Рассказ 2. ЯценкоН. С. Часть1

                Рассказ о настоящем человеке
                Яценко Николай Сергеевич
                Глава вторая. Вступление в жизнь.Часть1.
               
   На долю детей, родившихся в годы войны, выпали большие испытания. Вопрос стоял прямо – выживут ли они вообще в этом смертельном молохе взаимного человекоубийства, который не щадил ни взрослых, ни малых. Судьба каждого из них зависела от любой случайности, неожиданно возникшей на их пути. А кто мог предполагать, что случайность эта не роковая.
   Родился маленький Миколка, названого в честь святого Чудотворца и Святителя Николая угодника, 18 декабря 1941 года, в день когда под Москвой в России решалась судьба не только СССР, но всего мира. Победи тогда фашистская Германия с ее планом «Барбаросса» и как знать, что ожидало мир? Ответ на поверхности… По планам Гитлера  столица Союза должна быть разрушена до основания и на месте ее создано рукотворное немецкое море. Украина по планам гитлеровцев должна была  заселена арийскими немцами, а население ее отдано часть - рабами в хозяйства  господ, большая часть – истреблена согласно их плана «Ост». Но всего этого новорожденный ребенок не знал. Он мирно спал то на руках мамы Веры Иосифовны, то в самодельной люльке-колыбели. Он родился в большом селе Дробиновка, что раскинулось на равнине, в 95 километрах от областного центра Полтава.
   На то время оно было уже оккупировано фашистской Германией, отсюда   жители ее были в неволе. Как удалось ему выжить, лучше не вспоминать. Заслуга в этом принадлежит его деду Иосифу Харитоновичу Нездойминога, который был фактически главой большой крестьянской семьи. Его природный ум и смекалка помогли не только большой семье, но и многим сельчанам. Оставаясь честными советскими людьми они, в тоже время, нашли такую линию своего поведения, которая дала им практическую возможность выжить в лихое время и дождаться прихода в 1943 году советских войск.
   Еще гремела артиллерийская канонада в дали от села, а колхозники все, кто на тот момент выжил собрались, чтобы решить один главный вопрос – как можно быстрее поднять и восстановить разрушенные оккупантами хозяйственные постройки довоенного колхоза. Тон в этом вопросе задал дед Иосиф. Его авторитет, опыт и рабочие руки, очень пригодились сельчанам и вскоре, колхозники села Дробиновка трудом своим стали помогать фронту и тылу страны производством мясной и сельхозпродукции. Николай Сергеевич рассказывал мне обо всем этом с гордостью, но и с большой печалью в душе и тихим голосом. Его,ныне,покойная мама была награждена медалью"За доблестный труд в годы войны"
   И я смог представить себе то время, побывав в этом богатом украинском селе вместе с ним, на сороковой день со дня смерти его мамы – Веры Иосифовны. Было это 16 июня. Время безжалостно ко всему, над чем оно влавствует.
   Дом, где родился Миколка Яценко, давно уже не существует. Остались лишь новые побеги от старой груши, которая стояла под окном хаты его деда, да заросший сорной травой земельный участок, именуемый когда-то подворьем исправного крестьянина-колхозника Иосифа Харитоновича.
   В марте 1953 года, через неделю после смерти И.В.Сталина, умер и  этот замечательный человек, наставник и советчик юного Миколки. Видимо от него передалась по материнской линии молодому парубку житейская расчетливость, склад ума и практическая смекалка.   
   А ведь мог малыш Миколка и не выжить. Дело в том, что при отступлении своем немцы имели практику сжигать целые села и города Украины, не предупреждая об этом население. Не обошла эта жестокая участь и его село. Однажды в хату зашел немец, другой с факелом остался во дворе. Услышав крик маленького Миколки, который прятался на лежанке печки, он потребовал подать ему ребенка. Мать со страхом в лице выполнила волю гитлеровца, а тот взяв на руки пацана, долго смотрел на него. Видимо, что-то все же человеческое осталось в этом солдате, коль вернув дитя матери, сказал на ломаном русском языке: «Майн киндер в фатерлянд. Шнеллер, уходить , дом поджигать будем». Еле успели родичи взять с собой самое необходимое, как дом запылал, подожженный факельщиком. Тот немец, что пожалел Колю, для верности выстрелил из ракетницы в соломенную крышу украинской хаты.
