Глава 3. Муки Тантала

- Разрешите взойтить многоуважаемый друг Сократ!- Пифагор робко переступил порог жилища мудреца.
- Заходи дорогой друг!,- поприветсвовал Сократ учёного,- ты что сегодня робок? Обычно ты ногой открывешь дверь ко мне!
- Да вот на старости лет учиться начал хорошим манерам; нравственности и смирению.
- Это очень хорошо, а то в Афинах о тебе говорят...-Ну да ладно, это не важно! И по какому делу боги Олимпа направили твои стопы ко мне?- спросил Сократ.
- Наш друг Тантал попал в тартар! - выпалил Пифагор,- я тебе по дороге всё объясню,- собирайся идём к Диогену! Дело в том...
И тут он увидел в дальнем углу комнаты мальчика, лет восьми, который что то писал на папирусе, восседая за столом Сократа.
- А это что за жук сидит за твоим столом!- Пифагор указал пальцем на юношу.
- Этого прилежного мальчика зовут Платон, он мой ученик.  Бегает всю дорогу за мной, крича на всю Элладу;-дедушка Сократ, научи меня истине, наукам разным,тайне мироздания,- а я сколько прожил, а познал лишь одну истину:- я знаю то, что вообще ничего не знаю! Ну ладно, решил его учить пока нравственности в отношениях к старшим. Совершать благородные поступки.

 Глядя на Платона, старательно пишушего что то на папирусе, скупая мужская слеза умиления прокатилась по щеке Пифагора.
- Вот какой хороший мальчик!,- воскликнул Пифагор,- а щас молодежь пошла...Стараються оскорбить, высмеять прелюдно. Я как то лежу пьяный на обочине, и шла толпа подростков, и каждый по мне прошёлся, а последний так и сандалии об меня вытер! - Но ведь дорога же рядом!
Платон не прекращая писать, посмотрел изподлобья на Пифагора...
- Ну и как у него успехи в науке познания благородства и культуры отношений? - спросил Пифагор Сократа, а Платон снова изподлобья посмотрел на Пифагора.
- О мой друг, в теории этого урока он превзошёл все мои ожидания, - гордо похвалил ученика Сократ,- а давай ка сейчас и на практике проверим...
- Платонушкааа,- любимый ты мой ученик, сердце моё любезное, душа моя лучезарная,- а принеси ка дорогому нашему гостю чайку в любимой его чаше, -индийского!
- Учитель ты мой добрый, кладезь знаний ты мой неистощаемый, свет звезды неугасимый,- обратился юноша  к Сократу, глядя преданными глазами,- кончился у нас индийский чай, осталась только трава Колхиды, а любимая чаша нашего любезнейшего друга, дедушки Пифагора, закатилась под твоё ложе, о мой ласковый учитель!
Но вы дорогие мои дедушки не беспокойтесь, нервничать в вашем возрасте очень болезненно, я сейчас поставлю запятую в моём трактате, и слазаю за любимой чашей, - разлюбезные вы мои!

-Ах!- всплеснул руками Пифагор,- о сын благочестия, дитя красноречия, дай как я тебя рассцелую в твои пухленькие щёчки! Пифагор поднялся, и выставил вперёд себя ладони лодочкой, обхватил ими лицо Платона и стал неистово целовать.
- О Сократ! - обратился он к смущённому, и красному как свекла мудрецу,- истина в словах которые глаголят: - "когда ученик готов - приходит учитель", - тебя нашёл достойный ученик!
Не беспокойся милай ты мой Платонушка, я сам полезу
под ложе Сократа за моей любимой чашей, а ты, после запятой, продолжай писать трактат - о сын Гелиоса!
С этими словами Пифагор встал на четвереньки, и залез наполовину под ложе философа, при этом туника его съехала с тела, обнажив худую задницу.
Платон привычным движением засунул руку запазуху туники, и выхватил из неё большую рогатку, зарядив её камушком мрамора, прицелился, и пустил камень в пифагорову корму. Камень, со свистом рассекая воздух, впился Пифагору в правую ягодицу!
 - Ой!- взвизгнул философ, и стукнулся затылком о днише ложа,- где этот ученик!- заревел Пифагор, выбираясь из ложа,  - клянусь Нептуном я скормлю его акулам!
Но Платона и след простыл.
- Всё равно догоню!,- заорал Пифагор разбегаясь от комнаты и, сделав рывок, ударился лбом о перекладину над дверью! Перекладина выдержала,-Пифагор нет! Его откинуло назад, и он хряснулся затылком об табурет, сломав его пополам.

