Взгляд - десятая глава

Над головой – ржавое солнце, под ногами – сухой колючий песок. Стив идёт по бескрайней пустыне, раскинувшейся от края неба до края. Его ноги увязают в песке, но он продолжает идти к бесконечно далёкой линии горизонта. Он не помнит, сколько времени прошло: день, месяц, год – если время вообще существует здесь. Он вообще ничего не помнит. Его мучает жажда, глаза воспалены. Наконец, силы оставили его, и он падает. Сначала на колени. 

Первое правило пустыни: никогда не останавливайся, и ни в коем случае не падай. Иначе уже никогда не встанешь. Где-то в глубине своих воспоминаний Стив знает это, мысль, такая же далёкая, как линия горизонта, и такая же бесполезная.

Но ему всё равно. Между одним шагом и тысячей шагов нет никакой разницы, если знаешь, что не сможешь сделать тысячу первый.

Кто-то загораживает солнце. Стив поднимает глаза, перед ним стоит человек в плаще и шляпе, лицо его закрыто. Наверное, он стоит спиной. Контуры фигуры размазываются и снова становятся резкими.   

– Кто ты? – спрашивает Стив, его язык сухой как песок.

– Я? Я это ты, разве не узнал? – голос был хриплый, но живой и уверенный. – Почему ты не слушал айга? Неужели тебе не жаль Яну? Она ведь так хотела стать человеком. Ты разочаровал меня, Стив. А ведь я так рассчитывал на тебя. Мы все на тебя рассчитывали, но ты всё испортил. И теперь ты умираешь. 

– Я не знаю о чём ты, – прошептал Стив, – я ничего не помню... И что же мне делать?

– Если бы я знал, то не был бы здесь, – усмехнулся человек. – Следуй своим желаниям.

– Но я ничего не желаю, – Стив заплакал, но слёзы высыхали у него на лице, – я лишь хочу пить!

Он упал на спину и... открыл глаза. Солнце превратилось в тусклую лампу под потолком, Стив лежал на жёсткой кушетке, его руки и ноги были пристёгнуты ремнями.

– Воды, – прошептал он еле слышно.

Чьи-то руки приподняли его голову и поднесли стакан с водой ко рту. Стив начал жадно глотать воду, захлёбываясь и кашляя. Когда стакан отняли от его губ, он, наконец, осмотрелся. Его кушетка стояла у самой стены, в противоположной стене была железная дверь. В комнате были двое полицейских и человек в белом халате и маске, закрывающей лицо, – врач.

– Что со мной? – спросил Стив, – где я?

Полицейские переглянулись.

– А ты разве ничего не помнишь? – первый полицейский посмотрел на него с недоверием.

– Не всё, – сознание Стива было чистым и ясным как безоблачное небо, и лишь несколько странных теней играли бесконечно далеко у самого горизонта.

– Вчера ты застрелил десять человек, – сказал его коллега. – Десять выстрелов – десять трупов. Да ты, мать твою, снайпер!

Небесный купол рухнул на Стива, рассекая его память острыми осколками. События прошлого дня замелькали перед глазами чёрно-белыми кадрами киноплёнки. Плёнка почему-то казалась пожелтевшей у краёв, словно много лет пролежала в сыром хранилище. Лишь человеческая кровь была цветной – красной. Стив зажмурил глаза и стиснул зубы от внезапной судороги.

 Один из полицейских подошёл к нему:

– Итак, парень, ты обвиняешься в убийстве десяти человек и жестоком избиении своего начальника. Ты имеешь право на адвоката, на суд, имеешь право хранить молчание, иначе всё, что ты скажешь, может быть использовано против тебя в суде.

– Он жив? – спросил Стив.

– К твоему счастью, жив, – ответил полицейский, – отделался шоком, переломами рёбер и ушибами.

– Развяжите меня, – попросил Стив, обращаясь скорее к врачу, чем к полицейским. По неясной причине Стив сразу проникся к нему доверием, хотя и не видел его лица. 

Полицейский шепнул врачу:

– Он не опасен?

– Нисколько, – сказал тот, – я вколол ему такую дозу успокоительного, что он и мухи не обидит. При всём желании.

– Эй, Билли, иди развяжи его, – сказал полицейский своего напарнику.

– Ну, смотри у меня, сукин сын! – Билли пригрозил Стиву кулаком, прежде чем направиться к нему. – Только попробуй что-нибудь выкинуть!

– Пожалуйста, закройте ваши глаза! – взмолился Стив и зажмурился, боясь встретиться взглядом с нависшим над ним полицейским. – Я вам всё объясню!

Полицейские недоумённо переглянулись, а врач резко скосил глаза:

– Сделайте как он просит, – сказал он, – иначе у него снова начнётся истерика. Мне лишние проблемы не нужны.

– Хорошо... – протянул Билли, надевая тёмные очки.

Развязанный Стив уселся на кровати в позе лотоса, прислонился спиной к стене, его голова кружилась. Он принялся растирать занемевшие руки и ноги, изредка поглядывая на полицейских. 

