Размеренность

Недавно мне позвонил один старый приятель и на вопрос «как живешь?», ответил -  «размеренно».
Какой смысл вкладывается в это слово, мы оба знали, но все-таки решили посмотреть, как его трактуют словари и мудрецы.
Как основу мы выбрали следующее: (да простится мне, что я не знаю автора)

«Размеренность как качество личности –  способность подчинять жизнь определенному ритму, проявляя неторопливость, чувство меры, плавность и упорядоченность. Размеренность – это победа над суетой. Размеренность – это нежелание увеличивать скорость своей жизни в бесплодных попытках догнать и обогнать время. Суета, спешка, торопливость и вечные гонки, как правило, ведут человека к депрессии»

Это книжное толкование.
Быть может, немного высоким «штилем» написано, но, вероятно, можно без спора признать, что суета это антитеза размеренности.
Размеренность  можно воспитать в себе и других. Иногда она может быть врожденной. Но во всех случаях она увязана с тем образом жизни, который ведет человек, или хочет вести.
Человек в страсти чрезмерно стремится к материальным благам. В противовес ему, размеренный человек – антипод глупой суетливости и беготни. Он ведёт уравновешенную  жизнь. Размеренность никуда не спешит.
Мне не доводилось встречать людей, о которых с полным основанием можно было бы сказать: «Вот они живут спокойно и  размеренно».
Да и на личном примере я должен признать, что всю жизнь куда-то бежал. Спешил. Обо всем этом я подробно написал в своей первой книге биографического  характера, которая называлась  «Дорога, длиною в  жизнь» Оглядываясь назад, я вижу, что всегда был в движении. Потому и родилось такое название, потому что вся жизнь – это была дорога. И я хорошо понимал, что если я чего-нибудь достиг, то это заслуга дороги, по которой я все время двигался. Мне тогда и в голову не приходило, что можно вписаться в реальную жизнь как нибудь иначе. Разумеется, что о размеренности, как форме  жизни я и думать не мог. Более того, мне кажется, что и слова этого не слышал нигде в обиходе.
Сегодня, пройденный путь, приобретенный опыт, почти безлюдная, однообразная и, не рискую сказать «унылая», жизнь в деревне, порождают иные мысли.
Конечно, я здесь могу быть не прав. Большинство моих односельчан заняты трудом, днем на производствах, вечерами дома. Частный дом всегда порождает
необходимость ежедневного решения каких-то вопросов.
Поэтому, я готов повторить позаимствованную фразу:
«Разумность, а поэтому и успешность человека напрямую зависит от того, как проявлены в нем размеренность и сопутствующие ей качества личности – стабильность, устойчивость, терпение, работоспособность и последовательность.»
Хотя смысл этой фразы целиком не разделяю. Она подходит туда, где устоявшийся быт, удовлетворительная материальная обеспеченность и т. д.
Я глубоко убежден, что пока человек не достиг определенного места в обществе,  удовлетворительного уровня жизни в семье, о размеренном образе жизни даже думать нельзя. Слыша жалобы от молодых на низкий уровень жизни я, почти всегда, убеждаю их, что мало бегали, мало шишек набили на лбу, пробивая какую-то идею. На блюдечке с голубой каемочкой никто ничего не подаст.

