Сабский плацдарм. Курсанты-артиллеристы

    Здесь разговор пойдет о курсантах 1 Ленинградского артиллерийского Краснознамённого училища имени Красного Октября. 10 июля
1941 года начальник штаба фронта докладывал командующему войсками фронта Попову М.М.: «Начальник артиллерии фронта генерал Свиридов выделил кировцам дивизион из 1-го Ленинградского артиллерийского училища».

     Следует отметить отсутствие информации о численности сводного
артиллерийского дивизиона училища вышедшего в район Сабска.
Однако, по подсчетам генерал-полковника Мядзеля К.Г. выпускника ЛАУ, потомственного артиллериста, батарея времен Великой Отечественной войны четырехорудийная, имела два огневых взвода и взвод управления. Орудийный расчет вместе с ездовыми 7 человек , 7x4=24 человека, плюс два офицера, итого батарея с командиром и комиссаром составляла 30 человек. В дивизионе три батареи,
30x3=90; батарея управления — 25 человек и командование — 6 человек. Итого — 121 человек, ну еще добавим санинструкторов, коноводов, поваров. Если учесть взвод обеспечения и медицинский пункт дивизиона, то общая численность артиллерийского дивизиона составляет не более 140–150 человек.
    
     Конечно, была ошибка в расчётах. Не были учтены подразделения боевого и тылового обеспечения. Это стало известно значительно
позже, когда в результате работы в архивах был найден штат данного
дивизиона.

     14 июля дивизион убыл на юго-запад от Ленинграда. В этот же день дивизион прибыл в город Красногвардейск, где влился в состав 94 противотанкового артиллерийского полка и получил боевой приказ: прибыть в район с. Извоз и поступить в распоряжение начальника Ленинградского пехотного училища им. Кирова.

     Это училище под командованием полковника Мухина, уже два дня самостоятельно сдерживало натиск немецко — фашистских войск, которые любой ценой пытались овладеть переправой через реку Лугу в районе села Большой Сабск.

     15 июля дивизион занял боевой порядок, имея огневые позиции юго-восточнее Слепино, командные наблюдательные пункты были организованы южнее Слепино в 2–2,5 км, в районе села Редкино и один передовой НП дивизиона непосредственно в боевых порядках пехоты.

     ПНП от каждой батареи в отдельности не представлялось возможным ,так как не было, в достаточном количестве, телефонного кабеля. Поэтому, собрав весь имеющийся в батареях кабель, связали телефон КНП и ПНП, где через каждые сутки менялись командиры взводов управления — ст.лейтенант Черников (3 -я батарея), лейтенант Суворов (2-я батарея), лейтенант Дурбажев (1 -я батарея).

     16 июля дивизион получил первое боевое крещение. Начиная с 16
часов, батареи не смолкали всю ночь, перенося огонь с одной цели на
другую. Огневые налеты дали отличные результаты. О чем поспешила сообщить разведка и пехотинцы.

     19 июля командир дивизиона майор А.Т.Раков был отозван штабом Северо-западного фронта. Вместо него командиром дивизиона временно был назначен командир 1-ой батареи капитан Ложкин, исполнять обязанности командира 1-ой батареи стал ст. лейтенант Грицаев.

     27 июля дивизион получил новую боевую задачу и вошел в состав артиллерийской группы 173 СП.

     С 27 июля по 3 августа группа успешно отражала атаку превосходящих сил противника. Взятые в плен немецкие солдаты утверждали, что они понесли большие потери в людях и технике, особенно от огня артиллерии. 3 августа курсантский состав дивизиона был заменен красноармейцами. Здесь же на огневых позициях был зачитан приказ о выпуске курсантов — участников боев и о присвоении им звания «лейтенант». Некоторые из этих выпускников тут же приняли от бывших командиров взводов курсантского дивизиона имущество и матчасть, чтобы в должностях
командиров взводов с новым составом бойцов продолжать славные боевые традиции родного училища. Командиры курсантского дивизиона, обогащенные боевым опытом, вернулись в училище для продолжения своей плодотворной работы по подготовке новых кадров командиров-артиллеристов.

     Во многих источниках говорится об артиллерийском дивизионе капитана Синявского героически воевавшего на Лужском рубеже: «На Лужском рубеже только дивизионом капитана Синявского были уничтожены тридцать семь фашистских танков».
И вот здесь начинается самое интересное. Нигде нет информации о капитане Синявском. Только в сводках Совинформбюро от 3 июля говорится о 37 подбитых танках противника батареей капитана Синявского, но это на две недели раньше и не на Северном фронте, а на Смоленском направлении.
Ответ на этот вопрос пока не найден.


Рецензии
Спасибо, Александр, спасибо. Порадовал очередным материалом.
Чего не хватает?
- Карты предполагаемых маршрутов, мест дислокации и боевых действий, упомянутых в "мемуаре".
Жаль что выявленное несоответствие воспоминаний и реальных фактов ставит под сомнение полную документальность материала.
Жаль, если в ВМА нет никаких справок о характере ранения медсестры. Снять бы груз с совести бывших курсантов, не вынесших медсестру.

Спасибо, за материал.
А по Гогунскому? Я бы поверил послевоенному розыскному делу, если родственники искали Кирилла. Уж они-то знали истинную фамилию.

Антонов Виталий Александрович   14.07.2017 01:26     Заявить о нарушении
И ещё не дает покоя упоминание о двух ротах ЛПКУ, отходящих без командиров и начальников. Как у тебя с информацией? С какого рубежа их могли выбить? Какова судьба этой группы? По их маршруту, документы штабные, скорее всего, искать бесполезно

Антонов Виталий Александрович   14.07.2017 07:46   Заявить о нарушении
Уважаемый Виталий Александрович! Матераил по ЛАУ не окончен. Есть еще наработка.Карты предполагаемых маршрутов, мест дислокации и боевых действий в наличии. Автор рассмотрит вариант вами предложенный. По остальным замечаниям и предложениям думаю, что продолжит работу поисковый отряд. Вопросы по боевым действиям курсантов-артиллеристов предлагаю обсудить в личке. Огромное спасибо Вам.

Александр Слесарчук   14.07.2017 19:10   Заявить о нарушении