- Сколько раз я тебя просил разлюбезный друг мой,- сделай же перекладину повыше,- прошипел Пифагор, с трудом вставая и держась за голову,- да, и учитель достоин ученика- подытожил мудрец!
-Давай хоть посмотрим что Платонушка, ик, ик, написал ик!-опять эта икота мает,- посетовал Сократ.
Философы подошли к писанине Платона и стали читать.
Это было стихотворение, написанное хоть корявым' но ровным почерком
-Читай вслух, - ведь это трактат твоего ученика, - сказал Пифагор,- кстати моя любимая чаша стоит себе на полочке...
Сократ взял листок и начал читать...


                             Расскажу Сократу я о первичности Идей,

                               Раздобреет мой старик, и нальёт тарелку щей!

                              Главное в моём трактате:- о бессмертии Души!

                            Разберёт его слеза, накладёт он мне лапши.

                              А ещё вот о Потопе расскажу,- ведь не секрет,

                            Что у Ноя в гардеробе было всё,- и пистолет!

                               С Птоломеем не согласен,- разве плоская Земля?

                               Он чудак ведь тем опасен, что не знал ещё меня!

                              Запятая!

- Ну всё стервец!- взревел Пифагор, - когда я тебя поймаю, я на твоей заднице поставлю жирную точку!
********
 Сократ и Пифагор брели по улочкам Афин направляясь к Диогену. Солнце пекло нещадно, и друзья решили немного отдохнуть в тенёчике.
- Давай старина, присядем на тот каменный уступчик возле колонны,- предложил Пифагор прихрамывая.  Да, хороший у тебя ученик, далеко пойдёт, - задницей чую! Пифагор потер ягодицу, в которую попал камень, пущенный "любезным" Платонушкой.
- Да и палец на ноге, который я сломал об Прокруста, что то стал саднить и раздуваться опять. Это наверное от нервов!
- Как же Тантал попал в такую переделку то,- спросил Сократ, когда они присели под тенью старой оливы.
Пифагор грустно смотрел на опухший палец правой ступни, который болел, и так опух, что мешал ходить. При ходьбе Пифагору приходилось нелепо, и высоко поднимать правую ногу, и осторожно опускать. Со стороны это казалось очень смешно, и встречные прохожие не могли сдержать улыбок. Опухший палец, выпирал из сандалеты на целых половину её размера, и что бы унять боль, Пифагор выдвинул ногу чуть вперёд, косаясь больным пальцем холодных камней.
Прохлада мостовой немного успокаивала боль, и помолчав немного, видимо собираясь с мыслями, Пифагор начал рассказывать Диогену о проклятии Тантала...
*********
   Монета звонко отскочила от каменной стены, и крутясь в воздухе, упала на мостовую. Подскочила и замерла лицевой стороной кверху. В лучах солнца на ней блистал во всём великолепии чеканный образ нынешнего правителя Греции Диониса Старшего.
- Ага! Я опять выиграл! - сказал обрадованно Патрокл,- ну всё Клеон, когда монета третий раз подряд покажет нам лик лучезарного царя, я выиграл и ты исполнишь любое моё желание! Юноши увлеклись игрой в монету, бросая её об стену, а когда она отскакивала и падала на мостовую смотрели какую сторону она покажет. Если показывала три раза подряд лик царя, то проигравший выполняет любое желание победителя!
- Слава Гермесу! - вскричал Патрокл,- я выиграл! Монета замерла на мостовой ликом Диониса Старшего,- теперь ты исполнишь любое моё желание!
- Только не поцеловать какую нибудь старуху,- попросил насупившись Клеон.
 - Ну ладно, я придумаю для тебя задание попроще, - рассмеялся выигравший.
Взгляд Патрокла стал шарить по толпе праздно шатаюшихся по улице граждан Афин, и вдруг он увидел на другой стороне двух стариков; они мирно отдыхали. Один из них, наклонив голову, разглядывал свой распухший до громадных размеров палец.
Патрокл узнал в этом старике Пифагора! Старый скряга всегда трепал ему уши; как не увидит, и ну трепать приговаривая:-учись математике олух, учись математике!
До того достал, что Патрокл боялся выходить на улицу!
- "Ну щас ты старый пердун получишь"!-подумал он!
- Ты видишь на той стороне улицы двух стариков?- спросил он у Клеона, - того что справа я не знаю, а этого зовут Пифагор - он великий математик.
