Есть ли тихая обитель?

   
      Подсмотрел в новостях последних дней ролики о посещении В.В. Путиным монашеской обители на Валааме и еще на каком-то там острове… Навеяло. А все потому что есть и у меня подобная выстраданная тема.

   Так получилось в жизни моего отца, что на склоне лет он испытал много разных несправедливостей, как по роду своей деятельности, так и в личной жизни.  Боевой офицер-фронтовик, председатель колхоза по Сталинскому набору. Конечно коммунист.  Школьный учитель. Преподаватель университета. Поздняя защита кандидатской  диссертации. А  на его кафедре руководит  непотопляемый профессор, что пристраивал  бестолковых, но симпатичных жен своих друзей с других факультетов и кафедр.

   И в семье случилось непоправимое несчастье. А  он в той ситуации был назначен главным виновником и  отлучен от детей.
    По этой причине и у меня с ним в личном общении состоялся значительный перерыв. Правда и жили мы далеко друг от друга.

    Потом он как-то пришел к Богу. Сначала преподавал за «Спаси Господи» в духовной семинарии курс лекарственных растений -  по специальности он ученый-ботаник. Потом пришел в монастырь. Не окончательно. Так  как временами на своей городской квартире писал книги по специальности «биология».

   Кстати его последнее издание о медоносах, а он был членом европейской академии пчеловодства, имело хороший отзыв митрополита Смоленского и Коломенского Кирилла. Ныне патриарха всея Руси. Этот документ с его собственноручной подписью ныне раритет в нашей семье.

    А в женском Пайгармском монастыре мой отец имел свою келью, занимался озеленением и цветоводством на территории монастыря, работами  в его подсобном полевом и огородном хозяйстве.  Это было самое начало 2000-х.  Я тогда восстановил с ним отношения  и навещал  иногда его там. И, порой,  слышал его оценки монастырских порядков – дисциплина здесь строже чем в партии у коммунистов. Глубже эту тему он не развивал.
 
    Скончался мой батюшка в 2006 году. И через год я с его другом и духовником  протоиереем о. Алексеем (доктор богословия) повез по  завещанию  научную часть его библиотеки в Краснослободский сельхозтехникум (Мордовия). Он окончил его летом 1942 года и те выпускники в полном мужском составе ушли добровольцами в действующую армию.

   Туда и обратно путь наш занял достаточно много времени и с Батюшкой мы, конечно, на разные темы беседовали. Я, в частности,  рассказал ему о своем огромном впечатлении от увиденной недавно репродукции с картины. Какого автора – не запомнил!  Просмотрел потом фото в интернете  с картин Левитана, Шишкина, Серова, Поленова, Куинджи и… не нашел ничего похожего!

     Но  рассказываю о ней.  Большую ее часть занимает лесистая гора за которой угадывается  рассвет. Обширный водоем и здесь же на берегу маленький монастырь или скит. А на переднем плане на зеркале воды лодка,  в которой два монашека  с удочками по ее разным краям.  В каких-то коричневых рясках и остроконечных  скуфеечках.
   Вот-вот взойдет солнце.Тишина и благолепие! Почему-то мне показалось, что это и есть картина Левитана «Над вечным покоем». Но оказалось это совсем не так.
 
     Вот под тем впечатлением я и  говорю: « Батюшка! Если придет в моей жизни трудный час, хотелось бы попасть в подобное место для  успокоения души и посильного труда в такой райской благодати и молитвах»

     Он незаметно усмехнулся и спокойно молвил - что вы Владимир Николаевич, заблуждаетесь.  Таких монастырей уже давно  нет. А те что есть,  ныне выполняют совсем другие функции.  Если ты приходишь в монастырь без денег, то будешь трудиться на тех,  кто пришел туда, а бывает просто укрылся от мира и своих неприятностей, с достаточными средствами. В зависимости от того сколько они принесли настоятелю,  им даются послабления в обязательных богослужениях, постах и других  церковных ограничениях. Все нужные требы и послушания за них исполняют те, кто пришел в монастырь без средств.
 
   И еще одно интересное его замечание. Вновь прибывший послушник принимается в обитель,  отстоящую не менее как на  800 км от его прежнего постоянного места жительства.  И у них ( руководства обители) нет никаких контактов с государственными структурами по поиску тех исчезнувших из обычной жизни людей. А те и не проявляют никакой инициативы в этой части.

    Я был совершенно поражен этой информацией. А по приезде в тот сельхоз техникум в пригороде Краснослободска обратил внимание Батюшки на расположенный рядом Свято Варсонофьевский монастырь. В кельях его перед войной было общежитие того самого техникума, где и обитал мой отец. А сейчас перед его воротами стояли в пластиковой упаковке пачки импортного кирпича и гофрированного металла.
   - Что это, Батюшка?
   - А это на ремонт и восстановление.  Бандиты, что пытаются замолить свои грехи  заваливают монастыри и церкви своими подаяниями-подачками. Думают, что этим спасут свои души.
    - А что же братия в этом монастыре? Принимает ли эти подаяния, зная их истинное происхождение?
    - Принимает. Их (насельников) здесь  всего-то восемь душ. Живут замкнуто. Но на эти подношения кушают вкусно и пьют сладко. Бог им судия!
 После этого у меня отпала всякая охота думать о жизни в тихой обители.
   Понял – ее сейчас бесплатной нет!

   На фото. Мой отец Ерофеев Николай Степанович. И настоятельница женского Пайгармского монастыря матушка Серафима. Лето 2001 года.

   


Рецензии
Удручающая картина.Очень жаль!

Галина Скударёва   17.07.2021 11:09     Заявить о нарушении
А жизнь не стоит на месте!

Владимир Островитянин   19.07.2021 16:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.