Ирэдзуми

                НИ ОДНА КУЛЬТУРА НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ      
                БЕЗ ТРАДИЦИЙ!

                ( из цикла ТАТУИРОВКИ И... )

       Казалось бы,  традиции скифов и древних славян и есть богатейшая почва для развития современной субкультуры татуировки тела в России. Но что мы наблюдаем? Наши сограждане предпочитают драконов и карпов, замысловатые иероглифы...

      Географически нас не назвать Европой, однако и не вполне мы Азия. Все понимают, - влияние Востока в искусстве у нас легко прочитывается. Хоть и не вполне нам понятна поэтическая и мировоззренческая культура Японии и Древнего Китая, но так иной раз созвучна печали Русской души...

      В Японии татуировка издревле была возведена в ранг высокого искусства. По наиболее распространённой версии она была заимствована у Китая в V в. до н.э.  А в Китае она известна с XI в. до Рождества Христова.

     В Стране восходящего солнца татту получила название ИРЭДЗУМИ.

     В III в. нашей эры Китайские путешественники отмечали в хрониках "Сан-куочи ", что люди знатного происхождения на островах отличаются от простонародья тем, что носят на лицах рисунки. Иллюстрации, включённые в древнеяпонский эпос, подтверждают, что Япония зарезервировала TATTOO исключительно для привилегированного класса. Позже на смену данному обычаю пришёл новый - знать стала одеваться в шелка и изысканные украшения, а татуировку заполучили простолюдины.

     Начиная с V века в Японии тату стали использовать для клеймения преступников ( "несаку"). Принудительное татуирование заменило прежний обычай, когда преступникам отрезали нос или ухо. В более позднее время такая гуманизация отразилась фатально на репутации татуировки. И рисунки на теле в те времена, конечно, не отличались художественной ценностью.

    Благоприятный климат для бурного развития всех видов искусств, созданный историческими событиями XVII в. немало поспособствовал возведению татуировки в ранг высокого искусства как отдельной самостоятельной его ветви. Во многом этому помогло развитие японской гравюры на дереве укийо-е. И со временем тату стало обязательным атрибутом для представителей некоторых социальных слоёв.

     В начале XIX века в крупнейшем городе Эдо ( ныне Токио ) татуирование тела прижилось настолько, что в списке семи чудес столицы наверняка оказался бы ремесленник, не имеющий нательных рисунков!

     В это же время зародилась традиция татуирования японских пожарных. А поскольку они трудились раздетыми, тело практически полностью покрывалось татуировками, за исключением лиц и нижних частей конечностей ( эдакий купальный костюм ).  Причём каждая пожарная команда имела свой фирменный стиль.

      С помощью татуировки постепенно начал обозначаться и род занятий: торговцы рыбой рисовали на теле рыбок, проститутки - крабов ( символ цепкости ), профессиональные игроки - кости или карты. Проститутки таким образом избегали запрета на обнажение тела. Они иной раз полностью покрывали тело татуировками ( кроме лица, кистей рук и ступней ) и становились похожими на одетых в кружево.

     Входила мода на одинаковые татуировки у влюблённых, гейш и их постоянных клиентов. Стали очень популярными тату у актёров. По их примеру мода на кожаные картинки начала овладевать и аристократией. Период на рубеже XVIII - XIX веков  считается золотым в истории японского Tattoo...

      Теперь с помощью рисунков на теле можно было многое узнать об их носителях. Например, чарка для сакэ означала, что человек завязал со спиртным. Набирали популярность конкурсы красоты для имеющих красивые татуировки. Вот описание одной из отмеченных:

     "Паутина покрывала всю спину, одна из паутинок спускалась по правой ноге вниз до лодыжки, где притаился сам паук."

     Кстати у айнов, живущих на севере острова Хоккайдо до сих пор сохранился обычай татуироваться. Так и сегодня на лицах их женщин можно увидеть широкую линию вокруг рта. Руки и лоб чаще всего татуируют замужние женщины.

      Интересной особенностью японского направления этого вида искусства является, применяемая исключительно женщинами, - "негативная" татуировка. Выполняется она посредством втирания в ранки после прокалывания рисовой пудры или окиси цинка. Такая татуировка проявляется на коже лишь после купания, употребления алкоголя и во время секса. Называется она "какуси-бори", что и означает "скрытая"!
Какая ещё нация могла бы придумать столь эстетично-эротичное украшение?

     Японское тату преодолело  в своей истории несколько периодов взлётов и падений. Так король Мутсушито, придя к власти в 1868 году одним из первых указов запретил выполнение татуировок. Он считал, что тату противоречит учению Конфуция и принижает национальное достоинство в глазах Старого Света. Но на помощь Японским мастерам пришли европейцы!

      Наследник Английского престола принц Эдвард во время визита в Японию посетил знаменитого хори Чийо и вернулся домой украшенный великолепным драконом. Таким образом о татуировках узнали английские аристократы. Тему тут же подхватила падкая до сенсаций пресса Лондона, а чуть позже и газеты других европейских стран. Потом и "New York World" назвала мастера Чийо "Шекспиром татуировки". Экзотическое искусство татуировки Страны восходящего солнца и без того модного в Европе и Америке пережило новый бум.

      Вслед за английским монархом своё царственное тело доверил рукам японского татуировщика Николай II  и Греческая Королева Ольга. Разумеется вся эта шумиха сказалась на законах и смягчила отношение к японским мастерам тату. Был издан закон, позволяющий мастерам работать с иностранцами и моряками.

    В следующий раз ИРЭДЗУМИ попала в опалу в период с 1926 по 1982 годы. В 1973 на всей территории Японии насчитывалось всего лишь 1000 мужчин и 50 женщин, имеющих татуировки на всё тело.

