Из Дневников Толстого - 1901г. -1910г

Из "Дневников" Л.Н.Толстого (1901-1910 гг.):


Удивительное дело: я знаю про себя, как я плох и глуп, а между тем меня считают гениальным человеком. Каковы же остальные люди?  8.1901 г.

Мы знаем что без физических усилий мы ничего не достигаем. Почему же думать, что в области духовной можно достигнуть чего-либо без усилий.  8.1901 г.

Юрий Самарин ... прекрасный учитель математики, потому что очень туп в математике.  6.1903 г.

Когда жизнь людей безнравственна и отношения их основана не на любви, а на эгоизме, то все технические усовершенствования, увеличение власти человека над природою ... - опасные игрушки, которые даны в руки детям.  10.1903 г.

Обыкновенно думают, что прогресс в увеличении знаний, усовершенствовании жизни, но это не так. Прогресс только в большем и большем выяснение ответов на основные вопросы жизни. Истина всегда доступно человеку (Это его душа)  10.1903 г.

Ум в области материальной ... и другой ум в области духовной: отношение к Богу, к людям, к другим существам, нравственные требования... Всегда, чем больше один ум, тем меньше другой. 01. 1904  г. 

 госуд.деят      обществ.деят       нучная деят.     худож.деят.
____|___________|_______________|___________|_________  <=== ВОЙЛОК
<=== люди
а нужна же одна деятельность: выпрямление.
1.1904 г.

Деспотизм производит войну, и война поддерживает деспотизм.  6.1904 г.
 
С тяжелого воза надо сначала скидать столько, чтобы можно было опрокинуть его.  6.1904  г.

Мы не стоим, идём... Но с годами движение это убыстряется. Как камень, падающий сверху, и старики видят уже быстрое явное движение.  7. 1904 г. 

Процесс жизни не бесцелен... И цель его, очевидно, сделать из ребенка юношу, мужа,  старца... Если бы цель жизни состояла только в том ..., то люди не умирали бы до старости. Если же цель жизни состояла только в служении людей друг другу, людям совсем не нужно было бы умирать. Так что жизнь человеческая есть рост жизни и служение.  8.1904 г.

Духовная жизнь зарождается, растёт и доходит до зенита не на середине жизни, а в конце её.  8.1904 г. ...

... Смысл моей жизни в любви, т.е. в перенесении себя в жизнь, интересы других.  8.1904 г. 

Не только люди к старости, но и животные добреют. Добреют ли растения ... Они  роняют свои плоды, семена, служат другим и перестает бороться (гниют), уступают место другим (имеют свойства добра).  9.1904 г. 

Для того, чтобы было осуществлено наибольшее благо, нужно чтобы мы совершенствовались ... В этом закон и цель нашей жизни. Три довода: 
1. Жизнь есть стремление к благу. Совершенствование улучшает положение. 
2. Это одна единственная деятельность, которая не может быть остановлена ничем.
3. С этой целью зло превращается в добро, оно нужно для совершенствования.  9.1904 г. 

Жизнь есть увеличение своей души. И дело не в том, какая душа, а в том на сколько человек увеличил, расширил, усовершенствовал её.  10.1904 г. 

Мы не любим людей не потому что они злые, а мы считаем их злыми потому, что не любим их.  10.1904 г.

Люди думают, что они живут телесно в этом мире, а между тем они не живут в нём, а только проходят через него. Живут люди духовно вне времени и пространства; жизнь же в этом мире есть только исполнение известного назначения.  11.1904 г.
 
Здоровье, богатство, слава, красота ... всё это ослабляет нашу энергию, ... не вызывает потребность проявить усилие, то самое, что дает истинное благо. И обратно, всё, что считается несчастьем, вызывает эти усилия. Чем лучше формы общественной жизни, тем ниже и умы и характеры людей.  1.1905 г. 

Если мы несчастливы, то это значит только то, что мы делаем не то что должно, или не делаем того что должно.  1.1905 г. 

Общественный прогресс истинный - в большем и большем единении людей. Для единения людей нужны три вещи: 
1. Сила, которая заставляла бы людей соединяться ... любовь (она есть, не мешать). 
2. Чтобы люди не имели бы свойств отталкивающих ... страстей, себялюбия.
3. Чтобы соединившись, создавали бы благо этого соединения (цемент).  1.1905 г.

... святость веселья. Веселье, радость - это одно из исполнений воли Бога.  2.1905 г.

Большинство людей живут так, как будто идут задом к пропасти. Они знают, что сзади пропасть, в которую каждую минуту могут упасть, но не смотрят на неё, развлекаются тем, что видят.  2.1905 г.

Нужнее всего две вещи: победить заботу о мнении людей и недоброе чувство к ним.  4. 1905 г. 

Умственная мужская деятельность за деньги, в особенности газетная есть совершенная проституция. И не сравнение, тождество.  4.1905 г. 

Как нужно, нужно отвыкнуть от мысли о награде, похвале, одобрении. За всё хорошее ... плата вперед получена нами такая, что с самым большим усердием не отработаешь её.  4.1905 г.