– Надеюсь, я вам больше не нужен, – врач посмотрел на полицейских, мельком взглянул на Стива и быстро вышел из камеры.

– Рассказывай, меткий стрелок, – полицейский взял стул и сел прямо перед Стивом.

– Вы мне всё равно не поверите, – Стив опустил глаза и сжался, – вы решите, что я псих. Я бы и сам не поверил, если бы мне рассказали. Но, клянусь вам, я говорю правду.

– Ты рассказывай, а верить тебе или не верить – не твоя забота, и даже не наша, пусть этим суд занимается.

– Всё началось примерно месяц назад, – начал Стив, – меня разбудило своим взглядом странное существо...

Полицейские переглянулись. Билли хмыкнул. Вскоре на их лицах заиграли улыбки. Когда Стив начал рассказывать про реку крови и кровавые заросли у её берегов, полицейский прервал его.

– А в глаза ты почему не смотришь?

– Потому, что они смотрят из человеческих глаз на меня. И из ваших глаз они смотрят, а я не выношу их взглядов.

– Кто они? – спросил полицейский.

– Айги, существа из Нижнего Мира. На самом деле они не из Нижнего Мира, но... 

– Лучше расскажи, зачем в людей стрелял.

Стив замолчал, задумался на минуту.

– Я в айгов стрелял, – сказал он наконец, вперив глаза в стену.

– Ясно. Ты записал, Билли?

– Да, – отозвался его напарник.

Полицейский сунул Стиву бумагу:

– Распишись здесь.

Стив послушно расписался и продолжил разглядывать стену мутным взглядом. Полицейские вышли из камеры, охранник закрыл за ними дверь.

– Похоже, он конченый псих, – сказал первый полицейский, так и не назвавший своё имя.

– Ну да, или псих, или прикидывается. А может, всё сразу, – засмеялся Билли, – представляешь заголовки в газетах: «Псих прикидывался психом и оказался им»!

Они пошли прочь, их голоса и шаги становились всё тише, пока не умолкли. Стив остался один. Несколько минут он смотрел перед собой пустым взглядом куклы, затем кое-как встал, подошёл к умывальнику и, открыв кран трясущимися руками, начал жадно пить холодную воду. Напившись, он несколько раз умыл лицо, смочил руки и ноги, после чего сходил в туалет и залез обратно на кушетку.   

Его сознание пульсировало, то проясняясь, то вновь погружаясь в серый туман.

«Что они мне вкололи?»

Рано утром Стива разбудил охранник, принёсший кашу в алюминиевой миске. Она была пресной и хрустела на зубах. Ещё недавно Стив не взглянул бы на неё, но сейчас он был слишком голоден, чтобы привередничать.

После завтрака его сразу же забрали двое охранников и увели в соседнее здание, в комнату для допросов. Тело ныло и плохо слушалось его, а мысли напоминали клубок ниток. Охранникам пришлось придерживать Стива, пока он шёл.

Через десять минут дверь открылась и в комнату вошёл молодой человек в чёрном костюме, его глаза были надёжно скрыты зеркальными очками.

– Добрый день, мистер Уэлш, – сказал он, – я агент Хэйлис, теперь ваше дело будет вести ФБР. В моём лице.

Агент придвинул стул к столу и сел на него.

– Мне сказали, ты не можешь смотреть в глаза, поэтому просишь носить солнечные очки. – он указал пальцем на оправу.

– Спасибо, я правда не могу смотреть в глаза.

– Не расскажешь, почему?

– А вам разве не сказали?

– Я хочу услышать лично от вас, мистер Уэлш.

Стив украдкой взглянул на агента и отвёл глаза. Хэйлис был не старше Стива, а, возможно, и младше. У него были изящные черты лица, высокие скулы, густые чёрные волосы, светлая немного бледная кожа. Гладкая и чистая она выглядела естественной и здоровой, в отличие от болезненной бледности Стива. А мягкий голос агента был так же красив, как и его внешность. Сдержанно вежливый образ и немного надменные манеры резко отличали его от местных полицейских и охранников. Глядя на него, Стив ощутил острую зависть.

«Вот каким я должен был быть, и каким уже никогда не стану!», – подумал он, и сердце его сжалось от боли и обиды.

– Ну так что? – Хэйлис постучал пальцами по столу.

– Это очень длинная история, – сказал Стив.

– А мы никуда не спешим, – агент положил на стол маленький диктофон, нажал на кнопку записи и откинулся на спинку стула. – Итак, мистер Уэлш, я вас внимательно слушаю.

За несколько часов Стив рассказал агенту всю необычную историю, начиная с появления айга и заканчивая расстрелом людей на улице. Умолчал он лишь о человеческой крови в Яне. Когда Хэйлис заменил последнюю кассету, Стив был выжат как лимон и еле шевелил языком.

– Вы можете чем-либо подтвердить ваши слова? – спросил агент.

Стив покачал головой.

