Старый знакомый

«СТАРЫЙ ЗНАКОМЫЙ»

Охота на зайца сама по себе удивительна и многогранна. На него охотятся поодиночке и компанией, с собаками и без. «Топтуны», это те охотники, которые в полном смысле этого слова вытаптывают, поднимают с лежки зайца без собак. Распутать заячью путаницу следов непростая задача. Таких следопытов уже практически не осталось, но когда-то были. К ним относился и Сашкин отец – охотник с большим стажем.
Впервые историю о матером зайце Сашка услышал от отца по телефону. Тот рассказал, что как-то был с друзьями на охоте. До обеда проходили, но никакой дичи так и не видели. Вернулись к машинам, составили ружья в пирамиду, расстелили на ржище брезент, накрыли стол. После нескольких рюмок водки охотники загалдели и наперебой стали рассказывать бывальщину и небылицы, каждые из которых завершавшались громким дружным хохотом.
– Кто хочет увидеть зайца? – спросил Сашкин отец, не дав рассказать свою историю одному из приятелей.
Охотники застыли в немой сцене.
– Шутишь? – прервал молчание один из них.
– Да нет! Какие могут быть шутки? Можем поспорить! – подшучивал над охотниками Сашкин отец.
– Можем и поспорить! – усомнился чернявый плотного телосложения охотник.
Поспорили.
– Вона лежит! – не поднимаясь с брезента, сказал Сашкин отец и указал на зайца, разлегшегося внизу стога соломы.
Была оттепель и косой, угревшись в лучах январского солнышка, уснул. Охотники вскочили и бросились к оружию. В суматохе кто-то из них выстрелил в воздух. Заяц вскочил и пробежал сквозь строй палящих в него со всех стволов охотников. Затем он, словно решив снова испытать судьбу, развернулся и еще раз пробежал вдоль выстроившихся людей. Никто в него так и не попал…

Вскоре Сашка вернулся на родину и стал чаще выезжать с отцом на охоту. Каждый раз в конце охоты отец говаривал сыну:
– Давай заедем проведать старого знакомого.
Заяц поднимался с лежки всегда далеко – чуял и никого не подпускал к себе на расстояние выстрела. Однажды в конце охотничьего сезона шли по полю, где обитал их старый знакомый. Отец взмахом руки привлек внимание Сашки, находившегося в метрах тридцати. Затем знаками показал, что у его ног лежит дохлый заяц и подковырнул косого носком сапога. Заяц проснулся и подпрыгнул с перепугу вверх метра на два, обильно обдав грязью лицо Сашкиного отца.
Пока умудренный опытом охотник протирал глаза, заяц был уже далеко. Сашка тоже не стрелял – отец находился на линии огня.
– Да провел меня зайчишка! – смеялся, рассказывая сыну, Сашкин отец. – Я, правда, подумал, что он подбитый кем-то окочурился, а здесь столько в нем оказалось прыти!

В начале следующего сезона они как-то охотились втроем, встретили знакомого охотника. В надежде повстречать старого знакомого прочесали поле, густо поросшее быльником. Коллега-охотник почти сразу вытащил из кармана газетку и спустился в канаву. В конце поля Сашка нарвал сухой травы, чтобы оттереть сапоги от налипшей еще на пахоте грязи. Боковым зрением он заметил в метрах трех подозрительное шевеление.
«Показалось», – подумал он. – «Был бы это заяц, давно себя показал».
– Стреляй! – вдруг крикнул ему отец.
Сашка обернулся и пока заметил убегающего зайца, стрелять было уже поздновато, однако произвел все же один выстрел. Заяц шарахнулся в сторону и скрылся в канаве. С ее стороны донеслась громкая брань. Оказалось, что заяц прыгнул прямо на горе-охотника, который упал на самим же установленную «мину».
Отец и сын от души посмеялись.
– Такого я тебя в машине не повезу! – все еще смеясь, сказал Сашкин отец знакомому.
Тому и самому от стыда было впору сгореть. Попрощавшись накоротке, он быстро ретировался в сторону города.

Прошло несколько лет. На протяжении всего этого времени каждый охотничий сезон отец и сын навещали старого знакомого, но добыть его никому не удавалось.
И все же охотничья удача оказалась на Сашкиной стороне.
– Ну, что, попал? – подойдя к нему после одиночного выстрела, спросил отец.
– Не знаю, папа, – ответил тот, – кажется, попал.
– Я тоже точно так думаю! Заяц переправился через канаву, а в воду полезет, только если он раненый! Пройдусь я по следу, ты же, сынок, сходи за машиной. Проедешь километр и повернешь направо.
Когда Сашка подъехал к месту, на которое ему указал отец и вышел из машины, тот подошел, и пожимая руку, сказал:
– Ну, что, сынок, с полем тебя!
– Так не с чем меня поздравлять, я же зверя не добыл!
– Добыл, добыл! Иди, забирай своего барана!
Заяц действительно оказался великаном и весил чуть более семи килограмм. Сашка зацепил его всего лишь одной дробиной….
После этого случая охотиться на зайцев Сашка больше почему-то не ездил.

28 ноября 2004г., Минск
08, 11 июля 2017г., Слуцк


Рецензии