Чем хуже становится человеку телесно, тем лучше он становится духовно. И потому человеку не может быть дурно (коромысло весов).  4.1905 г. 

В настоящем нет ни радости, ни оскорбления, она начинает действовать только в воспоминании.  4.1905 г. 

Как дешевы... технические усовершенствования. Перенять их ничего не стоит. Дорого, важно и трудно добрая жизнь, чистота, братство, любовь, то самое, чему учит христианство, и чем мы пренебрегли.  5.1905 г. 

Свобода есть освобождение от иллюзии, обмана личности.  6.1905 г.

Революция плодотворная только та, которую нельзя остановить ... которая разрушает старое только тем, что уже установила новое.  7.1905 г.

Быть хорошим значит только то, чтобы желать чаще быть хорошим.  12.1905 г.

Я испытал ужас, когда увидел себя вооруженным рассудком животным, лишенным всякого понимания смысла своей жизни, и увидал кругом всех людей такими (в 50 лет).  12.1905 г.

Что же мне старому, бессильному делать? спрашивал я себя ... И нынче так ясно понял ясный и радостный ответ. Что делать? Уже показано, что умирать. И надо сделать это дело как можно лучше: умирать и умереть хорошо.  1.1906 г.

Старики только доживают век? Напротив, в глубокой старости идёт самая драгоценная, нужная жизнь и для себя и для других. Ценность жизни обратно пропорциональна  квадратах расстоянию от смерти.  3.1906 г.

Когда человек умён, он не знает, что он умён... кажется, так естественно. То же ... - когда человек истинно добр, он не видит своей доброты.  3.1906 г. 

Возвеличиваемым людям - царя, героям ... нельзя развиться. Выходит страшный отвратительный контраст.  4.1906 г.

До 20, 25 лет... рост физический останавливается, но духовный не перестает в глубочайшей старости и смерти.  7.1906 г.

Чем больше служим другим (с усилием), тем радостнее; чем больше служишь себе (без усилия), тем тяжелее жизнь. 8.1906 г. 

Люди ... переживают ... период заблуждения, состоящего в направлении всех сил на материальное преуспеяние, в том, что люди для этого ... жертвовали своим духовным благом, духовным совершенствованием. Произошло это от насилия одних людей над другими (для увеличения блага).  10.1906 г. 

Иногда ставят истину идеалом. Это неверно: истина есть только отсутствие лжи.  10.1906 г. 

Ничто не может помешать каждому существу  д е л а т ь  предназначенное ему дело ... Помешать человеку быть добрым, любить.  10.1906 г. 

Мысль только тогда движет жизнью, когда она добыта своим умом или хотя бы отвечает на вопрос, возникший в своей душе. Мысль чужая, воспринятая только умом и памятью, не влияет.  10.1906 г.

Не стыдно изменять убеждения, потому что во всё большем и большем понимании  себя и мира - смысл жизни.  10.1906 г.

Служишь ли людям для их блага или для благодарности? Проверка одна: будешь ли делать то же, зная что никто не узнает.  11.1906 г. 

Человеку свойственно стремиться к увеличению (рублей, чинов, мускулов, знаний), а увеличение одно только нужно: увеличение доброты.  12.1906 г. 

Единение людей совершится не отказом людей от разума, о признанием всеми его законов.  1.1907 г.

Если заметил, что в споре человек защищает свое внешнее положение, поскорей прекрати разговор.  4.1907 г.

... Мучительно тем, у кого много денег ... Много просят ... Кому дать? Одно средство - отдать всё.  4.1907 г.

Трудно молодому пренебречь телом. И не надо стараться сразу. Сначала не делать дурного, потом делать хорошее, потом отдать себя.  4.1907 г. 

Избегай всего, что разъединяет людей, и делай всё то, что соединяет их.  5.1907 г. 

Вред медицины в том, что люди большие заняты телом, чем духом. Главное, приучает людей - даже народ - больше заботиться о теле, чем о душе. (иначе, болезнь заставила бы думать о смерти, а не об аптеке.  5.1907 г. 

Старость уже тем хороша, что уничтожает заботу о будущем ... все усилия переносятся в настоящее, то есть в истинную жизнь.  8.1907 г. 
Нравственность не может быть ни на чём ином основана, кроме как на сознании себя духовным существом единым со всеми духовными существами и со всем.  8.1907 г. 

Нужда для семьи важнее, чем роскошь.  9.1907 г. 

Для человека бедного вопросы воспитания детей решены, и всегда лучше, чем для человека богатого.  9.1907 г. 

От чего безграмотные люди разумнее ученых? Оттого, что в их сознании не нарушена естественная и разумная постепенность важности предметов, вопросов.  9.1907 г.

Средства воздействия культуры ... благодетельны только тогда, когда большинство, хотя и небольшое, религиозно-нравственно ... Отсталость нравственности вызовет страдания, которые задержат культуру и ускорят движение нравственности и восстановится правильное отношение.  10.1907 г.

