Учёба не по правилам
Небо подёрнуто пологом серых, непроницаемых для солнечных лучей облаков.
После яркого Сьона глазам непривычен всё объемлющий сумрак.
Но родину не выбирают.
Она такая какая есть!
Катя с тревогой поглядывает на мать, которая весь перелёт просидела в одиночестве, ограничивая своё общение односложными ответами «Да» или «Нет».
Настроение Гульнары передалось её спутникам.
Сник Олег.
Он стороной обходит Хозяйку, боясь её неправедного гнева.
По делам службы общается только с Анной Петровной, которая взяла все организационные вопросы в свои руки.
Расторопные молодые люди быстро провели прилетевших через полупустой терминал к ожидающему у выхода автобусу.
Через полчаса быстрой езды их гостеприимно приняла дядина усадьба.
Приезжих радушно встречал сам Омар Иркенович.
Рядом с ним брат Гульнары Ахмат, тётушка Шахбиби, Фатима, домоправительница Азалия Каримовна.
Объятия и приветствия близких людей словно целебный бальзам.
Они лечат душу и возвращают заблудших в стабильный мир семьи.
Сразу мельчают и забываются вчерашние невзгоды.
Всё наносное, тягостное покидает сознание.
И вот уже по-весеннему в тебе ликуют радость бытия и предвкушение ещё не испытанного счастья.
Улыбка оживляет лицо.
Открывается новая страница жизни.
* * *
Сразу по возвращении из Швейцарии занялись устройством Кати в гимназию.
По совету Омара Иркеновича для домашнего обучения выбрали лицей имени Н.И. Лобачевского. Это - известное в Татарстане структурное подразделение КФУ («Казанского (Приволжского) федерального университета»).
Доводы дяди звучал убедительно:
- С одной сторон, в лицее с детьми занимаются учителя первой и высшей квалификационной категории, опытные тьюторы олимпиадной подготовки. (Наставники отвечающие за разработку и реализацию образовательных программ).
Для работы с выпускными классами привлекается профессорско-преподавательский состав КФУ.
С другой стороны, я могу оказать конкретную помощь в осуществлении контактов Кати с нужными преподавателями.
Собравшиеся на семейный совет хорошо понимали, что «домашнее обучение» наделённой чудо-способностями девочки будет осуществляться не традиционными способами.
В отличие от обычных детей, Катя не нуждалась в системных занятиях с педагогами и в самостоятельной работе с учебным материалом.
Новые познания она могла приобретать в «готовом виде» непосредственно из памяти преподавателя.
Причём, что очень важно, не в объёме конкретного урока, а оптом по всей изучаемой дисциплине.
Процесс получения знаний осуществлялся анонимно. Донор знаний не знал об этом и не чувствовал, что его память копируется.
Затраченное девочкой время на освоение той или иной дисциплины не превышало 20 - 30 минут!
Когда процесс обучения заканчивался, по уровню полученных знаний она становилась равной своему педагогу.
Таким образом, для Кати процесс обучения сводился к кратковременному акту заимствования накопленных преподавателем знаний.
Все участники совещания старательно обходили моральный аспект такого обучения.
Они не знали как к этому относиться.
Понятно, что заимствование «чужого» во всех смыслах этого слова неэтично.
Вместе с тем, значимость проводимого эксперимента для науки и всего человечества была чрезвычайно высокой.
Она на порядки превосходила возможные моральные издержки такого способа обучения.
При очередной встрече высказался по этому поводу и тайный Наставник Кати Форрат:
- Любой педагог или учёный начинают не с нуля. Они заимствуют знания предшественников. Причём делают это как и ты без спроса у «первичных носителей» знаний.
Разница между вами в том, что они, в силу особенностей своего Разума, вынуждены собирать их долго и по частям. На это тратится уйма времени и сил.
Твой Разум более совершенен. Он способен осваивать обобщённые знания без особых усилий за считанные минуты.
Ты должна гордиться этой способностью, а не стыдиться её!
Поэтому используй умных людей в качестве доноров знаний!
Такова сущность твоего Разума!
Нужно отдать должное руководству лицея. Оно с пониманием отнеслось к странным запросам одарённой девочки.
Иначе и не могло быть.
Услугами учебного заведения хотела воспользовался не кто-нибудь, а приёмная мать ребёнка Гульнара Мухаметдинова!
Все формальности были быстро улажены и Катя в феврале начала посещать занятия на платных подготовительных курсах поступающих в лицей.
Занятия проводились по модифицированным образовательным программам для обучающихся 6, 7, 8 классов (русский язык, математика), а для 8 классов дополнительно по программе (физика).
