М. М. Кириллов Русофобы очерк

 М.М.КИРИЛЛОВ

РУСОФОБЫ
Очерк

         Бывает, что некоторые слова на какое-то время становятся ярлыками времени. Сейчас модно слово «русофобы». «Агрессивная» Россия, судя по телевидению, просто ненавидима элитой западных стран. Русофобство там уже стало нарицательным понятием. А что происходит у нас?
       Когда-то часто в России произносилось слово «славянофилы». И, действительно, такие были в середине 19-го века. Тогда это было целое направление  среди писателей и художников. Были и западники. А слово русофобы и сами эти русофобы стали заметными у нас, пожалуй, только в последние лет пять. Что это такое и кто они?
         «Эфиопы, видом чёрные, и, как углии, глаза», - поразительно, но это написал Н.А.Некрасов. Тёмненький лицом и курчавый Пушкин из рода Ганнибалов был эфиоп, а прославился как самый русский из русских. Более русского, судя по творчеству, живописца, чем Левитан, трудно сыскать,  а ведь он был из евреев. Многие, не русские по национальности, люди составили великую славу России. Это хорошо известно. Это и Гоголь, и Шевченко. Таким был и остаётся в наши дни великий грузин – коммунист и генералиссимус Сталин. Это всё - многоликая Россия.
       У нас на курсе среди слушателей ВМА им. С.М.Кирова в пятидесятые годы были якут Андреев, украинец Головащенко, белорус Шугаев, еврей Стримовский, татарин Мустафин. В детстве он беспризорничал и звали его Мустафа. Когда его определили в детский дом, ему дали и имя, и отчество – Сергей  Миронович - в честь Кирова. Тогда он ещё и не знал, кто это. Русских на курсе, конечно, было большинство. Среди них, помню, был и слушатель  Князев – льняные волосы, почти белые. Он приехал поступать в Академию с  золотой медалью из Архангельской глубинки прямо в лаптях. Второй Ломоносов. Все мы дружно учились в Академии шесть лет. Все были просто советские люди. Интернационал.
       Я уже долго живу на свете. Многое помню, а русофобов среди людей того времени не помню. Разве что гитлеровцы, бандеровцы и джиходисты в Афганистане и  Чечне. Это были, конечно, вооружённые русофобы. Мы их успешно били в своё время. Но даже тогда слово «русофоб» не произносилось, его просто не было.
       В годы войны в далёкой эвакуации со мной в школе учились и русские, и украинцы, и казахи, и татары, и евреи, Но сила интернационального воспитания советского народа (и детей) в то время была так велика, что ни о каком неравенстве или угнетении на национальной почве и речи быть не могло. Насильственное перемещение некоторых северо-кавказских народов, немцев Поволжья и крымско-татарского народа в Казахстан и Сибирь в ходе войны  было вынужденным в достижении победы в жесточайшей борьбе с фашизмом. Это было, конечно, нежелательным и само по себе не имело смысла, но было объективно необходимым в то время. Истина всегда конкретна. Многие люди этих национальностей тогда могли предать Родину. Примеры этого были. И Советское правительство в тех условиях не могло поступить иначе. От этого в определённой мере зависело достижение окончательной победы в войне. Выбора не было.
      Вспышки русофобства  на Кавказе были подавлены и в 90-е годы. Тлеющие очаги этого явления сохраняются там и сейчас.
     Один доктор (русский) у нас в госпитале ходил года два тому назад по палатам и, эпатируя слушавших его,  заявлял, что он русофоб. Играл этим словом. Скоморох.
     Вы же знаете, это слово теперь ежедневно звучит во всех ток-шоу, вот и к нему прилепилось как что-то модное. А, в общем-то, шут его знает, почему он так говорил.
     Русофоб – в прямом переводе - ненавистник всего русского. В отношении многих из тех, кто «за бугром», - русских и не русских - это более или менее понятно. Бог с ними. А свои-то, российские, «русофобы»? Кто они и почему? Ведь речь идёт о их Родине, о Матери.      
     Многие из них антисоветчики. Они и сами не возражают, когда им об этом говорят. Власовцы. Для советских людей это синоним предательства, но их это не смущает. Антисоветизм имеет множество причин. Корову забрали в продразвёрстку, несправедливо родственника раскулачили когда-то, не поддерживал решения советских органов, прикрыли лавочку и т.д. Их и сейчас много. В том числе и тех, кого, возможно, преследовали несправедливо. Людей, недовольных советской властью, было гораздо больше, чем мы думали даже в благополучные 80-е годы. Несмотря на горнило классовой борьбы пролетариата и другие испытания временем, мелкобуржуазная среда в населении ещё долго оставалась очень значительной. Многие были недовольны тем, к примеру, что советская власть не давала воровать, как это было принято во всём мире. Память «обделённых» властью трудящихся живуча ещё и в наши дни. Для них российское и сейчас - недоброе советское. Подчас их трудно отличить от современных бандеровцев с украинской декоммунизацией, так они откровенно ненавистны и активны. Я бы назвал эту категорию русофобов советофобами. Иного я от них и не жду.
