Кто сумасшедший?! фильм Обитель проклятых
«Именем его императорского величества, государя императора Петра Первого, объявляю ревизию сему сумасшедшему дому!» В. М. Гаршин
Великолепный фильм, в котором всё переворачивается, и ты, зритель, уже не понимаешь, где истина. Где сумасшедший дом? Ведь в лечебницу помещают тех, от кого хотят избавиться, людей, опасных для общества. Но именно там главная героиня Элиза прячется от своего мужа-монстра, и становится ясно, что сумасшедший дом не такой уж сумасшедший. Очень примечателен фрагмент с девочкой и её отцом, которые согласились подвезти юного врача Эдварда в лечебницу. «Вы идёте к сумасшедшему дому, а не от него» - значит, вы не сумасшедший. Здесь стоит вспомнить момент с бегущими из больницы врачами и самим «доктором» Эдвардом. Также девочка заявляет, что «Эдвард похож на человека, который заблудился, а не свихнулся». Это очень важный момент. Мотив сумасшедшего как заблудившегося проходит через весь фильм. Главное, помочь больному человеку найти дорогу.
Перед нами история трёх типов «сумасшедших»: д-р Солт, конечно, является представителем очень важной категории, включающей в себя почти всех докторов в этой области, представленных в фильме. Цель такого врача не излечить пациента, а сломать, покорить, обезличить больного.
Д-р Лэмб – второй тип. Его можно назвать обратной стороной д-ра Солта. Человек, категорически отрицающий своё безумие. Его вопрос, заданный молодому Эдварду, очень важен. Зачем он выбрал эту профессию? Действительно, если ты нормален, то выберешь другую деятельность. А если тебе нравится мучить людей, то ты тоже принадлежишь к разряду людей ненормальных. Не стоит говорить о варварских методах, которые применялись в медицине «такого рода» в XIX веке. Обливание ледяной водой, издевательства и пытки. Достаточно прочитать рассказы наших авторов: Н. В. Гоголя, В. М. Гаршина, чтобы убедиться в поразительной схожести систем лечения во многих странах. Солт и Лэмб - два типа, два противополжных метода лечения: от полной свободы до полного порабощения. Две крайности, которые ведут к печальным последствиям. Можно подумать, что «свободная» реальность д-ра Лэмба лучше, но именно из-за неё пострадала юная Милли, когда свободу получил одержимый и опасный больной.
Из-за «обители проклятых» нельзя терять из виду «Элизу Грэйвз». Название является неотделимой частью любого произведения, фильм не исключение. Изменив название, прокатчики сместили акценты. Элиза Грэйвз - лицо центральное - «спряталась» за не менее важными д-рами Солтом и Лэмбом. Роль Элизы исполнила прекрасная Кейт Бекинсейл. Часто встречаю, по моему мнению, не заслуживающие упрёки в её адрес. Актриса талантливая, она буквально вдыхает жизнь в своих героинь, оживляет их. И на этот раз со своей ролью Кейт справилась безупречно.
Элиза – представительница третьего типа, к которому мы также можем отнести Милли и почти всех сумасшедших в лечебнице … Это тип людей страдающих, которые не могут защитить себя ни от «лечения», ни от псевдоврачей Стоунхёрста. Наверно, это тип самый беспомощный. Но именно к этому типу принадлежит главная героиня. И главное её отличие от двух других типов в том, что она смогла обрести счастье. Именно Элиза Грэйвз смогла спастись от всех ужасов: от страха, от болезни, от «лечения». И ни д-р Солт, ни д-р Лэмб не обрели того торжества, которое получила она. Оба они проиграли, хотя и обрели то спокойствие, которое было нужно каждому из них. «Шах и мат!» - как сказал д-р Лэмб, для них всё закончилось.
Почему именно Элиза? Может быть, потому что только для неё нашёлся человек, готовый на самом деле услышать её и который, действительно, намеревался ей помочь. Да, она больна, у неё искажённое сознание, но она Человек. Об этой особенности забывают многие врачи, изображённые в фильме. Увидеть в больных Личность смог только д-р Эдвард Ньюгейт. Он смог увидеть Человека там, где другие видели только «Оксфордского огра». Он сумел вдохнуть жизнь в мать, потерявшую своего сына на войне.
Фильм очень глубокого содержания, не лишённый колоссального напряжения в отдельных эпизодах. Интересный актёрский состав, подобранный удивительно точно: особенно неподражаемы Дэвид Тьюлис и Бен Кингсли. Даже актёры второго плана дополняют и украшают картину: это, конечно, Софи Кеннеди Кларк, Шинед Кьюсак и потрясающий Роберт Хэндс (изобразивший элегантную леди). Единственное, не рекомендую смотреть трейлер (как почти и любой трейлер в наше время). Раскрывает весь фильм в трёх минутах. Очень рада, что отключила его после 30 секунд просмотра, иначе смотреть было бы не так интересно!
Свидетельство о публикации №217071300034
Виктор Тамаев 15.07.2017 04:26 Заявить о нарушении