- Вот моё желание:- возьми вон тот большой булыжник, подойди к деду, заговори его, а когда он отвлечёться...И Патрокл начал что то шептать на ухо Клеону.
************
- Да вот так и попал,- начал рассказ Пифагор,- наш друг Тантал был же царём во Фригии, очень любил богов Олимпа, преклонялся перед их могуществом, каждый день приносил им жертвоприношения разные, ну и боги конечно тоже его возлюбили, да так, что волшебным образом он оказался у них на пиру.
От роскоши дворца, изобилия вин и явств у Тантала вскружилась голова, и он так возгордился этим! Но как доказать своим  подданным, когда он вернётся обратно, что сидел по правую  руку самого Зевса, и он ему наливал. И он придумал...Когда все пирующие дошли до кондиции, он...
- Тебе чего, юноша?-  спросил Пифагор  подошедшего к ним мальчика, - и чего это ты улыбаешься, а? В руках юноша держал увесистый булыжник, слегка подбрасывая его на ладони.
- Дедушка Пифагор!- а правда о тебе говорят, что ты великий математик?
- О да, мальчик!- Пифагор горделиво выпрямился, и даже хотел встать, но боль в пальце ещё давала о себе знать. Я величайший математик из великих,- о сын Гелиоса, и потрепал юношу по золотистым кудряшкам,- о чём ты хотел меня спросить дитя лучезарное, и как тебя зовут?
 - Меня зовут Клеон, и я хочу задать тебе вопрос из области математики.
 - Так, так так, - это моя любимая "область", - встрепенулся Пифагор, забыв о больном пальце, - задавай же вопрос: жду с нетерпением неожиданного поворота судьбы.
- Деда Пифагор, а ты можешь рассчитать вес булыжника, который у меня в руках, зная только его плотность и размер?
- Конечно, о внук любознательности!- воскликнул Пифагор,-это минерал: - полевой шпат, и вес его 1/4 таланта, и 12 оболов!
- Спасибо деда Пифагор, восхитился юноша!- а теперь посмотри на небо, там летит птица, и вот вопрос:- сколько она сделает взмахов крыльями, пролетев расстояние в одну стадию?
Пифагор повернул голову к небу ища глазами птицу, и в это время мальчик со всего маху хрястнул математика булыжником по больному и опухшему пальцу, и пустился наутёк.
Вой Пифагора потряс дома улицы Дромос, где они с Сократом присели отдохнуть, прохожие в ужасе шарахнулись в сторону Акрополя, а математик упав на мостовую, стал по ней кататься и визжать от боли.
Сократ охая и вздыхая, крутился вокруг друга, не зная чем ему помочь!
- Это невыносимо! - орал от боли Пифагор,
*********
Золотые лучи Гелиоса, который уже подошёл к зениту, сверкали на мраморных колоннах Акрополя. Со стороны Эгейского моря дул прохладный ветерок, развевая туники двух философов, бредущих на окраине Афин. Они уже подходили к реке Кефис, и до бочки Диогена осталось совсем немного...
- Грустно мне что то Сократ,- сказал Пифагор другу, на плечо которого, он опираясь, волочил ногу,- на меня с утра столько бед навалилось, что я забыл зачем мы и идём. Какое дело у нас - а?
- На великое дело идём! - ответил Сократ, сгибаясь под тяжестью Пифагора, - друга из беды выручать,-ты продолжи рассказ про Тантала.
- На чём мы остановились?-Ах да!
- Ну, когда все пируюшие созрели так сказать, а Зевс отвлёкся, залюбовавшись очередной красоткой, Тантал,(финик ему в глотку),вот дурик,- спёр со стола бутылку "Анапы", дабы этот трофей показать своим придворным, как доказательство, что он пировал с богами!
Оно бы и ладно, - что, мало на столе было бутылок? Но дело в том, что эта самая барматуха была во всём мире в единственном экземпляре! Её Зевсу подарил, в обмен на благосклонность к будущим его похождениям, Ясон! Он вымолил эту бутылку у самого царя Колхиды Ээта, обещая взамен жениться на его дочери Медеи, но посчитал, что бутылка дороже любви и полцарства, и дал дёру! Дааа...
-И вот, схватив драгоценную бутылку,Тантал что есть дури  рванул к вратам, но впопыхах не заметил валяющегося около стола вдрибадан пьяного Гефеста, и споткнулся об него, разбив при этом Анапу вдребезги!
К слову: раньше кузнец Гефест ни капли в рот не брал, что ты! Был примером трезвости для всех богов, но вот случилось ему, по приказу Зевса, приковать к скале своего друга Прометея! Ох он как горемыка переживал,- и вот уже несколько веков в запое! Даааа....

