Марфуза. Семейная жизнь. 1 часть

            Так началась  моя семейная жизнь. Комнат в общежитии, на всех молодожёнов не хватало. И нас всякий раз просили немного подождать. Так мы жили ещё полгода, каждый в своём общежитии. Комнату нам  дали только тогда, когда мне  нужно уже было идти в декрет. Радости у меня не было конца. Наконец-то у нас появился свой угол! Родился сын, и я уже не смогла работать. Яслей не было, а с кем ребёнка оставишь? Жить на одну зарплату стало трудно, денег катастрофически не хватало. А я ещё немного поправилась, и мне нужна была новая одежда. Фарит стал левачить, и я боялась за него что, в конце концов, он попадётся, и его могут посадить в тюрьму. Так оно и получилось. Однажды он пришёл с работы пьяным. И я поняла, что что-то случилось. Потихоньку  выведала у него, в чём причина, и он рассказал мне, что его подловили. Кто-то донёс на него. Сегодня начальник сказал ему, что если он не хочет сесть в тюрьму, то должен уволиться по собственному желанию, и уехать со стройки. Я прямо так и села на табурет и заплакала. Что же теперь делать? Ведь из общежития нас выселят! Фарит сказал – « Всё! Едем жить к моей матери в деревню. Она живёт одна, сестра с семьёй живёт в городе».- Отец у него умер давно. И мать в каждом письме, просила его, чтобы он приехал к ней жить.
            Деревня находилась в двух часах езды на электричке от города, а потом от полустанка, надо было идти три километра пешком. Мне очень не хотелось возвращаться жить в деревню. Но делать было нечего, и пришлось переезжать туда на постоянное место жительства. Сыну на то время исполнилось полтора годика. Свекровь по доброму встретила меня, и была рада нашему приезду. Сама она сильно болела, и не могла смотреть за хозяйством. Жить стало легче, были свои овощи с огорода, да и своё мясо. Мы завели корову, овец, и жизнь стала налаживаться. Правда,  домишко  был старенький, и не большой. Но мы решили, вот обживёмся, и построим новый дом. Фарит устроился шофёром в колхозе, а я пошла в контору, узнать, не найдётся ли мне работа? На моё счастье, работа нашлась. Там только, что уволилась кассир, и мне предложили эту должность. С этой работой я справлялась. Свекровь смотрела за сыном.

            Марфуза лежала в больнице уже несколько дней, а улучшения здоровья не было. Держалась температура, правда кашель уменьшился. Приехали старшие сыновья, узнав о болезни матери. Долго разговаривали с врачом. Врач сказала, что нужны другие более эффективные лекарства, которых в больнице нет. Они достали всё, о чём говорила врач. И Марфуза пошла на поправку. Она гордилась этими сыновьями, они готовы были на всё, только, чтобы она была здоровой. А, как же иначе? Она вложила в них всю свою душу, воспитывала своих сыновей быть честными, и порядочными людьми. К сожалению, не всё у неё получилось. Из четырёх сыновей, младший оказался никчемным человеком. Она тяжело вздохнула.

