Нас в люди выводила Русь

Побывав в2012 году снова в  крепости Изборск, я понял, путь археолога извилист и противоречив. Но он ведет к новым открытиям. О чем я и хочу написать ниже следующую историю.
Я сначала вас ознакомил с историей крепости Изборск. Повторяю, по преданию крепость заложена новгородским посадником Гостомыслом, и назвался Словенском. Позднее крепость  переименована в честь сына Словена – Избора, погибшего от укуса змеи, Изборск. В летописи Изборск упоминается 862 году в сказании о призвании на Русь варяжских князей. Трувор, младший брат Рюрика. Стал княжить в Изборске. Крепость постоянно перестраивалась. Вот мы читаем 1330 год когда « Селога посадник с псковичи и с изборяне поставише крепость Изборск на горе на Жеравии». Я решил опять идти в историю пешком. Свой путь я начинаю с Никольского захаба. Это хитрое оборонительное сооружение. Его в те древние времена называли «коридором смерти». Вот с южной стороны главных ворот, я и вхожу. Я иду вдоль наружной стены Никольского захаба. Вижу стену в нижней ее части, сохранилась первоначальная стена, примыкавшая к башне Темнушка. Выше, множество разных слоев кладки. Каждый слой отличался своим периодом времени. Большая реконструкция началась с эпохой огнестрельного оружия. Именно тогда как говорил экскурсовод, и были построены пять башен. В стенах были сделаны ниши для огнестрельного оружия. Я смотрю, на ниши и вижу, в период долгих осад здесь люди жили, они строили печи, все они расположены перед нишами и были с ними одним целым. На стенах ниши просматривается следы прокаленной глины и копать. Именно здесь по рассказам экскурсовода были найдены большинство находок. Стена из оборонительной части крепости превращалась в густо населенную часть крепости. Вернемся к дотам – 1341 год рыцари предприняли первую попытку взять крепость. Однако захватить Изборск им не удалось. 1349 году также успеха не имел. Даты менялись с определенной очередностью, 1368; 1369, но результат был один. Изборск выстоял. Я стою и думаю, археологи здесь нашли рядом с оружием, обычные бытовые веши: ключи, обувные подковки, осколки глиняной и стеклянной посуды. В центральной части нижнего ряда нам показали остатки деревянного колодца, вырубленного в скале. Я смотрю на стену крепости, думаю, стена смотрит на меня оригинальными штампами мастеров печного дела. Я слышу людской шум. Да мой читатель. 2 сентября 1502 года. Этот день год я выбрал, потому что события происходили, как и прежде. Враг снова у стен. Я смотрю на стены и слышу, слова написанные летописцем. Словно стены сами говорят со мной. Войско ливонского магистра Плеттенберга вторично подступило к Изборску. У магистра 2000  всадников и 1500 наемников. Крепко билась литва с  русским воинством на стенах крепости, им  не давали сойти со стен в крепость. Заметно поредело русское воинство. Тогда все женщины, по домам сидевшие, узнав такую весть, забыв о слабости женской, взяли в руки оружие, какое осталось в доме. И было им по силам. Люди,  умудренные богом. Благодаря вере. Все жители когда жили в миру , то были с детства обучены и стали искусными воинами. Женщины дети бежали на стены, стремясь, опередить друг - друга. Они прибежали на стены, где совершалось для обеих сторон кровопролитие. И забыв о слабости женской и мужской силе врага. Молодые бились с врагом оружием, постарше подносили камни. Совсем старые подносили воду изнемогавшим от усталости воинам, Когда наступила ночь,  все поняли, они отогнали от стен крепости врага.  Плеттенберг снял осаду, двинулся к Пскову. Победу он не одержал и там.  Я смотрю на крепость и не пойму или прошлое пришло через эти стены к нам, или мы к ним. Или мне все это показалось.
 Закончив свой рассказ, я понял. Работа ученых заключается не в толщинках измерений в сантиметрах, а документальный рассказ о  людях, своим трудом до настоящего времени, творящие историю страны.
 Все что мы делаем, должно служить для человека, а не в обход человека.
С этой мыслью я встал от экрана компьютера и подошел к окну. Шел сентябрь месяц. Ярко светило солнце. Наши предки сентябрь называли ревун, видимо было за что. Помню ,в нашей деревне мужики шутили – хвастались бабы бабьем летом на Семенов день, а того не понимают что сентябрь на дворе. Умели шутить. Солнечные лучи согревали землю, как будто делали запас тепла на зиму. Под окном растет рябина ее красные плоды заполняются теплом, каждая веточка на деревьях также заполняется теплом на долгие зимние месяца.
Я задумался, материал, который я собрал с любовью и теплом, будет дополнением, к знаниям, полученными  в школе и они больше узнают, о своих предках .Они больше будут ценить жизнь на нашей земле. Я понимаю, что наши внуки будут смотреть на землю с космического корабля. У них будут другие знания о земле и других планетах. Мы сейчас ищем ответ на главный вопрос – почему там, на других планетах нет жизни? Все, сравнивая как у нас на земле. Я думаю, наши внуки найдут ответ и на самый сложный вопрос-  там на других планетах – это был конец? Или это начало для жизни?


Рецензии
Добрый день, Алексей! Спасибо за экскурс в историю древней
крепости Изборск.

Людмила Каштанова   17.10.2023 14:03     Заявить о нарушении
Благодарю за прочтение. Там такие красивые места! Слов нет.

Алексей Решетняк   17.10.2023 15:18   Заявить о нарушении