Риторы и драматурги

               
   
    Когда я впал в глубокий пенсионный возраст и мне стал недоступен любой вид подработки  мои возможности ограничились только возможностью работать дома за собственным столом, да и то от силы не более 3 -4 часов в день, я решил писать сценарии.
      Что? Вас удивляет, почему не эссе или новеллы, или сказки? Попробую изложить мои соображения на этот счет? Начну с того, что я их уже пробовал писать и первый из рассказов даже получил второй приз  в восьмидесятых годах прошлого столетия на конкурсе  одного республиканского журнала по юмористическому рассказу. Рассказ был довольно глуп, но верно, как теперь говорят - пришелся по формату. Все остальные мои вещи, которые мне самому нравятся, видно по формату и не проходят.

      Вы спрашиваете, почему не мемуары? – Так я ж не пережил всех своих современников, и кое-кто может расстроиться, да и некоторые мои переживания и унижения совсем не обязательно знать моим потомкам.
      А теперь о драматургии – самом трудном виде литературного творчества, где нет возможности самим персонажам объяснять своё собственное состояние, объяснять, чем оно вызвано, чем навеяно. Правда, если это киносценарий, то с помощью черно-белых кадров можно показать картинку из их прошлого, которая может объяснить их теперешнее состояние или действие. Если же это театральный сценарий, то пользуются внутренним монологом, так называемой мыслью в сторону – когда персонаж обращается к публике, чтобы передать ей свои тайные мысли, но при этом считается, что другие персонажи на сцене его не слышат.
 
      Если в сюжете мало действий, то раскрыть характеры персонажей очень трудно. В этом случае они могут охарактеризовываться  своими собственными разговорами или суждениями о них других  персонажей. Но будут ли верными эти чужие характеристики? Сомнительно, не правда ли?
       Ещё в древности, ещё до нашей эры осуществлялись театральные постановки. Иначе как было донести до почти сплошь безграмотного населения нужных для цементирования государства патриотические идеи, Так Цицерон, говоря о войне за Родину однажды изрек  - «за алтари и очаги» и эти слова стали призывом к защите веры и отечества для всех народов.

        Нужно было развивать в народе понимание ценности государственных устоев, да и просто межличностных и межсословных отношений. Воспитывать у народа навыки приличного поведения и объяснять, почему некоторые поступки неприемлемы – «…это неприлично, негигиенично и несимпатично вам говорят», поучают в современной песенке. Это можно было сделать, только используя театральные постановки или выступлением риторов перед массами. И ведь слушали и воспринимали. Поэтому-то на века врезались в память многих народов имя древнеримского ритора Цицерона, который в частности восклицал – «О, времена! О, нравы!» и стала бессмертной фраза, высказанная от души ритором Элием Донатаном - «Да будут прокляты те, кто раньше нас высказал наши мысли!». И вошла во все учебники истории всех времен  концовка  всех речей ритора Катона Старшего – «Кроме того, я полагаю , что Карфаген должен быть разрушен». Мне долго непонятно было это упорство, пока я не вычитал где то, что в Карфагене существовал ритуал, в котором применялось человеческое жертвоприношение.

       Большой вклад в человеческое развитие внесли и древние драматурги. Весь мир помнит фразу из комедии, написанной около 160 года до нашей эры  Теренцием: «Я - человек, ничто человеческое мне не чуждо». Можно было бы вспомнить и некоторых других драматургов древности, но, по-видимому, итак понятно, что в древности передача мыслей или даже, я бы сказал их вбивание, могло осуществляться лишь звуковым путем, причем риторы это делали непосредственно сами, а драматурги с помощью персонажей их пьес.

       Но обратимся к сегодняшним дням. Вроде бы сплошная грамотность и многие умеют читать даже на нескольких языках, не прибегая к переводам, иногда не очень удачным. При таком положении дел казалось бы ,что нет необходимости морочить себе голову драматургией. Сиди и строчи романы и повести, ан нет – их никто не хочет читать, хотят читать только детективы. И какие бы жуткие и жестокие сцены преступления  там не описывались – все равно подавай только детективы. Может быть, эта востребованность   страшных историй вызвана привычкой видеть ужасные картины в телевизионных передачах в режиме онлайн.
       А читать более серьезную литературу, чем детективы и комиксы, более дорогое удовольствие – сами книги стоят недешево, да и где их держать после прочтения, в квартирах и так тесно, а главное на их прочтение нужно затрачивать дорогое свое свободное время. Уж лучше вместо прочтения определенной книги просмотреть теле или киносериал, созданные по её сюжету.

       Вот поэтому я и взялся за написание сценариев без всяких фэнтези и замысловатых детективных сюжетов и с помощью супруги написал их несколько. Скрывать не стану – они нам понравились все. И, набравшись смелости, мы выставили их в интернет на proza.ru.  Как оказалось, кое-кто не поленился и сценарии частично или даже полностью прочитал.  Дождались мы с супругой и двух рецензий: в одной даже похвалили, но отметили, что в прочитанном ничего нового нет, и зачем писали - подытожил рецензент? В другой написали, что прочли одну сцену, а там все бла-бла, попробовали прочесть другую, но и там тоже самое.
       Что можно ответить этим критикам? – Первому можно посоветовать в познавательных целях читать, конечно, не наши сценарии, а учебники по предметам ему незнакомым.  А второму - вернуться к чтению детективов, там легко можно найти бах-бах.
       А если серьезно, то читать сценарии довольно скучно. Никогда в молодости даже в толстых солидных журналах их не читал. А вот посмотреть бы, что из них получилось при экранизации, был бы не прочь. Ну, а теперь, когда я - писатель, читая других можно потерять самобытность. Хотя какая теперь может быть самобытность, когда каждое встречающееся в литературе выражение настолько часто использовалось, что превратилось в штамп.

       В итоге признаюсь, что потерял надежду услышать написанное нами. Но, а читать  их практически почти никто не будет – не то теперь время. Так что и писать нам сценарии незачем. Но может все-таки, попробовать написать ещё один?!.


Рецензии
Действительно... самобытности теперь не хватает

Алина Амиргалина   18.07.2017 21:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.