             Ей вспомнился случай, связанный с этими сыновьями, который она до сих пор не может себе простить. Свекровь умерла, когда второму сыну исполнился годик, Марфуза, чтобы не потерять работу, нашла няньку, женщину в годах, чтобы та присматривала за детьми. Однажды она отпросилась с работы, потому, что няня не могла быть с детьми, ей нужно было время, чтобы уладить какие-то свои дела. Но во второй половине дня пришла женщина, и сказала, чтобы Марфуза срочно шла в контору. Что делать? Няня уехала в город, и её не было дома. Иногда, чтобы дети не мешали ей работать по дому, она расстилала  большое ватное одеяло на пол, давала им игрушки, и они занимались с ними, а сама делала свои дела. И в этот раз решила сделать так же, а чтобы они не расползлись в разные стороны, привязала их за ногу к кровати. Она думала, что по - быстрому,  сбегает до конторы, и обратно. Но председатель сообщил ей, что нужно срочно ехать в город, в банк, и получить деньги, пока им  выделили их на ремонт коровника, а то, завтра их может и не быть. Ездила в банк она, обычно на милицейской машине с участковым. А он, как нарочно уехал в соседнюю деревню. – «Чтобы не тратить времени, езжай в банк на электричке, и получай там деньги, а участковый подъедет к тебе. Иначе мы сегодня не успеем получить деньги, и банк закроют. А потом, когда ещё банк даст  нам эти деньги?» - сказал председатель. Что делать? А, как же дети, оставленные дома одни? Она прикинула, что скоро муж должен прийти с работы, а часа два дети поиграют вдвоём. И ничего ни кому, не сказав, поехала в город, в банк. Там  получила деньги, и не малые, зарплата, и деньги, выделенные на ремонт коровника. Сидит, ждёт, а машины всё нет. А вдруг муж задержится на работе? И её пронзил ужас, а, как же там дети? Больше уже, она ни о чём не могла думать. До закрытия банка осталось полчаса, а машины всё не было, и деньги обратно в банк не сдашь. И она решила ехать сама на электричке. Но охрана банка не выпускала её с такими деньгами.  Марфуза сидела там, как на иголках. А машины всё нет и нет. Минут за пятнадцать до закрытия банка, охранник что-то отвлёкся, и она прошмыгнула мимо него. Крепко держа сумку с деньгами, Марфуза села в трамвай, и всё боялась опоздать на очередную электричку. Она так бежала до станции, что сев в электричку,  не могла отдышаться. Сердце готово было выпрыгнуть из груди. Да ещё очень хотелось в туалет, думала, вот сейчас пустит в штаны. Но терпела, все два часа пути. Выбежав с электрички, она первым делом побежала в туалет. Кто не знает наши пристанционные туалеты? Эти дощатые сараюшки, с буквами «М» и «Ж» на стенке. А грязь и не чистоты такие, что ногой ступить некуда, не только, чтобы вещи поставить. Она бросила в кусты сумку с деньгами, и зашла в туалет. Она не о чём тогда не думала. Марфуза бежала от станции до дома, все три километра, у неё на уме только было. – «Как там дети?»-

            Ещё издали она увидела, что в доме не горит свет. Дети спали на одеяле, все обсосанные, и всхлипывали. Видимо они очень долго плакали, боялись темноты, да и голодные были. Марфуза села на стул, и разревелась. Её пробрала дрожь. Потом она разогрела воду, еду. Тихонько переодела сыновей. Младший, так и не проснулся, а только всхлипывал во сне, когда она укладывала его в кроватку. А вот старший сын проснулся, посмотрел на неё, и заплакал. Марфуза накормила его, и уложила спать. Наконец-то, явился муж, выпивши. Она плакала и ругалась, рассказывая ему о случившимся. Он в свою очередь, как-то зло посмотрел на неё, и сказал: - «И, как это тебя не прибили, за такие-то деньги? А могли бы!» - Она не ожидала такой реакции от мужа. И впервые подумала, а действительно, за такие деньги могли бы и убить! И сказал он эти слова  не с сочувствием к ней, а с какой-то ненавистью. И она испугалась. Когда все угомонились, она встала и спрятала сумку с деньгами. В эту ночь, Марфуза совсем не спала. Почему-то она испугалась собственного мужа. Утром она попросила его подождать, когда придёт няня, а потом чтобы он довез её на машине до конторы. На это он ответил: - « Ты, что хочешь, чтобы и меня прибили за одно, с тобой?» - Сел на машину, и уехал на работу. Марфузе было обидно, почему он так к ней относится? И дома бывает редко, приходит только спать. Да у него кто-то есть! Ведь так вёл себя отец, по отношению к матери, когда гулял на стороне, мелькнула у неё догадка. И она уже не сомневалась, что он изменяет ей. Но с кем, кто её соперница?

          Няня задерживалась, а Марфузе нужно было идти на работу. Тем временем в конторе собрались председатель, бухгалтер и участковый. Они ждали её, ведь когда участковый приехал в банк, тот был уже закрыт, а её нигде не было, да и на работе она не появилась во время. Решили позвонить в банк. Там им ответили, что деньги вчера она получила. Председатель расстроился, куда она делась с такими деньгами? Раз вовремя не пришла на работу, значит, что-то с ней случилось?  Деньги-то не малые! Участковый сказал, что он сейчас поедет к ней домой. И тут появилась она. Первый вопрос, который они задали ей, почти все сразу: «Где деньги?» - «Да вот ваши деньги!» - Марфуза бросила на стол сумку с деньгами, и разрыдалась. Её стали все успокаивать. Налили из графина воды, накапали валерьянки. Когда она успокоилась немного, то рассказала им всё. – «Я не спала всю ночь с этими деньгами!» - сказала она. Марфуза сдала бухгалтеру деньги под роспись. Их закрыли в сейф, и приставили охрану. А её отпустили домой. Сейчас по проишествии стольких лет, она бы ни за что так не решилась поступить, как тогда по молодости лет.