– Ясно, – Хэйлис кивнул, – значит вы рассказываете совершенно неправдоподобные вещи и хотите, чтобы мы поверили вам на слово?

– Ну...

– Ни фотографий, ни предметов – ничего. Неужели у вас не возникло желания запечатлеть их на плёнку или взять с собой на память? 

– Я как-то не подумал, – Стив сам удивился, почему эта идея не пришла ему в голову. – Всё произошло так внезапно...

– Зря, мистер Уэлш, – сейчас они бы вам очень пригодились.

– У меня была грязная одежда и останки куклы, – вспомнил Стив, – но я их сразу выкинул. Хотел поскорее забыть обо всём и вернуться к нормальной жизни.

Хэйлис взглянул на часы.

– Хорошо, на сегодня мы закончили, – он выключил и убрал диктофон. – Боюсь, вам понадобится очень хороший адвокат.

– Что вы обо мне думаете? – вдруг спросил Стив, когда агент уже подошёл к двери.

– Что я думаю? – Хэйлис оглянулся на него. – Я думаю, что вы или псих, или прикидываетесь, чтобы избежать наказания. Но в любом случае с головой у вас явно не в порядке.

Едва он вышел из комнаты, как в неё сразу же вошла молодая женщина. На вид ей было около двадцати четырёх.

– Меня зовут Кэролайн, я ваш адвокат, – сказала она запыхавшимся голосом и вывалила на стол папку с бумагами. Резкие движения и нервный голос выдавали её волнение.

– Ой, простите, я забыла надеть очки! – она полезла в сумочку. – Где же они? А, нашла!

Стив взглянул на неё с жалостью. Наконец, Кэролайн закончила приготовления и села напротив.

– Стивен, должна вам сказать, что прогноз по вашему делу очень неутешительный, но я попробую сделать всё возможное...

– Я знаю, я сам юрист, в некотором смысле, – перебил её Стив, – и прошу вас, не называйте меня Стивеном.   

– Ой, прошу прощения, а как мне к вам обращаться?

– Стив, ну или мистер Уэлш.

Подумав немного, он добавил:

– Вы смогли бы прийти завтра? У меня был допрос, и голова ужасно разболелась. 

– Конечно, эээ... Стив, – сказала она, – я как раз лучше ознакомлюсь с вашим делом.

Собрав вещи, Кэролайн вышла из комнаты, после чего охранники увели Стива в камеру. 

Оказалось, адвокатом ему назначили молодую выпускницу после практики, а Стив был её первым клиентом. Однако, несмотря на неопытность, она со всем усердием взялась за его дело. Кэролайн планировала строить защиту на невменяемости своего клиента и уговаривала Стива помочь ей. Но он не соглашался. «Я же нормален! – твердил он. – И хочу, чтобы мне верили!» В конце концов он сказал ей: «Делайте как считаете нужным, только оставьте меня в покое».

Несколько раз его вызывал Хэйлис, он выяснял подробности и задавал разные вопросы, часто одни и те же, но в разных формах, пытаясь запутать Стива и поймать его на лжи.

В свободное время, коего у него теперь было в избытке, Стив лежал в своей камере и рисовал. В один из таких дней, когда он пытался, правда, не очень успешно изобразить одного из монстров, встреченных им в Нижнем Мире, внезапно лязгнул замок, и железная дверь в камеру открылась.

– Заключённый Уэлш, к вам посетитель, – сказал охранник.

«Кто бы это мог быть?» – подумал Стив.

Он нехотя слез с кровати, натянул серую куртку и последовал за охранником. Второй охранник шёл сзади него, позвякивая ключами.

Длинные узкие коридоры без окон, по которым его вели, напомнили Стиву бесконечные подземные лабиринты Нижнего Мира, созданные неизвестно кем и неизвестно когда.

Комната для переговоров распахнула перед ним свои двери. Серые облупившиеся стены нагоняли тоску и уныние, совершенно не располагая к общению.

– У тебя пять минут, – сказал охранник и вышел.

Стив подошёл к стеклу и встретился глазами с Кэтти, они одновременно сняли телефонные трубки, холодный металл обжог его лицо.

– Стиви! – услышал он знакомый голос, искажённый треском и хрипами электронных нервов. – Как ты? Все только о тебе и говорят! Здорово ты отделал нашего шефа, знаешь, мне его совсем не жалко, ну... разве что самую капельку. Он слишком нагло приставал ко мне последнее время. В газетах пишут, что ты убил десять человек, неужели это правда? Я не могу поверить...

– Спасибо, что пришла, – тихо сказал Стив, – я не ожидал, правда. – Он взглянул на неё в последний раз, повесил трубку, резко встал и, не оглядываясь, направился к выходу.

– Ну как, поговорили? – спросил один из охранников.

Стив кивнул.

– Какая красотка! Я бы на твоём месте использовал всё время.

Придя в камеру, Стив лёг на кровать и как обычно уставился в потолок. Несмотря на отсутствие физических нагрузок, чувствовал он себя ужасно уставшим.


Рецензии