Критика картины Глазунова Мистерия ХХ века

Что-то чудовищное, до содрогания.

Прямо на зрителя движется какое-то гигантское шествие, армия, золотая река из нимбов и ''светлых голов''. Вдали, на заднем плане Кремль, соборы. Шествие, ''золотая река'' берет начало оттуда. Из соборов и Кремля. По ''берегам'' этой ''золотой реки'' слева и справа некие исторические декорации, начиная от Александровской колонны Зимнего дворца, что обозначает Петербург, детище Петра I. Памятник самому Петру, Петропавловская крепость,Башня Третьего интернационала Татлина, гостиница Россия, ракета Союз и прч. Все это на фоне красно- чёрного неба, огня и дыма. Похоже на преисподнюю. Снег, трупы, и отрицательные исторические личности. Ленин, Троцкий, и даже Лев Толстой на переднем плане с крае. Толстой вместе со Львом Троцким они одинаково держат левую руку, одежды одинакового цвета. Получается, что Глазунов об'единил двух Львов.
Слева обнаженная девушка с золотыми волосами, стоящая перед татарскими ханами, падающая колонна с идолом
, очевидно апостол Андрей Первозванный.  Причём ''отрицательные'' герои выглядят полнее и интереснее, ''индивидуальнее'' на фоне сплошных голов ''золотой реки'' Только первый ряд ''положительных'' героев поясные изображения. Но Глазунов только воспроизводит классические изображения великих людей, ранее сделанные не им, а другими хорошими художниками. Глазунов собирает коллекцию значков. Это относится и к  изображению икон Троицы Рублева и других. То есть гениальный Рублев создаёт икону откровение, а Глазунов ''ворует'' ее, помещая ее как значок на своём полотне. И создавать ничего гениального самому не надо, набрал гениальные изображения, ''значки'' разместил у себя, и когда их много, и они вместе, та же башня Третьего интернационала Татлина, может возникнуть отблеск высокой живописи. Альбом великих картин, произведений, но только страницы из этого альбома вырваны и наклеены на холст Глазунова.
Это ''Золотое шествие'' несёт распятие. И это самое чудовищное в этой картине,потому что тело, плоть Христа, ничем не отличается по цвету, по реалистичности изображения от тела, плоти обнаженной девушки, от плоти ''положительных'' персонажей. И получается, что шествующие несут крест с ещё живым Христом, или с Телом, не снятым с креста.

Не хочется вдаваться в подробности. На полотне каша, мешанина. Без справочника не разберешь кто есть кто. А это уже не живопись, это занимательный ребус, причём за счёт картин других художников. Это уже надувательство со стороны Глазунова. А одураченному зрителю, среднего уровня развития, кажется, что он приобщился к высокому искусству.

У Глазунова и шествие святых и татарские ханы, смеющиеся над обнаженной девушкой, выполненные в одной реалистической манере, находятся в одном пространстве ( из-за этого реализма). Плохо то, что обнажённое тело Христа, распятого на кресте, который несут святые, тоже исполненной в реалистической манере, что является дикостью. Святые несут ещё живого распятого Христа. Рядом с ними обнаженная дева, тоже написанная в реалистической манере. Такое соседство обнаженных тел дурно. Могут говорить о символичности, но это надуманно, литературно. Глаз видит то, что видит.


Федоров Мистик Проза.ру  http://www.proza.ru/2017/07/13/1505


Рецензии
Интересная рецензия. Спасибо. Начудачил Глазунов, факт.

Валерий Ланин   02.10.2017 03:56     Заявить о нарушении