Диалог о творчестве

П.П. 21

Доктора любили все – и пациенты, и коллеги, и студенты аспирантуры, и обслуживающий персонал. Со всеми Владимир Николаевич был ровен, любезен, всегда спокоен и улыбчив, к больным внимателен. Для каждого у него находилось время и нужное слово, карманы его белоснежного халата всегда были полны сладостей, которые за день перекочёвывали оттуда к тем, кого он хотел подбодрить или приласкать. В научных кругах его уважали как высококлассного специалиста и талантливого учёного. И сам Владимир Николаевич любил людей и свою профессию, каждый неординарный случай он воспринимал как вызов, как великолепную возможность узнать что-то новое, чему-то научиться. Он был тем центром, вокруг которого вращалось всё в его больнице, энергией, знаниями и опытом которого питались остальные. Но иногда и этому колоссу бывало нелегко, иногда и ему нужна была чья-то помощь или участие. В такие моменты он старался побыть один, либо вызывал к себе Виктора Ильича, который постепенно из любимого ученика превратился в доверенное лицо и друга.

– Как вы, наверное, знаете, Виктор, – начал свой рассказ Владимир Николаевич, останавливаясь напротив окна и жестом приглашая своего молодого коллегу присесть, – в молодости я много сил отдал изучению природы гениальности. Я хочу поделиться с вами некоторыми мыслями и выводами, которые имеют непосредственное отношение к данному случаю.

Талант – это некое сообщение, которое гений должен передать миру. Нам известно, что за развитие творческих способностей отвечает правое полушарие. Но оно же курирует работу сновидения, образное мышление.

Иногда случается так, что сообщения, посылаемые правым полушарием таковы, что не приемлются левым по этических, моральным, религиозным, гуманистическим и прочим соображениям. Ну, то же, примерно, что работа цензора в сновидениях по Фрейду.

Что делает человек? Он закрывает выход, запрещает себе творить. Не добиваясь того, чтобы реализовать себя через творчество, правое полушарие в этом случае реализует себя иначе – через депрессию и различные душевные расстройства. И тогда происходит то, чему мы имеем множество примеров…

По этой причине жизнь многих талантливых людей обрывается трагически в самом рассвете сил…

Вы знаете, Виктор, то, что в русской поэтической традиции принято именовать музой, в греческой традиции именуется даймоном… то бишь демоном в нашей транскрипции.

Слово «демон» в своём первоначальном значении означает «исполненный мудрости». Изначально демонами назывались всевозможные духи, посредники между потусторонним и земным миром. Сейчас демон ассоциируется со злом, но в дохристианской, как и в нехристианской культурах демоны бывают и злыми, и добрыми. Существуют ещё и такие, которые творят и добро, и зло. Даймон в переводе с греческого обозначает «божественная власть», «рок», «бог». Даймоны посредничают между богами и людьми, между землёй и небом. Добрый даймон мог быть хранителем человека, и человек считался удачливым, если рядом с ним находился даймон, помогающий ему.

– По-вашему, все музы имеют демоническую природу? Я не согласен. Я знаю, конечно, несколько случаев, которые можно трактовать как одержимость, выражаясь языком церкви, но ведь есть же и другие примеры, и прекрасные, позитивные произведения творческих людей. Не хотите же вы сказать, что искусство по своей природе демонично?

Владимир Николаевич улыбнулся. Улыбка эта была такой мягкой, доброй и всепрощающей, что полемическая горячность Виктора мигом улетучилась.

– Давайте разбираться дальше. Творческий человек обнаруживает внутри себя некие образы, которые хотят воплотиться. Давайте пока оставим в стороне вопрос о том, как эти образы туда попали, то есть вопрос о вдохновителе – музе ли, даймоне или чем-то ещё… Остаётся вопрос миссии: нечто, просящееся наружу, должно быть реализовано, иначе нереализованное произведение убивает, разрушает своего творца. Закономерность очень жёсткая! Либо выполнение миссии, либо гибель. Следовательно, было бы правильнее дать этим творениям жизнь – переосмыслив, переработав, в приемлемой для данного человека форме. Я бы даже рискнул сказать так: автор должен дорасти до своего произведения. Позволю себе небольшое, но полезное отвлечение.