            Вскоре на улице, к ней подошёл высокий широкоплечий мужчина, и поздоровался. – «Ты Марфуза, жена Фарита? – спросил он. – Она кивнула головой. – «А знаешь, что твой муж изменяет тебе? – Она сказала: - «Догадываюсь, но не знаю с кем». – Ильдус, так звали мужчину, рассказал  ей, что её муж «дурит голову» его жене. И он сегодня крепко поговорил с ним.  – «Вот, и ты поговори со своим мужем». – «У нас трое ребятишек, да и у вас двое, совсем с ума посходили! О чём оба думают? Старая любовь, видите ли, проснулась! Я покажу им старую любовь! – распалялся он. И она вспомнила, что у мужа до армии была в деревне девушка, которая его не дождалась, и выскочила замуж. Так вот оно, что? Старая любовь значит! Домой муж пришёл с большим синяком под глазом. – «Что?  Ильдус накостылял?» - в лоб спросила она его. Тот выпучил на неё глаза, он не ожидал, что Марфуза всё знает. – «Да, разговаривал он сегодня со мной! Как ты мог? Ведь у нас двое детей, да и там трое. Ты о детях совсем не думаешь?»- Крепко она тогда с ним поговорила. И он обещал ей, что больше ничего подобного не будет, просил у неё прощения.
            В семье стало спокойнее, и муж стал больше уделять времени детям и помогать по хозяйству. Жили мы в это время дружно. Дети росли, учились в школе. Потом родился третий ребёнок, и опять сын. Денег постоянно не хватало, а домишко требовал ремонта, и мы латали его, как могли. Я забеременела четвёртым ребёнком, когда младшему исполнилось пять лет. Это был поздний ребёнок, и разница между старшим и младшим ребёнком была большая. Решили оставить, а вдруг девочка? Но родился снова сын.

             Время шло. Дети учились хорошо, а старший сын вообще был отличником. На родительском собрании, меня только хвалили. Он хотел поступить в лётное училище, и грезил небом. Информации в то время, было мало, особенно в деревне. И мы с сыном поехали в город, в аэропорт. Там в отделе кадров нам подробно рассказали, в каких городах есть училища, где можно выучиться на лётчика. – «Иди к нам работать, два года поработаешь, и мы дадим тебе направление в лётное училище» - предложили нам в отделе кадров. Но я сказала: - «Пусть попробует поступить. Но уж если не поступит, тогда мы придём к вам на работу».-
В то время все мальчишки хотели летать. А, как же? Ведь мы первыми покорили космос! Вот и мой сын, грезил небом. Летом он работал в колхозе, зарабатывал деньги, потом к осени ехал в город, покупал себе всё, что нужно из одежды, и к школе. И всегда покупал какой-нибудь конструктор. Это были модели самолётов. Потом с младшими братьями собирали их. И у нас скопилась целая серия разных самолётов, которые он либо подвешивал к потолку у себя в комнате, либо они стояли на полке. Муж постоянно ворчал, что Фаниль тратит деньги на ветер. А я всегда заступалась за сына, и поощряла его.

            Дом, в котором мы жили, был настолько ветхим, что очередную зиму мы пережили с большим трудом. Постоянно топили печь, чтобы в избе было тепло. А чтобы строится заново, не хватало средств, семья то большая. В это время колхоз стал строить двухэтажные дома городского типа. Я подала заявление на жильё и мне как многодетной матери дали двухкомнатную квартиру Я была очень рада, что у нас теперь есть нормальное жильё. Правда из  удобств были только свет и отопление, а остальные удобства были на улице. Воду приходилось носить из колонки. Я со старшими сыновьями прописалась в квартире, а муж с младшими сыновьями остался прописанным в доме.  Теперь летом мы жили в своём доме, сажали на огороде овощи и картошку, а на зиму перебирались жить в квартиру.