Жизнь это неперестающий рост духовный. Люди легко принимают рост телесный за всю жизнь и отдаются ей, забывая жизнь духовную. Ошибка обозначается, когда тело начинает разрушаться, но исправить трудно из-за инерции, привычки.  11.1907 г.

Здоровье и нравственный закон - два несоизмеримые условия жизни. Нарушать  нравственный закон для здоровья - всё равно, как разламывать дом в котором живёшь, чтобы топить им.  12.1907 г.

Простота необходимое условие и признак истины.  01.1908 г.

То, что кажется парадоксом: что старость, приближение к смерти и сама смерть -  хорошо - благо, несомненная истина.  02.1908 г.

В знаниях важно не количество знаний, даже не точность их (таких нет), а разумная связность их, чтобы они со всех сторон освещали мир. Расширять знания надо равномерно.  03.1908 г.

Удивительная радость - любить всех. А для того, чтобы получить её, нужно одно небольшое, но трудное в нашем извращённое в мире, - одно: отучить себя от ненависти, презрения, неуважения, равнодушия ко всякому человеку.
10.1908 г.



Тайный дневник 1908 года


Да, я - тело - это такое-то отвратительный нужник - только сними, приоткрой крышку духовности, и смрад и мерзость.  1908 г.

Сегодня встал не рано, ходя по саду думаю о быстроте, главное об однообразии времени: день, ночь, и опять, и опять, и пролетают года, десятилетия.  05.1909 г.

Жестокость не свойственна человеку и объясняется  только узостью цели, сосредоточенностью усилий жизни на цели. Чем уже эта цель, тем возможнее жестокость.  06.1908 г.

Когда человек один ему легко быть хорошим. Только сойдись с другим - и он становится дурен И чем больше людей, тем труднее удержаться от дурного. (важна любовь).  06.1909

Самые твёрдые, непоколебимые убеждения, это самые поверхностные. Глубокие убеждения всегда подвижны.  08.1909 г.

Встал в 6 и ездил в попу. Чудное утро. Как много мы теряем, просыпая утра.
Всё вещественное вне власти человека. Не знает препятствий человек только в деятельности духовной. Что хочу, то делаю (любовь).  09.1909 г.

... Развращение для своих целей народа посредством монополии воспитательного воздействия.  09.1909 г.

Для жизни необходим идеал. А идеал - только тогда идеал, когда он  СОВЕРШЕНСТВО.   01.1910 г.

В 81 год сознаю себя, каким сознавал себя, своё "я" в 5, 6 лет. Сознание неподвижно. Если время идет, то, должно быть то, что стоит. Стоит сознание моего "я".  01.1910 г.

Одни думают для себя - сообщают новые мысли людям. Другие думают, чтобы сообщить, если их хвалят, считают эти мысли истиной.   02.1910 г.

Жизнь... с годами становится духовнее. То же совершается и с жизнью всего человечества.  03.1910 г.

Огромное большинство живет одной животной жизнью; в вопросах же человеческих слепо подчиняется общественному мнению.  04.1910 г.

Как было бы хорошо быть в состоянии искренно ответить на вопрос: как твое здоровье?  Не знаю, это меня не касается.  05.1910 г.

Ушёл человек... Казалось бы, когда о душе подумать, как не теперь вернувшись с  кладбища. И что же вместо этого. Вино, и всё что от него бывает. Мы говорим, нельзя не помянуть, так стариками заведено. Да ведь старики не понимали, что это дурно. А мы понимаем. А понимаем, так и бросить надо.  06.1910 г.

Слова умирающего особенно значительны (слова стариков - тоже).  08.1910 г.

Несчастен не тот, кому делают больно, а тот - кто хочет сделать больно другому.  08.1910 г.

Вместо того чтобы жить любовной жизнью, люди учатся летать... Это всё равно, как если бы птицы перестали летать, а учились бы бегать или строить велосипеды и ездить на них.  08.1910 г.

Мы всегда погоняем время. Это значит, что время есть форма нашего восприятия, и мы хотим освободиться от этой стесняющей нас формы.  09.1910 г.

Материнство для женщин не есть высшее призвание.  09.1910 г.

В первый раз понял: всё значение в жизни в настоящем.  09.1910 г.

Любовь к детям, супругам, братьям - это образчик твоей любви, какая должна и может быть ко всем.  10.1910 г.

Если есть ненависть хоть к одному человеку, то не может быть истиной любви.  10.1910 г.

Всё, что я в прошедшем выработал (хотя бы моя внутренняя работа в писаниях), всем этим я живу, пользуюсь, но самую работу - не помню...  у всех стариков жизнь вся сосредотачивается в настоящем.  10.1910 г.

Да, думать только о том, чтобы не согрешить. А будет, что будет. Это не моё дело. 29.10.1910 г.

                _______________________________

"Утром 31 октября 1910 года Толстой вместе с Д.П.Маковецким выехал из Шамордино через Козельск на юг в направлении Кавказа. Но на пути тяжело заболел и сошёл на ст.Астапово, Рязано-уральской ж.д. (ныне ст.Лев Толстой), где 7 ноября 1910 года скончался."


Рецензии