Выборы, 1974 год

                Штрих.   Выборы, 1974 год.

                Из раздела воспоминаний «Штрихи».

        Очередные выборы в Верховный Совет. Я опять назначен председателем участковой комиссии. В прошлые выборы на моём участке был самый низкий в районе процент проголосовавших «за», за что я получил в Парткоме выговор, хорошо – не строгач, в учётную карточку как «чёрная метка» не заносится.
        Представителем Райкома КПСС на участке был Павел Маркович Ходоров, опекал меня, впервые исполняющего обязанности председателя, но, видимо,  тоже не доглядел и получил такой же втык.
        Были  вбросы бюллетеней за не явившихся избирателей, но как оказалось недостаточные. Этим занимались сам Павел Маркович и Боря Шовман, мой зам по комиссии. Меня не посвящали в эти махинации, но я это замечал. Стыдился, но не протестовал – старшим по партийному стажу товарищам виднее.
        Цифры в Протокол вносили по результатам подсчёта комиссии и они оказались на целую десятую процента ниже чем на других участках Чкаловского района.

        В этот раз я намереваюсь ещё тщательней выполнять свои обязанности, хотя куда уж тщательней.
        Представителем Райкома в этот раз назначен  Григорий Бабенко, –  Председатель завкома, с комсомольской юности крутящийся на выборных должностях – Райком, Партком, Профком. В разговорах от него часто слышишь: «Мы, старые комсомольцы...».
        Гриша берёт инициативу в свои руки, говорит: "всё будет в ажуре, не хуже чем на других участках".  В работу комиссии Гриша не вмешивается и даже отвлекает меня: в середине дня увозит отобедать в рестора а потом и на озеро, искупаться.

        Активные избиратели проголосовали ещё до обеда, дальше выборы идут «ни шатко, ни валко»,  – народ подходит не торопясь, к вечеру приходят уже только единицы. А пачка бюллетеней ещё большая. Это же катастрофа!  Но Гриша спокоен и предлагает садится за итоговый протокол.

        Протокол итогов мы с ним заполняем ещё за час до окончания голосования! И без подсчёта голосов! А ведь выявить все «за» и «против» –  самое святое в этом процессе! Это же преступление! Но Гриша смеётся, он в этих делах «тёртый калач»,  – результаты подсчёта его не волнуют, – заверяет, что так делается во все времена и на всех участках – я ещё "молодой коммунист и многое не понимаю".
        Я ошарашен: взятые с потолка цифры в протоколе – преступление не  меньшее, чем вброс лишних бюллетеней, проступки идентичны, я в этом уверен. Результаты выборов определены ещё до подсчёта голосов!

        Но зачем тогда эта трудоёмкая возня с сортировкой бумажек, которой занимается комиссия ещё около часа после закрытия участка? Надо отобрать, упаковать и опечатать сургучом  все «за», немногие «против» и отдельно «испорченные». Испорченные – это с надписями.
        А комиссия? – пусть трудится, –  считает Гриша. Что протокол уже оформлен члены комиссии не знают,  и знать не должны. Подписывать будем мы и секретарь, а он в курсе.

        На этот раз ни каких вбросов, – зачем мелочиться? Оставшиеся бюллетени Гриша лично вкладывает в пачку «за». Дальше шнуруем все пакеты, заляпываем сургучом и я мчусь на УАЗике в райком.

        Рядовые члены комиссии до конца своих дней будут считать, что обеспечивали настоящие выборы, а не балаган с фокусами и клоунадой. И ни кому из нас не приходит в голову, что всё это действо названо ВЫБОРАМИ по недоразумению, мы же никого не выбираем – кандидат-то всего один, – из кого выбирать? Мы только «за» или «против» предложенного нам кандидата «Блока коммунистов и беспартийных».

        В этот раз я сдаю пачки и протокол в числе первых и через полчаса возвращаюсь на участок к итоговой пьянке. Оперативно и плодотворно «поработали».
        Вот и я подключился к всеобщему оболваниванию. В душе пусто, гадко и тоскливо. Но все веселятся и я потихоньку оттаиваю, заливая нахлынувшую боль столичной. А что ещё делать?
                Июль 1974г.


Рецензии
да, Анатолий, может быть и у меня тоже тогда были бы угрызения совести. Слишком уж мы были четными. Но сейчас, анализируя прошедшие годы и то, на какие на гадости шли люди, разрушившие СССР, я считаю, что мы слишком мягко отстаивали свои достижения. В результате и получили то, что имеем. А по сравнению с тем, что творится сейчас в избирательных делах, те ваши приписки воспринимаются просто мелочами, на которые и внимания то не стоило обращать, как и правильно делал ваш Г. Бабенко. Не так давно принимал участие в продвижении нашего кандидата в думу (руководитель ветеранской афганской организации, полковник ВДВ в отставке,член общественной палаты Москвы и т.п. и т.д.) и сразу стало ясно, что у него шансов никаких. Хотя та, которую выбрали, по сравнению с ним не выдерживает никакой критики. Так что все познается в сравнении.

Александр Жданов 2   20.07.2017 21:42     Заявить о нарушении
Мелкие подлости приближённых к власти и самой власти и привели к развалу страны. Народ перестал верить в возводимое ими "светлое будущее". Как и доверять любой власти.
Сейчас я бы не стал ни участвовать в балагане выборов, ни содействовать чему бы то не было выдвижению. Для меня человек, стремящийся во властные структуры, - уже никто, каким бы заслуженным он не был.
Вот как-то так.
С уважением,

Анатолий Емельяшин   21.07.2017 19:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.