    В современной Японии обладание татуировкой осуждается общественным мнением. В сознании жителей островов прочно укоренилось мнение, что тату есть признак принадлежности лишь к преступной группировке. Обладание татуировкой может помешать сделать карьеру. Татуированного врача не примет на работу ни одна Японская клиника. А на некоторых общественных банях висят таблички ТАТУИРОВАННЫМ ВХОД ВОСПРЕЩЁН...

      Однако для европейцев и американцев искусство хори и по нынешнее время есть символ недосягаемого мастерства.

      О символике.

      На первом месте по популярности у японцев ЦВЕТЫ И БАБОЧКИ.  Пышный пион символизирует удачу и богатство, хризантема - знак долголетия, сакура - быстротечность жизни и философское отношение к этому факту.

      Бабочка символизирует молодую женщину, а танцующие одна вокруг другой - означают семейное счастье. Интересно, что в Китае это прелестное существо является символом влюблённости молодого мужчины, который пьёт сок цветов ( любимой женщины). Вместе со сливой на рисунке бабочка симолизирует долгожительство и красоту.

      На втором по популярности месте - ЖИВОТНЫЕ. Самыми востребованными с давних пор являются, конечно же, дракон и тигр. И, как ни странно, - карп! Этот смелый "рыб" у японцев - олицетворение стойкости и мужества. Говорят, что карп очень ловко плывёт против течения и умеет преодолевать пороги. А если его всё-таки отловили, он будет совершенно бесстрастно ожидать своей участи. Такой стоицизм в Японии весьма почитаем.

       Культ дракона возник в Древнем Китае, где до сих пор это чудище является излюбленным изображением всех художников.  И не даром! В соответсвии с древними легендами первый китайский император и был Драконом, спустившимся с небес. Потому культ дракона перекочевал на тату и является не только эстетически весьма привлекательным, но, главное, защитником от злых демонов.

       Существует пять видов драконов, которые используются в разных случаях. Со времён династии Хань ( 206 г.до н.э. - 220 г. н.э.) зеленовато-голубой дракон считался символом императора, покровителем пятого знака китайского зодиака, символом Востока, восхода солнца и весеннего дождя. А белый - правителем Запада и Смерти.

      Синий дракон обозначал жизненную силу воды, Жёлтый - знак силы и власти. Именно он служил основным декоративным элементом императорской одежды ( количество их тоже имело значение).

      Чёрный дракон символизирует превращение тьмы в свет. Сила этого дракона заключена в жемчужине, висящей на его шее - эмблеме Солнца.

      Изображение любых драконов на одежде всех, кроме императора, каралось смертной казнью.  Может быть именно это обстоятельство ныне так воодушевляет клиентов тату-салонов?

      Весьма популярны у японцев морские и вообще водные мотивы. Это связано с тем, что жизнь многих из них тесно связана с морем. В японских татуировках очень часто с различными водными существами появляются волны, что служат для обогащения фона.

      Ведущими религиозными темами с давних пор были фигурки второстепенных буддийских божеств. Сам Будда в тематике японских татуировок никогда не появлялся!

      В ИРЭДЗУМИ мы встречаемся с рядом известных европейцам мифологических фигур, с реальными персонажами - народными героями, святыми, самураями, гейшами, актёрами, борцами сумо... Характерной чертой японского стиля считается портретное сходство с изображаемыми персонажами и обязательно изображение в три четверти, но никогда в фас, фронтально. Это идёт от древнего принципа прорисовки людей на гравюрах укийо-е.

      Несколько слов по поводу техники нанесения рисунка на кожу. Японские художники-традиционалисты не пользуются современными тату-машинками, считая невозможным с их помощью добиться высокого уровня изображения. Они как много столетий назад используют бамбуковые палочки с прикреплённой иголкой. Накалывание таким инструментом происходит со скоростью 90-120 ударов в минуту.

      Весь процесс идёт в пять этапов и на последнем осуществляется лакировка изображения. После каждого этапа клиент должен принять ванну, что благоприятно влияет на самочувствие клиента и делает рисунок более ярким.

      Сложная техника японской татуировки передаётся от отца к сыну из поколения в поколение. К настоящему профи сегодня можно прийти только с рекомендаций. От посетителя с улицы они просто отворачиваются.

      На теле клиента мастер, как истинный художник, всегда оставляет свою подпись.
      


Рецензии
Весьма познавательно. Но не этом суть. Изумительна мелодика повествования: переливчатая, завораживающая.
В точку!

Евгений Жироухов   02.09.2017 13:15     Заявить о нарушении
Вам понравилось? Такая компиляция по разным старым материалам получилась как-то без напряга в поисках "художественности" изложения не претендовала на что-то стоящее. Вспомнила работу над научными статьями. Так легко без обязательных ссылок на источники!))

Перечитала сейчас. Получше получилось чем интервью с настоящим полковником, что скопировала из нашего с дочкой журнала ( почившего в бозе в 2001 ). То было ПЕРВОЕ в моей жизни интервью ( не считая множество соцопросов)) и вымучивала буквально. Так вымученным и осталось.((

Прочла сегодня Ваш отрывок из книги. Впечатлили Вы меня своей шершавой жизнью... Даже и не нашла слов.))

Николай Львов 4   02.09.2017 15:20   Заявить о нарушении
Точно, насчёт "шершавой жизни". И написано было шершаво, сразу после того, как через год очухался от последней аварии. Получилось - "пунктирным" стилем по тем временам. Уже думал, что ничего после контузия сочинять не смогу... Но там до финала ещё далеко.

А насчёт интервью с полковником, то - да, там стиль "служебный... Я усёк.

"Корнет, вы - женщина?!"
Удачи, Надежда, в нашей жизни, сплошь из случайностей!

Евгений Жироухов   02.09.2017 16:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.