Дело-табак 3

Начало

http://www.proza.ru/2017/07/14/268

Действие третье. Надеюсь, заключительное.

Начну с улыбки. Знаете ли вы, шо це такэ - чивий.

Слово русское, но к чести озадаченной грамотной публики (простите самонадеяность, что оне меня читают), слово диалектное, кубанское.

Не буду томить.
Чивий, чэрэвий - палочка, деревянное приспособление в виде буквы «г» для проделывания отверстий в земле при посадке лука, чеснока и табака.

Вспомнил его, дабы наконец продолжить и закончить опус. Это довольно бессвязное сочинение пестрит перескоками и отвлечениями. Так уж получается. Может и рано "жить воспоминаньями", но они, как и зарисовки чудных текущих мгновений, более всего провоцируют мою страсть к писанине.

В начале повествования я пытался подойти плавно к описанию труда на табачных плантациях, какими увидел их в начале семидесятых.
Жаль, что не было возможности оставить закладки в книжку памяти в виде фото на телефоне, как это мы делаем сегодня.
Даже простенькая "Смена -7м" появилась в нашем с братом Колей распоряжении только в одно из последних деревенских лет.
Брата не стало в позапрошлом году, у него наверняка сохранялись пожелтевшие снимки той поры. Или в доме тёти, она почила в том же году. Но так сложно стало встречаться, и столько новых границ выросло между нами, что и проводить в последний путь стало проблемой. А уж праздно встречаться - тем более.

Очень хочется передать красоту, безотносительную, какой отличался "Русский колхоз" прежде. Виды те стёрты с земли безвозвратно. Нет ни белёных хат, ни крашеных заборчиков с ухоженными палисадниками, ни огромных орехов вдоль "саши". Село разрослось невероятно. Сплошь всё из серого камня, непроглядно и по мне так - уныло. И называется оно иначе - Даглы (Горское).

Я вовсе не случайно включил сюда крохи впечатлений о горском быте. Это стоит много более содержательного рассказа и более компетентного рассказчика.

Другое дело, что в случае с моей деревней смешение нравов привело к полному вытеснению одной из культур.

И всё-таки о табаке. В отличии от бабушек, тётя моя Надежда, сколько помню, занималась в колхозе только работами по его выхаживанию и переработке.
Всё-таки, героические у нас женщины на селе. Она вынуждена была оставить школу после седьмого класса и с той поры до последних дней, даже будучи тяжело больной, непрерывно трудилась.

Отдохновения были очень краткими. Вот в России - зима как зима, даже летом снегопады.
А в краях, где родился, в феврале уже посевная. Табачок сеют именно в это время. В январе тогда Надя и отдыхала. Да какие и потом дела? Пока все спят, протопила печки, наварила в чугунках пойла скотине и каши собакам, подоила Субботу, вывела к стаду, принесла в хату выведшихся цыплят. Пока квочка досиживает яйца, цыплят будет греть и облизывать старая серая кошка. Вот и остальные поднялись. Накормила и их, прибралась и бегом на парники. Там тоже чуть, часа на два. Полить, продёргать сорняки и домой к печке. Обед для семьи никто не отменял. Хорошо огород не начался, но всё же надо посмотреть, что там да как. Может вскопать чего или пересадить. Вечер по утреннему кругу. Чем не курорт?

А табачок-то молодой растёт, крепчает. И ведь поднялось это чудо из зёрнышка меньше макового.
Вот уже и март нагрянул. Хляби - то ерунда. Земля-то должна напитаться.
Вот тут-то приходит звёздный час чивия. Палочка эта всегда привлекала моё внимание. Похожа была на пистолет, ухватистая, из кизиловой ветки сработана, но стреляла только в моём воображении.
А вот бабы деревенские её иначе использовали. Выйдут в поле, наберут в подол рассады, примут огородную позицию и давай строго по шнуру землю ею тыкать. Да споро так. В одной руке чивий, в другой пучок рассады. Ткнула, сунула в лунку росток, придавила свободными пальцами землю, шажок - и новая лунка, новый росток. Земли на тётю записано было соток двадцать, может трохи поболе. Это ж тьфу, не работа. Да и полить надо сразу, конечно. В общем плёвое дело. А мужики орлы. Они и к полю в лафете подвезут, и подбодрят шуткой, и воды в бидонах предоставят. Лей да пей, не хочу. Глядя из нынешнего, смеюсь - потрясающее делфи можно было снять. Поле огромное, и как грибы в разноцветных, до пят юбках задницы.
Если не шутить, то поначалу работы меньше, жара не достаёт и усталость дикая только после авралов.
Пока табак приживается, надо наведываться пару-тройку раз на неделе, прополоть, досадить и полить при надобности.

Первые ломки табака начинали в конце апреля. Обламываются самые нижние крупные листы. Собираются в стопочку, листик к листику, все одной стороной. Действия механические и доведённые до автоматизма. Мужчина на такой труд не годен, свихнётся.


 Когда ломка окончена, стопки листьев выносят на обочину для погрузки на тракторный лафет. На этом же транспорте работница, сидя на листьях и держась за борт, доедет до сарая - большого барака, где у каждой семьи свой угол. Там табак будет лежать до утра.

В разгар сезона ломки делают пару раз в неделю. На следующий день с утра выходят низать табак, но это отдельная песня.

Иногда мы перевозили свой табак сами. У бабы Юли одалживали арабу, запряжённую ишачкой Зорькой, и неприхотливая тварь, размеренно перебирая ногами, трусила до сарая, волоча нагруженную тележку.

Поспешить Зорьку могла заставить только сама хозяйка. Сидя на облучке, она преображалась. Не знаю, были ли в нашем роду извозчики, но в Юлю точно вселялся дух одного из них. Сказав что-то этакое с хорошим перцем, она с довольным видом и не скрываемой улыбкой смотрела на ошарашенную публику. Надя этому тоже улыбалась, она-то точно никогда такого вслух сказать не смогла б. Только махнув на свою тётку рукой, смеясь, отворачивалась.
Но Зорька уже развернула уши и косила глазом на возницу. Стоило той поднять прут, как и ослица превращалась во вполне себе рысака.
Смеюсь конечно, но и правда в этом есть. Животные привязчивы и часто становятся отражением хозяев.

На фото:
Тётя Нина- Лысенко Нина...
Тётя Надя- Бабенко Надежда Ивановна
Баба Муся- Колмыченко Мария Яковлевна
Братан Коля-Бабенко Николай Владимирович

Всех их уже нет

Из пацанов знаю лишь Вовку - Хохлова Владимира Александровича

За ними стеной стоит табак.
Фото конца восьмидесятых.



Продолжение

http://www.proza.ru/2017/07/16/512


Рецензии
Юрий Николаевич, хороший, человеческий текст получается, как будто про себя и своих родных и близких людей читаешь... Видел, как на Кубе работают на табачных плантациях, врагу не пожелаешь. Даже не ожидал, насколько трудоёмкая эта "зараза". Мне говорили, что табак и сахар кубинский вытягивают все жилы и здоровье. Зато самые дорогие сигары, цены им нет! И сахар, тёмный, тростниковый, тоже днём с огнём не сыщешь. Буду приходить, читать, интересно и спасибо, вам.
С добром,

Михайлов Юрий   08.04.2022 17:36     Заявить о нарушении
Следующая часть проходная, но действительно тот труд дорого стоил и табак и шёлк и хлопок. Да и лён не прост и молоко и хлеб. У нас очень гипертрофировано многое городское, но уверен именно деревня и лес сделала нас теми кто мы есть.))
Рад вам. Благих вестей.

Юрий Ник   07.04.2022 22:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.