     Значительно более обширна другая часть граждан нашей страны, недовольных современным состоянием экономики государства, колоссальным классовым (социальным) расслоением населения, разными реальными возможностями жизни людей, да и элементарной аварийностью жилищ, грязными дворами и бездорожьем, поголовной коррупцией и т.д. Они живут в государстве очень богатых и очень бедных людей, рабочий класс, к которому они часто и принадлежали, из вчерашнего собственника страны в одночасье был превращён в чью-то собственность. Никакой общенациональной идеей нельзя прикрыть реальное  отсутствие единства населения в условиях столь резких классовых противоречий в нынешнем российском обществе. И никакой общероссийский народный фронт здесь не поможет, даже если и лучшие его члены и пытаются. А ведь людям просто хочется жить по-человечески. Не то, чтобы эти люди свою Родину разлюбили. Они такую, несправедливую, Россию не любят, и они уверены, что и она их тоже. Это – вынужденные русофобы. Они как бы не любят самих себя.
     Они, несомненно, – часть системной оппозиции (коммунисты, например), но не экстремалы в своей массе. Они за более  справедливую жизнь, хотя бы такую, как при советской власти. У них советскую Россию отняли, а «единую» ельцинскую, подсунули. Что получилось? Посмотрели люди, а «царь»-то не настоящий! Эта часть «русофобов» поддерживает Путина в его патриотических действиях по Крыму,  Донбассу и Сирии, но, вместе с тем, не поддерживает его, во многом, либеральные меры по дальнейшему развитию экономики нашего государства. Это противоречие очевидно, хотя имеются и оттенки мнений в обществе на этот счёт. Для их изложения нужны дополнительные познания. Всё решило бы восстановление общенародной собственности и власти трудящихся. И это не утопия. Вот общенациональная идея в современном не едином российском обществе – это действительно утопия, хотя и никто не против.
    Один мой знакомый профессор, а до войны узник Гулага, говорил мне: «Если Родина не умыта – умой её, если некрасива – укрась. Люби Родину не только тогда, когда она тебя любит, но и тогда, когда она тебя не любит». После освобождения, он всю войну проработал врачом во фронтовом госпитале. Он не был антисоветчиком и не стал русофобом, несмотря на все испытания, выпавшие на его долю.
      Третья категория людей – это властофобия. Эти люди не о Родине думают, а исключительно о себе, видя себя в качестве новой власти в стране. Но о власти по совершенно западному образцу с немереными барышами. Лавочники, как я их называю. Как правило, это либералы. В том числе, те, кто с Навальным и ему подобными. Они враги даже современной буржуазной российской власти. Их немного, но они очень активны. Как правило, экстремалы, провокаторы и несомненно оплаченные исполнители скрытых кукловодов. Родные братья отечественных и зарубежных олигархов. Народ тут не при чём. Только власть и барыши. Эти -настоящие русофобы без кавычек.
       Но ведь есть, наверное, и довольные нынешней властью, своеобразные властофилы и сами её участники. Кому теперь на Руси хорошо (вот и вспомнили ещё раз Некрасова)? Людям ВПК, олигархам, чиновникам, банкирам, депутатам, удачливым предпринимателям, крупным артистам. Тем, кто врос во власть из бывших псевдо-коммунистов –перерожденцев. Многие из них усердно и продуктивно работают на власть и на себя. Это верно. Но и получают столько, что жизнью и властью вполне довольны. Ведь налоги-то у них в процентном отношении к зарплате такие же, как у работяг и мелких собственников, только жизнь у них разная. Новые «хозява»  сохраняют социальную разобщённость общества. Это условие их благополучия – «общенародного» богатства на всех же не хватит. Не случайно, треть населения нашей газовой державы до сих пор сидит без газа, а четверть живёт ниже прожиточного минимума.
      Я не социолог и не аналитик. Я – обыкновенный советский человек, любящий свою Родину. Но я – внук петербургского токаря, участника известной Обуховской Обороны 1902 года, погибшего от голода в ленинградской блокаде, и сын военного инженера, начальника производства завода противотанковых снарядов в Москве, большевика. Сам я - коммунист с 1958 года (с 1994 года член Российской Коммунистической рабочей партии), военный врач, учёный и писатель. Но, наверное, я – не аналитик и не социолог – всё же способен самостоятельно разобраться, хотя бы в том, какую Россию мне любить, а какую нет. Оказывается, русофобы разные бывают. Получается, по Маяковскому: «которые - пролетарские, а которые буржуазные». Не правда ли?

Июль 2017 г. , г. Саратов.


Рецензии