 Узнав, что его любимая бутылка разбита вдребезги, Зевс так обиделся, что приказал бросить Тантала в тартарары на вечные муки, в особенною темницу. А темница та была особенна тем, что была наполнена водой ему по пояс, а над головой Тантала росла яблоня с сочными плодами.
- Ну в принципе неплохо ему живёться,- оживился Сократ,-некоторые и этого не могут себе позволить! А тут: захотел попить- попил, захотел поесть, только руку протяни!
- Ан нет!- перебил друга Пифагор, задирая больную ногу перед очередным булыжником,- темница та, я подозреваю, с секретом.
Когда Тантала мучит жажда, и он склоняется к воде попить,- уровень воды резко падает, и он не успевает и глотка сделать! А когда его мучит голод, и он тянется к плодам с яблони, то ветки её поднимаются выше его возможностей! Да ещё цепь на нём и обруч на шее!
-Бедный и несчастный наш друг,- горестно вздохнул Сократ,-худшей муки и не придумаешь! По какому же колдовству всё это там происходит то!?
-Да какое колдовство!- возмутился Пифагор,- ты в каком веке живёшь то? Щас наука шагнула ого го! Ты знаешь закон сообщающихся сосудов Архимеда?
Кстати, надо как нибудь навестить старика! Всё дела, да дела,- всё никак не выберусь в Сиракузы. И ещё он выдвинул теорию рычага!
- Ха! - мы с ним как то поддали, и вышли на улицу освежиться,- а он пьяный дурной,- орать начал:- Дайте минэ точку опоры, мать вашу, и я переверну Землю! Еле его успокоил, наутро он ничего не помнил, а голова у нас так трещала,- ужас! Но дело не в этом...
- Так вот,- продолжал Пифагор, по непроверенной информации, в тартаре где маеться Тантал, есть тайная комната, где работают три человека вахтовым методом,- сутки через трое, каждый из них в свою смену следит за Танталом. Только пленник нагибаеться попить, надзиратель тянет рычаг, открывая клапан сообщающихся сосудов, и вода уходит в другую ёмкость! Только Тантал потянеться за яблоком, приводит в действие рычаг и та же история!
-  Все гениальное просто,- воскликнул Сократ,- может и Архимеда с собой возьмём,- уж он то разберёться!
- Ты знаешь сколько пилить до Сиракуз,- да и дела у него,-щас он работает над изобретением каких то зеркал,- вздохнул Пифагор...
-Эх! Раззудись тоска- разойдись нога!- воскликнул весело Пифагор,- а спой ка  мне мой друг свою любимую песню, и дорога станет легче!
И Сократ запел:

                       Только встанет над Элладой утро свеже- е,

                            Золотиться колоннадой Парфенон!

                       С Пифагором мы идём опять по прежне-е-му

                               К Диогену, мать его, будь проклят он!

- Ой, что то я не то пропел,- смутился Сократ.
-Да всё нормально друг,- весело успокоил его Пифагор,- вот только мотивчик песни мне вроде знаком,- только пел её вовсе не грек! Аха, ха, ха!- засмеялись друзья подходя к Диогеновой бочке - ну вот мы и пришли!


Рецензии