   Вот такое детство выпало на долю тех детей, кто родился  в начале войны и были под оккупацией фашисткой Германии. А ныне больные на голову и разум отдельные люди и  деятели утверждают, что «жили бы мы при немцах хорошо, пили бы Баварское пиво и закусывали сосисками». Верно, пили бы на том свете  свои кровавые слезы   те  немногие, что уцелели бы от выполнения фашистского плана по уничтожению восточных славян. Уж больно ретиво гитлеровцы и их прихвостни из оккупированных стран начали выполнять приказы Гитлера. Из 27 миллионов людей, которые СССР потерял в годы Великой Отечественной Войны – 16 миллионов составляли мирные граждане страны. И это за 1418 дней Великой Отечественной Войны…
   После войны пришел отец Сергей с фронта (посчастливилось выжить). Но, что-то у них с мамой Верой не получилось на семейном фронте и семья не сложилась… мать вышла за другого человека, тоже фронтовика, ставшего для маленького Миколки хорошим отчимом. Николай Сергеевич по сей день с теплотой в душе отзывается об отчиме, фактически воспитавшего его с четырех лет. 
   Детство сельских пацанов, было везде в Союзе одинаковым в послевоенное время. С пяти лет тяпку или лопату в руки и в огород… Но, все же детство есть детство, непосягаемый старшими, автономный период в жизни человека. Находили время и озорничать и заниматься опасным промыслом – игра с найденными боеприпасами, наследием  минувшей войны. И тогда в этой игре погибали многие вихрастые и отчаянные головы сельских пацанов. Война еще долго давала о себе знать на полях минувших сражений, продолжала забирать невинных детей фронтовиков. «Страшно вспоминать о том времени», - говорит с горечью в душе Николай Сергеевич, рассказывая мне о прошлом.
   Но жизнь и время брали свое. Страна быстро залечивала раны  нанесенные ей фашисткой агрессией. Возводились новые дома, целые кварталы и даже города. Строились заново и возвращались на прежнее место промышленные предприятия, эвакуированные нашими при отступлении. Благоустраивались и прихорашивались деревни и села в бывших оккупированных республиках. Ремонтировались и создавались новые школы, дома культуры, объекты социально-бытового и медицинского предназначения.
   Будучи в середине июня в его родном селе, командир показал мне здание школы, где он окончил первые четыре класса начальной школы. Да, да, мой юный читатель, были такие школы в СССР. Образование тогда в Союзе классифицировалось на начальное (с 1 по 4 класс), восьмилетнее или семилетнее (до войны и до шестидесятых годов двадцатого века, с 5 по 7-8 классы и среднее – 9,10 и 11 классы. Далее шло среднетехническое образование – медицинское, музыкальное, педагогическое и т.д. Его основу составляли техникумы или специализированные учебные заведения (училища). Вершиной образования в Советском Союзе было высшее образование (институты и университеты).
   Невдалеке от старой школы, располагается в селе и новая средняя  школа. Но во времена Миколки ее еще не было,она появится гораздо позже. Надо отдать должное тому, что Миколке, Коле, Николаю - Всевышний дал одаренный ум и способность успешно постигать школьные, средне-технические, училищные и академические программы. И это отличало его от своих сверстников и далее однокурсников и сослуживцев. Он за любое дело брался (и берется) предварительно все взвесив и рассчитав в уме и на бумаге. Необдуманных решений он никогда не принимает. А это уже солидная база предстоящего дела, его успешного решения.
   Школьные годы юного Миколы (украинское имя, тождественное русскому Николаю) пролетели быстро. В 1956 году он заканчивает семь классов райцентра Мала Перещепина, куда переехала его мама вместе с ним для продолжения учебы после 4-х классов. И старший семейный совет удовлетворяет его желание поступить в Полтавский строительный техникум. Юный сельчанин решает получить одну из ведущих в то время специальностей. Ведь страна была на подъеме, строились новые города и промышленные объекты.
   Скоро придет то время, когда весь мир впервые услышит из Космоса позывные «Пип-пип-пип» 1-го искусственного советского спутника Земли. Молодежь была настроена романтически на свою  жизнь. Трудности ее не пугали, энтузиазма было не занимать. Она рвалась вперед, доказать старшим свою полезность и целесообразность в деле строительства нового исторического общества в СССР. И юный Николай был среди этой части романтической молодежи страны Советов.
                Конец первой части. Продолжение следует…            


Рецензии