Тропики и Заполярье

На снимке из Интернета: Сантьяго – де – Куба. На переднем плане Мигель и Маша.

   Порт Мурманск, рудовоз «Ургенч», октябрь 1976 года. За обеденным столом в кают-компании появился новый человек. Нет, это не штурман, механик или радист из отдела кадров ММП. В кресле, видавшего виды углерудовоза, удобно расположился кубинец. В качестве пассажира он возвращался домой,  в Сантьяго-де-Куба. Вскоре выяснилось,  что Мигель Санчес – как величали нашего мулата,  покидал Заполярье после безуспешных поисков пропавшей подруги.  С Машенькой он познакомился в минувшем году,  во время ремонта судна в Мурманске. Невзирая на потерю из поля зрения Маши, кубинец быстро оправился. Известно, что юмор, песни и танцы – присущи жителям Острова Свободы.  Да, мы не встречали за океаном более добродушных, приветливых, весёлых и жизнерадостных людей, чем кубинцы...

   Заполярье никак не отразилось на темпераменте теплолюбивого кубинца. Мигель вполне адаптировался к суровому климату, что подтверждало мысль о выносливости и жизнестойкости его далёких предков. Тем паче, Машенька старалась увлечь южного человека северной красотой  и согласно полярной  широте, научить кубинца кататься на лыжах. С этой целью они брали в пункте проката на Кольском проспекте беговые лыжи и уходили осваивать лыжные трассы в Долину Уюта. Конечно, первое время у Мигеля были проблемы - весь в снегу и синяках, но теплолюбивый человек был в прекрасном настроении! И со временем всё наладилось…

   В свою очередь, Мигель – весёлый человек, много рассказывал о природе, климате и красотах тропического Острова, морских раковинах, кораллах и звёздах. Заворожил  он девушку,  и  уговорил Машу посетить Кубу, хотя бы на время отпуска. Коллеги из парикмахерского салона в Мурманске, где трудилась подруга Мигеля, завидовали по хорошему и проводили Машу на самолёт...

   Экзотический Остров с выжженной палящим солнцем землёй и бесконечным тропическим летом удивлял и радовал северянку…  первое время. Но если в Гаване погоду освежала прохлада Атлантики, то в Сантьяго – гористая местность острова, преграждала путь свежему бризу с Атлантического океана. На окнах жилых помещений отсутствовали стёкла, особенно на побережье. Их заменяли пластиковые, деревянные или алюминиевые жалюзи. Эта естественная вентиляция несколько освежала воздух.

   Куба - воспетая любовь Эрнеста Хемингуэя. Здесь не только особые  сигары, ром, сахарный тростник, блестящие боксёры и бейсболисты. Если верить Хемингуэю, Куба - рай на земле! Море, солнце, красивые пляжи…  А разве можно сомневаться в творениях знаменитого писателя?! В 1952 году Хемингуэй сотворил повесть «Старик и море», за которую писателю присуждена Нобелевская премия.  Эта книга о старом рыбаке, сражающемся с акулами, которые растерзали пойманную им огромную рыбу. Так что Куба была, есть и будет привлекательным местом для искателей приключений. Недаром её назвали Островом Свободы…

   Большое впечатление у Маши оставило  посещение небольшого живописного пляжа Сибоней, расположенного в 20-ти километрах от Сантьяго. Дорога к пляжу проходила через горный массив на юго-востоке Кубы. Со слов Мигеля, коренного жителя провинции – горы Сьерра-Маэстро самые высокие и живописные на Кубе. В своё время здесь партизанили соратники Фиделя Кастро, Че Гевара, Калимо Сьенфуэгоса и других деятелей кубинской революции...

