них ничего не знали, а теперь, когда на этом месте стоит город, и вовсе не смогут узнать.

А сейчас сгущаются сумерки. На листву деревьев, на асфальт ложатся рубиновые отблески заката, который вот-вот окончательно догорит и погаснет, уступив своё место ночной темноте, что накроет город своим бархатистым покрывалом.

Налетает лёгкий ветерок. В его дуновениях еле слышно шелестит густая листва деревьев и кустарников. И кажется, что в этом шелесте слышны голоса минувшего. Голоса людей, встречавшихся на моём жизненном пути, что-то когда-то значивших в моей жизни, голоса моего собственного прошлого, голоса прошлых эпох нашего города и всей нашей земли…


2017 – 06 - 18


Рецензии