Катя выборочно посещала занятия во всех группах учащихся.
Её задачей была разовая встреча с тем или иным преподавателем.
Проблем с учениками у неё не возникало.
Курсы посещали ровесники или дети младше «кажущегося возраста» Кати.
Кроме того, «текучесть» состава была характерной особенностью подготовительных групп.
Поэтому редкое присутствие Кати на занятиях не привлекло к ней особого внимания.
Следующим этапом её обучения стало выборочное участие в учебном процессе в 9, 10 и 11-х классах лицея.
Он пришёлся на март-апрель текущего года.
Наконец, на последнем этапе занятий в лицее предполагалась сдача ЕГЭ (апрель-май) и ОГЭ (июнь).
Следует отметить, что неоценимым помощником в организации встреч с донорами знаний стал Иркен Омарович.
Он добывал информацию о преподавателях лицея, включая учёных КФУ, и организовывал встречи с ними.
В старших классах лицея были «устоявшиеся» коллективы. Учащиеся в них подростки были старше Кати, амбициозны и в большинстве своём склонны к максимализму. В силу возрастных особенностей не боялись действовать в открытую, пренебрегая предупреждениями Пророка.
Появление Кати в этих классах вызывало негативную реакцию у девушек.
Они не могли простить «Новенькой» её красоту и повышенное внимание мальчиков.
Внешняя похожесть на Гульнару волновала сердца будущих мужчин.
Оскорблённые в своих ожиданиях девушки посчитали Катю путающейся под ногами «малолеткой» и «выскочкой».
Поэтому не обошлось без конфликтов.
* * *
Острота отношений в старших классах вынудила Катю применить для самозащиты свои сверх-способности.
Это произошло в первый день занятий в 10-м классе лицея.
Катю на урок привёл классный руководитель.
Он попросил учащихся отнестись с пониманием к необычному графику занятий «Новенькой».
- Это связано с тем, что Катя осваивает основную часть учебного материала в домашних условиях.
Кстати, она является приёмной дочерью известной вам Гульнары Мухаметдиновой.
Принадлежность Кати к семье Гульнары, мнимый возраст (13 лет), красота и независимый вид девочки вызвали у великовозрастных учащихся не только сильное любопытство, но и неоднозначное отношение к её личности.
Реакция класса не интересовала целеустремлённую девочку. Первые двадцать минут занятий она уделяла исключительно педагогу - донору.
Объём его знаний по предмету занятий был обширен.
Однако значительная часть этих сведений уже была в её памяти.
Их она приобрела у других доноров знаний.
Необычный мозг Кати самостоятельно, без волевых усилий сортировал поступающие в него знания. Приводил в удобный для практического использования вид.
Закончив свою работу девочка ради любопытства коснулась Внутреннего мира окружавших её учеников.
Каково же было удивление, когда обнаружила, что её персона вызывает приступ неприязни у девушек.
Среди кипящих в их сердцах эмоций «ловились» не только сильное раздражение, доходящее до злобного уровня, но и зависть и даже желание унизить, оказав физическое воздействие.
Четыре юные фурии уже договорились, что завлекут на перемене «малолетку» в туалетную комнату и хорошенько её проучат.
Поскольку занятия по русскому языку для Кати закончились, постольку можно было не оставаться на второй час и возвращаться домой.
Оставалось лишь мысленно сообщить об этом Олегу, который ожидал её в комнате для гостей.
Катю вывели из себя самодовольные позы девушек и презрительные взгляды, бросаемые в её сторону.
Поддавшись эмоциям она приняла вызов недоброжелательниц.
Захотелось проучить их.
Чтобы неповадно было другим!
* * *
Звонок, известивший о начале большой перемены, стал сигналом к началу решительных действий.
Как условились ранее к «Новенькой» подошла Юлька и попросила её зайти на минуту в туалетную комнату.
- Мои подруги хотят с тобой по-ближе познакомиться! - сообщила она девочке.
Сделав удивлённое лицо, Катя согласилась.
Там их ждали остальные заговорщицы.
Предвкушая предстоящее развлечение они не пряча ядовитых ухмылок разглядывали девочку.
Рядом с рослыми девушками Катя казалась берёзкой затерявшейся в высоком сосновом бору.
Подружек почему-то смущало спокойствие ребёнка, её наполненный внутренней силой безмятежный взгляд.
Пауза взаимного созерцания затягивалась.
Никто из подруг не торопился проявить инициативу.
Как всегда это сделала импульсивная Павла.
Она обратилась к черноволосой подруге:
- Христинка! Обеспечь условия для интима!
Христина скользнула за спину Кате.
Щёлкнула дверная защёлка.
