Как я стал судоремонтником

РПК. Аббревиатура, ничего не говорящая рядовому читателю. Даже и моряки - торгового флота, каботажного, пассажирского не знают, в большинстве своём, что означают эти три буквы. И я раньше не знал, а узнал, работая уже на рыбо-промысловом флоте.

Осенью 1976 года заканчивался мой первый рейс третьим механиком рыбо-морозильного траулера "Пролив". После двух лет работы теплотехником пуско-наладочного управления, рыбный флот произвёл на меня сильное впечатление интенсивностью и однообразием труда. В пароходстве, где я работал раньше, было намного легче и интереснее.
 
Но выбирать не приходилось. Уйти по собственному желанию означало снова потерять визу, с большим трудом только-только восстановленную. Шестимесячный наш рейс заканчивался переходом из района ЦВА - так назывался промысловый район центрально-восточной Атлантики в Ильичёвск. И, пользуясь возможностью бесплатной оказии, управление использовало наше судно для доставки в Одессу двух заболевших моряков с других судов управления.

Оба они были механиками: второй механик Василий Писаный и третий механик Николай Антонов. Парадная скорость наших судов невелика, два дня мы шли до Лас Пальмаса,  два дня отдыхали там после тяжелого рейса, потом ещё почти две недели шли домой. Времени, чтобы подружиться, было предостаточно, и ребята оказались весёлыми и компанейскими. Поселили их в изоляторе, которым командовал судовой врач Аркадий, мой приятель и партнёр по преферансу.

Писаный сразу же вписался четвертым в компанию картёжников, а Коля сидел рядом с нами и травил байки. Выдумщик он был изрядный, и рассказчик великолепный. Истории его были нескончаемыми и увлекательными настолько, что добровольно уйти было невозможно.
 
- Коля, имей совесть, сделай перерыв. Мне на вахту через три часа! Завтра продолжишь!

Но остановить фонтан красноречия Антонова было невозможно.
 - Завтра уже наступило. Или слушай, или спать ложись.

Часто в его рассказах встречалось вышеупомянутое сокращение - РПК, обозначающее
ремонтно-подменную команду, в просторечии "подменку" - специально созданные коллективы моряков, призванные осуществлять междурейсовое техническое обслуживание судов в иностранных портах.

Членов РПК мы называли часто "волосанами", намекая на мохнатую волосатую "руку", которую надо было иметь, чтобы попасть в состав подменки. Нет, работать приходилось и там, зачастую не меньше, чем на промысловом судне. Но упорядоченный рабочий день, с восьми утра до шести вечера с обеденным перерывом, отсутствие качки, свежие продукты, возможность пару раз в месяц сойти на берег, привлекала почти всех.

Работа в РПК справедливо считалась  престижной. Состав РПК утверждался где-то в верхах на три года. Летали тогда наши ремонтники в Дакар и Лас-Пальмас, что было гораздо лучше во всех отношениях. Но закрепления по портам не было, поэтому одни и те же люди попадали и в Сенегал, и на Канары, а позже - и в Сингапур, Перу, Аргентину, Португалию, Мозамбик и Анголу. Появлялись новые районы океанического промысла, появлялись новые порты для проведения ремонта.

И задумал я нахально попроситься в состав РПК. Первый рейс на рыбном флоте сложился у меня тяжело, не буду повторяться, об этом я уже писал. Отгуляв накопленные за рейс выходные дни, я не стал разговаривать с кадровиком, или с механиком-наставником, а зашёл прямо к начальнику механико-судовой службы, Александру Фёдоровичу Сучкову, нарушив все правила субординации.

- Разрешите, Александр Фёдорович?
- Заходите. Что у вас?
- Моя фамилия Бортников. Третий механик РТМ «Пролив». Я прошу прощения за нескромность, но не хочу отнимать у Вас время. Мне нравится судоремонт, и мне бы хотелось работать в ремонтно-подменной команде. Скажите, есть у меня шансы туда попасть?
- Хм. Однако! У вас какое образование?

- Высшее. ОВИМУ, факультет автоматики, 1968 года выпуска.
- А рабочий диплом механика какой? Где вы раньше работали? Что-то я вас не припомню.
- Диплом второго разряда. А работал я раньше в пароходстве. В ЧМП.

- Это всё хорошо. И раз факультет автоматики закончили, готовьтесь работать на супертраулерах. Мы их сейчас в Германии получаем, и специалисты с вашим образованием именно там нужны.  Рейс-два сделаете, пойдёте вторым, а там и стармехом года через три-четыре. А об РПК забудьте. Это для практиков, для слесарей. Грубая, тяжёлая работа. Удачи Вам, Бортников, ступайте.

- Спасибо, Александр Фёдорович. Извините. До свидания.

Через месяц я получил назначение вторым механиком ремонтно-подменной команды, вылетающей первого января 1977 года в Аден на четыре месяца, на ремонт четырёх СРТМ советско-йеменской экспедиции. Совершенно для меня неожиданно. Может быть, вспомнил Сучков про судоремонтника-энтузиаста, когда в Аден не могли второго механика найти? Скорее всего, так и было.

* Продолжение следует -


Рецензии
Всё Ваше, Михаил, читается легко и с интересом. Потому как - ни слова выдумки!!!)))

Евгений Нищенко   24.07.2017 06:16     Заявить о нарушении
Ну, почему, вот на самом верху титульной страницы как раз два рассказа выдуманных: "Старые письма" и "Жены, любовницы и часы". Две повести еще, тоже выдуманы. А остальное - да, чистые мемуары, я даже фамилии меняю в исключительных только случаях. Я как раз выдуманные рассказы больше ценю, они мне тяжелее дались.

Михаил Бортников   24.07.2017 06:35   Заявить о нарушении
Дело с том, что в выданных рассказах калейдоскоп из реальных эпизодов. Мы ведь не пишем об охоте чукчей на бизонов! )))

Евгений Нищенко   24.07.2017 12:50   Заявить о нарушении
Ну, уж конечно, не на пустом месте создано, всё реально.

Михаил Бортников   24.07.2017 12:52   Заявить о нарушении
Но всё равно улавливается романтическая приправа! )))

Евгений Нищенко   24.07.2017 16:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.