Зоя

Зоя – самая первая подруга моего детства. Она жила с бабушкой и дедом, пока родители,  уехавшие в далёкий город обустраивали быт. Внешне мы были полной противоположностью друг друга. Зоя высокая, худенькая, голубоглазая блондинка, а я, хоть и старше, но пониже ростом, русоволосая, смуглая. Выходные начинались одинаково:  родители собирались на работу, мы вместе завтракали и  вместе выходили из дома, только шли в разные стороны – мама и папа на работу, а я к подружке.

Бабушка Поля знала, когда я являюсь,  и к тому времени будила внучку, усаживала нас завтракать, она даже не слушала мои протесты. Я до сих пор помню и запах,  и  вкус шанежек и булочек, которыми она часто нас угощала. После завтрака  культурно – развлекательно – образовательная программа. Мы обе еще до школы научились хорошо читать, поэтому снимали с этажерки детские журналы и книжки. Рассматривали, выбирали и читали по очереди.

К обеду бабушка Поля выпроваживала нас на улицу – аппетит нагуливать. Зимой катались с ледяной горки, которую дед Саша строил у ворот, но если бабушка теряла бдительность, мы убегали кататься с настоящей, высокой горы у берега озера. В  морозную или дождливую погоду, оставались дома и развлекали бабу Полю песнями, которые исполняли и соло, и дуэтом.

Как-то, осень долго была теплой. И на луже, у дома подруги,  лёд никак не замерзал. Лужа была огромной и  простиралась почти на весь переулок. И вот, за одну ночь, она замерзла. Конечно, мы отправились проверить прочность льда. Причем проверка была экстремальной! Под громкую песню о войне, мы шагали, как солдаты на параде! Отойдя от берега метров на десять,  мы дружно, по пояс, провалились под лёд.

Баба Поля нас переодела, согрела горячим молоком с мёдом и только испеченными булочками, повесила у печки  нашу одежду сушить. Ни слова упрёка! Она вообще никогда не ругала нас!

Мы отогрелись, пошли шкодничать в комнату. Открыли огромный старинный буфет, где раньше на верхней полке хранились учебники тетушек и дядек Зои, а на нижней – банки с вареньем. И, о счастье, буфет был пуст! Книги выкинули, а варенье перенесли в подпол.
Мы забрались туда, как в вагон поезда,  Зоя на верхнюю полку, я – на нижнюю. Закрыли дверцы и …уснули. Часа через два поезд прибыл на станцию  «Обед».

Иногда нам поручали серьезное дело – уносить дедушке еду. Он работал на электростанции, которая стояла даже чуть дальше центра села. С песнями мы несли корзиночку с угощением, ждали, пока дед пообедает, рассматривали стенды с разноцветными лампочками.

Однажды, в начале лета, на электростанции случилась какая-то авария и начался пожар. Пол деревни сбежалось с ведрами, баграми, лопатами. Женщин и детей прогнали подальше и мы со слезами наблюдали, как голуби кружились над огненным вихрем, а потом ныряли в него, ведь там, под крышей оставались их птенцы. Пожарная команда приехала,  когда здание догорало.

Но вот, в конце лета за Зоей приехали родители. Они нашли работу, жилье и определились со школой, в которой дочь начнет учебу. Я пришла её провожать и долго махала рукой вслед автобусу.
 
Чтобы отвлечь меня от печали по подружке, родители отправили меня в гости к нашим городским родственникам. Там была составлена целая развлекательная программа для детей, то есть для меня и двух детей моей тети. Но, чтобы начать эту программу, тёте надо было зайти в парикмахерскую. Её дети отказались идти на это скучное мероприятие, поэтому я пошла с ней.
 
Зайти в парикмахерскую я постеснялась. Осталась ждать на улице. Простояла довольно долго и решила всё-таки заглянуть, тем более дверь была открыта. Поднялась на крыльцо и увидела ужасную картину – женщина  с голым блестящим черепом сидит под опрокинутым над ней ведром! Как я оказалась в скверике на лавочке – не помню! Со страхом ждала тётю. Вдруг и она выйдет с голым черепом! Откуда я знала, что бывают металлические бигуди и огромные фены!

Разлука была долгой! Зоя приехала только года через три. Сколько интересного я узнала от неё о жизни в городе, о городской школе. Оказывается, у них в начальной школе было несколько учителей – по основным предметам, по физкультуре, рисованию, а пение, вообще, вёл учитель-мужчина! Зоя спела несколько песен, которые я никогда не слышала. Ведь у нас на всё, про всё, была одна Августа Яковлевна, которая вела ВСЕ  уроки. А песни я знала ещё до того, как начинали их учить, ведь моя старшая сестра тоже училась у Августы Яковлевны, а до нее училась наша младшая тётушка Катя.

Подруга очень удивила рассказав, что у них в школе несколько параллельных классов. У нас был один класс, правда,  большой – двадцать пять человек. Сейчас, оглядываясь  с высоты своего учительского опыта, я удивляюсь, как хватало нашей учительнице стандартных сорока пяти минут, чтобы не только научить нас грамоте, но и воспитывать.

Все мои одноклассники  правильно держат ручку. До сих пор!  Я не могу спокойно видеть, как пишут наши дети, зажимая ручку всеми пальцами или держат её между средним и безымянным пальцами. А ещё она научила радоваться чужим успехам, приучила поздравлять одноклассников с днем рождения.

С Зоей мы больше не виделись и когда нашлись в Инете, я словно сделала глубокий вдох чистого, свежего воздуха детства! Мы не переписываемся с ней каждый день, но мне приятно смотреть на её фото и радостно понимать, что в любой момент я могу сказать ей «привет!». Я могу поздороваться со своим детством!


Рецензии
Какие чудесные воспоминания о детстве и как хорошо, что сейчас появилась возможность связаться со своими друзьями в интернете. Это, действительно, Как глоток свежего воздуха детства!
С теплом, Жамиля

Жамиля Унянина   29.07.2017 17:33     Заявить о нарушении
Фотография такая чудесная!

Жамиля Унянина   29.07.2017 17:34   Заявить о нарушении
Я даже не знала, что есть такая фотография! Зоя переслала из своего архива.

Тамара Деменкова   14.08.2017 17:26   Заявить о нарушении