Апологеты размеренного образа жизни (против которого я ничего против не имею, а даже наоборот) приводят подобного рода формулировки:
«Размеренный человек – оптимизатор своих сил и возможностей. Размеренность – это умение сохранить «дыхание» на всей дистанции жизни. Если перед ней стоит задача пробежать марафонскую дистанцию или покорить горную вершину, она, во-первых, тщательно подготовится, а затем подберёт ритм, который задействует её на сто процентов»
Я не совсем уверен в справедливости этих слов. Пусть кто-нибудь назовет хоть одного чемпиона по любому виду спорта, который по жизни размеренный человек.
Это не про размеренного человека слова песни Владимира Высоцкого: «Я на десять тыщ рванул, как на пятьсот – и спёкся».
Только после того, как я перешел на глубокую пенсию, не ищу побочных заработков, производительным трудом не занимаюсь, хорошо понимаю, что у меня есть сегодня и что будет завтра, никаких обязательств ни перед кем не имею, пишу какие-то книги, которые почти никто не читает, я отдаленно стал понимать, что такое размеренная жизнь.
В прошлом размеренной жизнью могли жить рантье, господа типа «Головлевых», дворянство в своих фамильных имениях.
Люди современного   поколения, которые в своем большинстве, вынуждены думать, как заработать на хлеб насущный, о размеренной жизни даже представления не имеют. Это, разумеется, не значит, что у них потребности в другом образе жизни нет. Но его же надо как то достигнуть.
Вместе с тем оппоненты говорят так:
«Размеренность - никуда не зовет труба, не клюёт жареный петух, она не мчится, как угорелая по первому зову вздорности и взбалмошности, она никого не собирается смешить спешкой и безрассудством слова и дела.
Однако, размеренность нельзя обвинить в медлительности принятия решений, неуверенности и нерешительности.
Удовлетворение духовных потребностей прямо предполагает размеренное движение. Когда разумный человек находит пути своего личностного роста, он понимает, что воспитание в себе достоинств – занятие не одного дня.»

Я со многим из вышесказанного  согласен. Во-первых, здесь дана смягченная оценка самого определения, а во-вторых, как-то помечены пути ее достижения.
Надо отдавать себе отчет, что есть места, где  без размеренности невозможно.
Например в станкостроении, станина, основа станка, должна быть идеально плоскопаралельной. Поэтому финишную операцию - шабровку  (т.е окончательную доводку) выполняют мастера высочайшего класса вручную. Делается это очень медленно. Снимаются, где нужно выпуклости, которые могут составлять   менее сотых долей миллиметра.
Когда наблюдаешь за работой этих мастеров, то впечатление такое, что они вообще не работают, а все время что-то меряют огромной линейкой.
Таких мест достаточно много. Огранка алмазов и прочие ювелирные  дела. Даже работа у конвейера и некоторые другие. Но все-таки это отдельные дела, а не жизнь в целом. 
Вероятно, ведя достаточно напряженный образ жизни, можно достигнуть того уровня, когда размеренный образ жизни будет «садиться» в твой бюджет.
Дай  Бог каждому достигнуть  этого уровня. А пока  этого не достигнуто, надо жить так, как можешь, ни на кого не обижаясь.
Мне кажется, что если каждый будет думать, что ему очень хочется  перейти на размеренный образ жизни,  это послужит стимулом для формирования в повседневной жизни и работе, надлежащих условий  для такого перехода.
Вероятно, каждый должен ясно понимать, где истоки успехов, где дорога, а где их возможное устье. Желаю успехов всем!   


Рецензии
Уважаемый Михаил, тема действительно очень любопытная, широкая и дающая простор для размышления. В слове "разМЕРенность" не случайно корень связан с мерой, измерениями.
Приходит на ум поговорка "семь раз отмерь..." То есть речь может идти не только о плавно катящейся устроенной жизни, но и о планоМЕРной, продуманной на более или менее длительный работе.
В области творчества, например, (в самом широком смысле слова) - это может быть рассчитанная на несколько лет программа освоения Марса, или систематическая работа над объемистым романом и т.д.
Спасибо Вам, что Вы заставляете читателя думать, анализировать возможности и степень размеренности его собственной жизни.

Владимир Микин   13.07.2017 22:46     Заявить о нарушении
Уважаемый Владимир!
Спасибо Вам за аналитический отзыв!
Несмотря, на то что я уже в очень глубоком возрасте, постоянно вести размеренный образ жизни у меня не получается. Единственное, чем я занимаюсь, это писание книг. И то случается, что длительное время не пишется. У меня значительно чаще происходят импровизации, чем планомерная работа. Поэтому я к своей миниатюре добавляю лозунг "только работать. Это основа основ.До последнего шанса надо хоть что-то делать, даже на бессистемной основе. С уважением. М.С.

Михаил Шаргородский   14.07.2017 09:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.