В зеркале во всю стену как на экране отразились последующие события.
Увертюрой к происходящему прозвучало злобное обращение Павлы:
- Слушай, малолетка, и запоминай!
Нам по фигу твои совершенства и знаменитость!
Не дури головы нашим парням!
И в нашем классе больше не появляйся!
Ослушаешься - горько пожалеешь об этом!
Можем основательно укоротить твою каштановую гриву и попортим хорошенькое личико!
Новенькая не дрогнула, не запаниковала.
Она оказалась крепким орешком.
Молчаливая дуэль нервов затягивалась.
Первой не выдержала Павла.
- Я что-то не вижу понимания в твоих шоколадных глазках?
В чём дело?
Плохо объяснила наши требования?
Или надеешься, что тебе поможет знаменитая мамочка?
Девочки! Давайте объясним этой скромнице, кто здесь устанавливает порядки!
Оксанка!
Подержи эту куколку!
Я ей чуть-чуть поправлю причёску!
Самая крупная из девушек послушно обхватила «Новенькую» за плечи.
Но что-то пошло не так. Её руки не чувствовали человеческое тело.
Оксана усердно сжимала объятия, но преодолеть странную преграду не хватало сил.
Нечто подобное ощутила и Павла.
Её пальцы безуспешно пытались ухватить локон великолепных волос девочки.
Волосы были недоступны.
Увидев затруднения подруг попытались помочь им Юля и Христина.
Однако оказать какое-то воздействие на подростка не смогли.
Казалось, что Катя была за стеной бастиона.
По мере того, как подруги осознавали свою беспомощность на смену безмерного удивления в их душу закрадывался парализующий страх.
Девочка оказалась необыкновенной, не подверженной их коллективному физическому и психическому давлению.
Они ещё пытались проявлять остатки самолюбия, отказавшись отпустить её.
Но и в этом случае потерпели позорное поражение.
Исходящая от малолетки неведомая сила внезапно разомкнула их объятия и разметала в стороны.
Оказавшись на полу комнаты, они поспешно вскочили на ноги и сбились в стайку испуганных зверьков.
Девушек охватили паника.
Расширенные от ужаса зрачки не выпускали из поля зрения Катю.
Открытые рты с отвисшей нижней челюстью безобразили неестественно бледные лица.
Пальцы и тело сотрясала дрожь.
Катя не на шутку испугалась за их психическое здоровье и послала успокаивающий импульс.
Это подействовало. Они пришли в себя, но как «пойманные» змеиным взглядом мыши, не сводили с неё испуганных глаз.
- Я не хочу вам зла! - возник в их сознании голос — В будущем ведите себя осмотрительнее.
Я Дочь Неба и могу рассердиться всерьёз!
Теряясь в глубине её завораживающего взгляда они инстинктивно почувствовали, что перед ними чудо в образе ребёнка.
Мысленное предупреждение Дочери Неба тут же трансформировалось в сознании каждой девушки в клятву перед собой: «Не трогать и всегда обходить стороной это таинственное, недоступное пониманию существо! И молчать о том, что произошло здесь и сейчас!».
Неприятный осадок в душе, оставшийся поле событий в 10 классе, заставил Катю заранее проводить мероприятия, исключающие подобные конфликты с учащимися лицея.
Теперь возникающие в умах подростков претензии Катя гасила заранее.
Наиболее эффективным способом оказалось обычное внушение.
Оно было тайным и охватывало весь коллектив класса.
Учащиеся принуждались к нейтральному отношению к «Новенькой».
Они просто не интересовались ею, создавая благоприятные условия для посещения лицея и тайного контакта с памятью доноров.
К апрелю Катя закончила работу с преподавателями лицея.
Теперь её знания намного превосходили Программу подготовки не только учащихся 11 класса, но и учителей.
В красивой головке дочери Гульнары были собраны объединённые познания по всем изучаемым в лицее дисциплинам, заимствованные не только у высококлассных педагогов, но и учёных КФУ.
Это обстоятельство не могло не проявиться в ходе обязательных зачётов и контрольных работ.
Вскоре достоянием гласности стала необыкновенная одарённость девочки.
Уровень её интеллектуального развития ошеломлял.
Успехи и способности Кати стали предметом всеобщего интереса.
На них обратили внимание педагогическое сообщество Казани и учёные КФУ.
Сенсация просочилась в СМИ. В результате этого интерес к её личности стремительно возрос и расширил свою географию.
Девочкой заинтересовались в Российской академии наук (РАН), в ВУЗ-ах, специализированных школах, Министерстве образования и науки РФ.