            Десять классов Фаниль закончил на отлично. Физически он был развит и здоров, и ничего не мешало ему для поступления в лётное училище. Ближайшее училище находилось в другом городе, Бугуруслане. И встал вопрос поездки туда. Я сказал, что еду с ним. Но с кем оставить годовалого сына? Муж наотрез отказался остаться с ним.  И я решила, что едем втроём.Мы приехали в Бугуруслан рано утром. Пока нашли это училище, время подходило к обеду. Набор курсантов подходил уже к финалу. И на специальность «пилоты гражданской авиации» уже не было приёма. И нам предложили поступить на специальность «авиационные техники», либо на «эксплуатацию лётных аппаратов». Но Фаниль хотел быть только лётчиком, только летать. И я решила попробовать всё-таки устроить его, и пошла к начальнику училища. Но его в этот день не было на месте. Зам начальника сказал, что тот будет только завтра. И ещё сказал: - «Слишком поздно вы обратились, нужно было бы к нам пораньше приехать, теперь приезжайте на следующий год». – « Неужели ничего нельзя сделать?» - с горечью сказала я. Видимо в моём голосе столько было горечи и сожаления. Вот стоит перед ним мать с грудным ребёнком на руках, и умоляюще просит ей помочь. И он пожалел меня, и сказал: - «Есть ещё один момент. Не все курсанты выдерживают режим жизни в нашем училище. Нарушают дисциплину, плохо учатся. И после первого месяца их часто отчисляют. Вот тогда появляются вакантные места. Но мы делаем набор курсантов с запасом на этот счёт. И не факт, что отсев будет больше. Но пообещать вам я ничего не могу. Это может сделать только начальник училища. Взять вас на заметку, и при необходимости, вызвать на учёбу. Но учтите, придётся трудно догонять всех в учёбе, ведь это нужно выучить всё, что ребята прошли за целый месяц». – Мы были согласны на всё. И я решила бороться за своего сына. Я ведь мать! За меня ведь тоже боролась когда-то Рита, совсем посторонняя девушка. Когда я поступала в профтехучилище. И мы решили попасть на приём к начальнику училища. Идти нам в незнакомом городе было некуда. И мы расположились на скамейке около училища. На наше счастье была тёплая летняя ночь без дождя. Фаниль сбегал в магазин, купил поесть. Годовалый сынишка на удивление вёл себя спокойно. Фаниль лёг на соседнюю скамью, и немного поспал, а я так и просидела всю ночь с ребёнком на руках.

            Утром, мы боялись пропустить момент прихода начальника училища, а вдруг он опять уйдёт куда-нибудь по делам. Мимо проходил зам начальника и, увидев нас, очень удивился. – «Вы, что ночевали на этой скамейке?» - спросил он. Я кивнула головой. Он покачал головой и прошёл мимо. А вскоре нас позвал курсант, и сказал: – «Начальник училища просит вас зайти к нему».- Когда пришёл начальник училища, то зам рассказал ему о нас и подвёл к окну. – «Видишь ту женщину? Ведь они ночевали здесь на скамейке. Вот я понимаю, это настоящая мать своим детям!»- Начальник уважительно поговорил со мной и сыном, и сказал: - «Я возьму вас на заметку, и как только появится вакансия, вышлем вам вызов». – «Ты точно хочешь быть лётчиком?» - спросил он сына. – «Ведь чтобы им стать нужна не только хорошая учёба. Важна хорошая скорость реакции, отличное здоровье, внимательность, ум, смекалка, и физическая подготовка. Так, что развивай в себе эти качества, и из тебя выйдет хороший лётчик. Мы поблагодарили начальника, и поехали домой. Надежда не покидала нас, и мы всё ждали письма. Сын каждый день встречал почтальонку, но она качала головой, и говорила: - «Если что-то придёт, не бойся, себе я не возьму».- И на наше счастье, через месяц пришёл вызов из училища. Сын был на «седьмом небе» от счастья. Мы собрали Фаниля, я всплакнула и сказала – «Теперь долго не увидимся. Сынок, ты уж постарайся учиться хорошо. Тебе сейчас трудно придётся, чтобы догонять товарищей в учёбе». – И он уехал. Фаниль окончил лётное училище, и его впоследствии направили работать в северный район страны.


Рецензии