   И всё-таки, от непривычного тропического климата и отличных от родных мест условий жизни, Маша стала уставать. Её одолела ностальгия по четырём временам года, полярной ночи с северным сиянием, свежему морозному воздуху и заснеженным сопкам. Маша ведь коренная северянка, родилась и выросла в Заполярье. Мурманск – это ворота Арктики, здесь начинался Северный морской путь - самая короткая дорога по морям из Европы на Дальний Восток. Чтобы полюбоваться красотой удивительного явления - северным или полярным сиянием, Мурманск посещали европейские туристы. А со временем атомные ледоколы с пассажирами из разных стран мира ходили на Северный полюс по расписанию. Некоторые из туристов молились на верхушке планеты Богу, другие принимали ледяную «ванну». Уникальное зрелище!..

   Поэтому, как-только штурман Мигель Санчес вышел в море на кубинском теплоходе, Маша немедля отбыла на Родину. Тем паче они не состояли ещё в законном браке. Бледнолицая северянка не оставила и следа в будущих поколениях островитян.  Так что за показным добродушным настроением кубинца скрывалась обида и душевная рана. Если это так, то он проявил себя настоящим, выдержанным мужчиной, несмотря на эмоциональный характер и природный темперамент. Впрочем, чужая душа потёмки…
      
   На переходе океаном в южные широты Мигель регулярно посещал камбуз, принимая участие в лепке пельменей. Периодически доносившийся из пищеблока взрыв смеха, означал, что кубинец потчевал повариху Соню, пекаря Марину и буфетчицу Наташу бесконечными шутками.  Да, в курсантской среде  мореходки, которую он недавно закончил, не забывали про юмор и морские  истории. На флоте без этого никак нельзя! Причём старпом "Ургенча" Эдуард Брач был не против интернациональной помощи на камбузе. В коллективном творчестве принимала участие и буфетчица Наташа. До мурашек на теле и спазмов в горле она  напоминала Санчесу бесследно исчезнувшую мурманчанку Машеньку.

   Легенда о недвижимости Мигеля на берегу Карибского моря стала предметом обсуждения у моряков. Во время перекуров на юте (кормовой части верхней палубы) «Ургенча» кубинец охотно принимал участие в морской «травле». Высоченный и худощавый второй штурман Сергей Квитка, в качестве шутки, пытался уличить мулата в «хвастовстве»:
   - Мигель, недвижимость, о которой ты пропел все уши девчонкам на камбузе, умолчал, что твоя хижина...  из фанеры. Не в эти ли «апартаменты» ты желал пригласить буфетчицу Наташу?
   - Как знать, amigo? А если эти «апартаменты» расположены на берегу тёплого Карибского моря?!  -  беззлобно отбивался кубинец. Там никогда не будет проблем с отоплением, как иногда в твоём коммунальном хозяйстве в Мурманске…  в полярную ночь!
   Моряки, собравшиеся на корме, весело смеялись, но поддержали любвеобильного кубинца:
   - В отношении Наташи не допущу кубинской «экспансии»! – уточнил Квитка, когда Мигель оставил кормовую палубу. Но моряки понимали, что в шутке Сергея, лишь доля шутки...

   Сантьяго-де-Куба, где ошвартовался теплоход «Ургенч» для выгрузки хлопка - родные места Мигеля. Оставив судно, кубинец, тем не менее, регулярно посещал теплоход. Заходил в кают-компанию, наблюдая, как буфетчица накрывала обеденный стол, что-то выразительно объяснял Наташе. Она лишь улыбалась в ответ. Любуясь пышными волосами и золотистой кожей Натальи, Мигель Санчес тяжело вздыхал и не хотел верить, что его пассия, как и Машенька, через три дня навсегда исчезнет в голубой дымке океана...
               
               
               


Рецензии
История кубинца интересна и нередка для тех лет, а для Машенек хвыатает и своих женихов.
С уважением.

Лев Закрутин   12.07.2017 23:23     Заявить о нарушении
Спасибо Лев Фёдорович! Замечательная рецензия, для меня это маленький праздник!
С уважением - Ф.Ц.

Феликс Цыганенко   13.07.2017 16:47   Заявить о нарушении