Поэтому желание 13-летнего подростка получить в этом году Аттестат о среднем общем образовании не вызвал недоумения в соответствующих инстанциях.
Просьбу Кати удовлетворили.
В качестве особого эксперимента, разрешённого Министерством образования и науки РФ, она была допущена к участию в Едином (ЕГЭ) и Основном (ОГЭ) государственных экзаменах.
Для объективной оценки её знаний была назначена независимая государственная комиссия с правом выбора места работы и способа проверки знаний одарённой девочки.
В её состав вошли педагоги и учёные не только из Татарстана, но и из Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска.
Объём проверки определялся программами дисциплин изучаемых в лицее.
Была принята во внимание склонность подростка к гуманитарным наукам.
Девочка в совершенстве владела наиболее распространёнными в мировом сообществе языками (китайским, хиндустани, испанским, английским, арабским, русским, японским, немецким, французским, итальянским).
Местом проведения экзаменов был определён Институт международных отношений, истории и востоковедения КФУ.
Поскольку дочь Гульнары показала не дюжинные способности в области точных наук, постольку в Комиссию вошли специалисты по математике, физике, химии и др. наукам.
Из 23-х членов Комиссии 15-ть были преподавателями лицея в котором готовилась к экзаменам Катя.
РАН была представлена делегатами от институтов: «Мозга человека», «Общей генетики», «Социологии РАН», «Психологии РАН».
Комиссию возглавил академик Старостин Игорь Петрович, руководитель одной из секций отделения физических наук РАН.
Его заместителем стал директор Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Хабибов Ризван Собирович.
На организационном совещании комиссии было решено провести ЕГЭ в течение трех дней.
Девочка экзаменовалась по следующим предметам: русский язык, математика, китайский язык.
ОГЭ проводились в два этапа.
Первый этап — гуманитарные; второй — точные дисциплины.
Проверку решили осуществлять по экзаменационным билетам и в форме собеседования.
Выделяемое время на каждый этап - два дня.
* * *
Оставшиеся дни до начала экзаменов Катя проводила в саду. Она наслаждаясь яркими, запоминающимися впечатлениями от первой в своей жизни весны.
Неукротимое буйство оживших растений, торопливая суета населявшей сад живности, жаркое сияние солнца, бездонная синь неба, наскоки гроз и ливней заколдовали её воображение.
Девочка чувствовала себя участницей этого праздника жизни и совершенно не думала о предстоящем испытании.
То, что происходило в природе отзывалось в ней устойчивым ощущением счастья.
Экзамены представлялись ей как заурядный эпизод в совершенствовании волшебства.
Катя была уверена в своих силах.
В этой связи был отвергнут не очень этичный совет Форрата.
Он предложил, не мудрствуя лукаво, заставить экзаменационную комиссию выдать желанный Аттестат без каких-либо экзаменов.
- Я не буду этого делать.
Аттестат не самоцель.
Впереди долгие годы познания мира в котором я живу.
Мне интересен процесс использования донорских знаний в практической жизни.
В отличие от Кати другие обитатели усадьбы очень волновались за неё, понимая сложность предстоящей задачи.
Для тех кто знал правду о происхождении дочери Гульнары, её реальном возрасте, темпах развития и скрытых способностях, девочка, как и раньше, оставалась непостижимой личностью. Настоящей Дочерью Неба.
Их безмерно удивляли и восхищали собранность Кати и твёрдость её духа.
Эти качества сродни интеллекту взрослого человека.
Не верилось, что она всего лишь ребёнок, календарный возраст которого не превышает восьми месяцев!
- Гуленька! Не представляю как такое возможно? - восхищалась Анна Павловна - Что и как управляет развитием Катюшки? Сомневаюсь, что наша наука способна это понять и объяснить.
Ты заметила, что темпы физического развития девочки резко замедлились?
Не удивлюсь, если к совершеннолетию (18 лет) календарный возраст Кати сравняется с кажущимся.
Гульнара, пользуясь отсутствием дочери, поделилась с мамой-Аней собственным восприятием дочери.
- Меня поражают её спокойствие, почти безразличие к предстоящим экзаменам!
Сегодня председатель комиссии академик Старостин проинформировал нас о порядке проведения Единого и Основного экзаменов.
Экзамены будут осуществляться в особом формате.
Очень сложным будет ОГЭ.
Каждый экзаменационный билет включает вопросы по всем дисциплинам предусмотренным стандартом о среднем общем образовании.
Более того, ответы экзаменуемого будут дополнены собеседованием по этим дисциплинам.
Председатель комиссии передал нам Перечень вопросов, включаемых в билеты.
На меня этот Перечень произвел устрашающее впечатление. Дело не в том, что он огромен и содержит сотни разноплановых тем.