Знаете, мне часто помогает в решении различных проблем знание иностранных языков. По-английски «понять» – understand, то есть, в буквальное переводе, «стать ниже», «спуститься», то есть до этого надо находиться выше этого явления или предмета, иначе – куда же спускаться? Для того, чтобы что-то понять, надо быть выше этого, вне этого…

Вот именно в этом и состоит мастерство и мера ответственности творца. Он получает «сырой» материал, а сделать из него произведение, приемлемое для человечества – вот вам задача.

Теперь вернёмся к вопросу о музе… Допустим на мгновенье, что это – демон, то есть падшее существо. Но что есть падшее существо? Ничто иное, как вчерашний ангел. Его падение – от него самого, а вот его дары – от Создателя, то есть изначальная природа таланта всё-таки божественна и созидательна… Не зря говорят древние: человек есть мера всему. Его задача – очистить дар от злых примесей, пережить, переплавить – и вернуть Творцу в прекрасном виде. Такое искусство служит Добру и оно – непобедимая сила.

из романа "Прощальная прелюдия или Прогулка под дождем"

Роман опубликован, ссылка внизу авторской страницы МОИ КНИГИ

http://proza.ru/2020/06/29/2100


Рецензии
Надя, главные для мировой классической литературы основания - о том, что нравственный закон дается с рождения каждому человеку - Ваш дохтур выносит за скобки гениальности. Мол, избранным, как в статье героя известнейшего романа Раскольникова, все позволено. Более того, Ваш доктор-шаман намекает, что те гении, кто не пользуется вседозволенностью, убивают, мол, себя. Вообще-то все это мракобесие, причем довольно банальное. Дохтур - часть большой вашей вещи. Может быть, в других частях ему холку кто-то намылил?

Юрий Евстифеев   05.05.2024 05:32     Заявить о нарушении
Юрий, что такое гельштат-терапия и фигуры в ней знаете? Эти фигуры - отличная иллюстрация того, что в многообразии предложенных окружающей действительностью вариантов (вариантов нет, есть только многообразие, но для удобства объяснения) каждый выбирает то, что видит его мозг.
Вы увидели мракобесие вместо очень красивой идеи о том, что вся энергия в этом мире по надлежит Богу и имеет божественное происхождение.
Я дальше объяснять не буду, поскольку человек может понять ровно столько, сколько может.
Могла бы только посоветовать не использовать шаблоны, а мыслить свободно. Но и к этому человек приходит сам.
Благодарю за интерес 🙏
Всего доброго, поменьше мрака, побольше света ☀️🔥🎶

Надя Бирру   05.05.2024 07:44   Заявить о нарушении
*вся энергия в этом мире принадлежит

Надя Бирру   05.05.2024 07:45   Заявить о нарушении
Не знаю, можно ли продолжать... все же рискну. Да, человеку дается божественная энергия. Но он волен выбирать, на добро ее направлять или на зло. В этом и состоит понимание нравственного закона, что внутри нас. Я разве спорил с этим?

Юрий Евстифеев   05.05.2024 09:50   Заявить о нарушении
Вот именно, что если прочесть отрывок внимательно, то и спорить не о чем. Вы самопроизвольно перенесли фокус внимания на "фигуру", которая в изначальном тексте отсутствует. Вы этот "мрак" спроектировали, проще говоря. Если я начну объяснять, мне придётся другими словами сказать то же самое, что я уже, устами доктора, сказала. А смысл?
Я совсем не против дискуссий, когда это уместно и я располагаю свободным временем. Но в данном случае - о чём? ☺️
Благодарю за Ваше внимание и отклик. Если воспримите правильно, думается, будет очень для Вас полезно ☀️🙏👋
А по поводу "других частей"... Возможно, если б читать роман целиком, то идея Вами воспринялась бы по-другому, поскольку этот диалог - не отвлечённый диспут, а связан с контекстом, где доктор возвращает талантливой художницы утраченный интерес к жизни

Надя Бирру   05.05.2024 10:09   Заявить о нарушении
*мрак спроецировали

Надя Бирру   05.05.2024 10:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.