Дело в сути самих вопросов.
Для меня они оказались очень сложными.
Многие были просто непонятны.
В отличие от меня, Катюшка их бегло просмотрела и кивнула в знак согласия.
Не могу поверить, что она способна ответить по каждому из них.
Для изучения этого материала нужны годы. Она же занималась месяц-два и в совокупности посетила не более 25-30 уроков по различным предметам.
Катя очень надеется на донорство знаний.
Но поможет ли оно ей?
Анна Павловна обняла Гульнару.
- Будем надеяться, что поможет.
Донорство знаний часть её волшебного дара.
Женщины помолчали.
Старшая, украдкой любуясь Гульнарой, спросила её:
- Ты часто вспоминаешь Махди?
Гульнара не спешила с ответом.
Встреча и близкое знакомство с Пророком Махди оставили в её жизни незабываемый след.
Бесценным итогом этих событий стало рождение Кати.
Что касается отношения к личности Махди, то оно с трудом поддавалось логическому анализу и объективной оценке.
Вначале она пыталась относиться к нему как человеку.
Потом, запутавшись в своих эмоциях поняла, что это не так. Здесь было нечто иное, исходящее от самого Пророка, лишающее её инициативы и самовыражения.
Его величие подавляло её волю и возможности.
Возлюбленный оказался неприступной скалой. Она ощущала себя песчинкой, оставшейся у её каменного подножья.
После насильственной разлуки чувства к Махди стали обретать более конкретную форму. Сперва они представлялись каким-то чудесным наваждением, вспышкой необъяснимой страсти.
Со временем пришло понимание, что существовавшие между ними отношения никогда не впишутся в контент свойственных человеку эмоций.
Это было по-своему прекрасно, но не соответствовало человеческой природе.
После знакомства с Олегом Гульнара окончательно поняла, что не желает возврата к прошлому.
Не хотела чтобы чуждое её природе существо подстраивалось под неё, принимая облик псевдочеловека.
Она хотела любить и быть любимой на паритетных началах, как это свойственно обыкновенным людям.
- Мама-Аня, я испытываю глубокую благодарность к Махди за Катю и доброе отношение ко мне.
Я обязана ему жизнью и многими благами, которыми пользуюсь сейчас.
Однако всё, что было между нами безвозвратно ушло в прошлое.
Моё чувство к нему угасло.
Сегодня я не смогла бы ответить ему любовью на любовь.
Между нами навсегда останется непреодолимая пропасть.
Он есть и всегда будет сыном Неба!
У него не человеческие Разум и непонятная для людей сущность!
Я же Дочь Земли, представительница человеческого рода!
- Гулинька! Если ты так думаешь, то почему постоянно отталкиваешь Олега Ивановича?
Он же любит тебя, а ты любишь его?
- Я не знаю. Может быть дело в моём характере.
Да и Олег оказался ярым приверженцем законов субординации.
Считает, что между наёмным работником и нанимателем не должны возникать близкие отношения.
- А ты попробуй переубедить его! Это же в твоих силах.
- Попробую! И сделаю это сегодня.
* * *
Каждый раз, когда оказывалась рядом с Олегом, она отмечала одно и то же.
- Какой у него завораживающий взгляд!
Сердце Гульнары вторило её мыслям. Оно билось как пойманная сетью птица.
Сидящий напротив Олег был внешне невозмутим и внимательно смотрел на Хозяйку.
Поборов приступ эмоций она обратилась к нему.
- Олег Иванович! Завтра у Кати первый экзамен: ЕГЭ по русскому языку.
Нам разрешили присутствовать на её экзаменах.
Она не уточнила кого имела в виду.
Я переживаю за Катю. Больше чем она за себя.
У Анны Петровны приём в клинике и она не сможет сопровождать меня.
Без неё, без дружеской поддержки я буду чувствовать себя очень не комфортно.
Превозмогая себя тихо попросила.
- Вы же так или иначе сопровождаете нас.
Может быть побудете со мной вместо мамы-Ани?
Я была бы Вам очень признательна!
- Конечно, Гульнара Аязовна. - молодой человек не был готов к такому повороту событий. Поэтому цеплялся за официальность отношений как за спасательный круг - Подскажите, что требуется делать мне кроме прямых обязанностей?
Теперь смутилась Гульнара.
Она нерешительно предположила:
- Ничего...
Просто посидеть рядом и «поболеть» вместе со мной за Катюшку!
Она с трудом подняла голову и встретила глаза Олега.
Полыхавшие в них любовь и радость были красноречивей любого ответа.
Свидетельство о публикации №217071400625