Есть ли тихая обитель?
Подсмотрел в новостях последних дней ролики о посещении В.В. Путиным монашеской обители на Валааме и еще на каком-то там острове… Навеяло. А все потому что есть и у меня подобная выстраданная тема.
Так получилось в жизни моего отца, что на склоне лет он испытал много разных несправедливостей, как по роду своей деятельности, так и в личной жизни. Боевой офицер-фронтовик, председатель колхоза по Сталинскому набору. Конечно коммунист. Школьный учитель. Преподаватель университета. Поздняя защита кандидатской диссертации. А на его кафедре руководит непотопляемый профессор, что пристраивал бестолковых, но симпатичных жен своих друзей с других факультетов и кафедр.
И в семье случилось непоправимое несчастье. А он в той ситуации был назначен главным виновником и отлучен от детей.
По этой причине и у меня с ним в личном общении состоялся значительный перерыв. Правда и жили мы далеко друг от друга.
Потом он как-то пришел к Богу. Сначала преподавал за «Спаси Господи» в духовной семинарии курс лекарственных растений - по специальности он ученый-ботаник. Потом пришел в монастырь. Не окончательно. Так как временами на своей городской квартире писал книги по специальности «биология».
Кстати его последнее издание о медоносах, а он был членом европейской академии пчеловодства, имело хороший отзыв митрополита Смоленского и Коломенского Кирилла. Ныне патриарха всея Руси. Этот документ с его собственноручной подписью ныне раритет в нашей семье.
А в женском Пайгармском монастыре мой отец имел свою келью, занимался озеленением и цветоводством на территории монастыря, работами в его подсобном полевом и огородном хозяйстве. Это было самое начало 2000-х. Я тогда восстановил с ним отношения и навещал иногда его там. И, порой, слышал его оценки монастырских порядков – дисциплина здесь строже чем в партии у коммунистов. Глубже эту тему он не развивал.
Скончался мой батюшка в 2006 году. И через год я с его другом и духовником протоиереем о. Алексеем (доктор богословия) повез по завещанию научную часть его библиотеки в Краснослободский сельхозтехникум (Мордовия). Он окончил его летом 1942 года и те выпускники в полном мужском составе ушли добровольцами в действующую армию.
Туда и обратно путь наш занял достаточно много времени и с Батюшкой мы, конечно, на разные темы беседовали. Я, в частности, рассказал ему о своем огромном впечатлении от увиденной недавно репродукции с картины. Какого автора – не запомнил! Просмотрел потом фото в интернете с картин Левитана, Шишкина, Серова, Поленова, Куинджи и… не нашел ничего похожего!
Но рассказываю о ней. Большую ее часть занимает лесистая гора за которой угадывается рассвет. Обширный водоем и здесь же на берегу маленький монастырь или скит. А на переднем плане на зеркале воды лодка, в которой два монашека с удочками по ее разным краям. В каких-то коричневых рясках и остроконечных скуфеечках.
Вот-вот взойдет солнце.Тишина и благолепие! Почему-то мне показалось, что это и есть картина Левитана «Над вечным покоем». Но оказалось это совсем не так.
Вот под тем впечатлением я и говорю: « Батюшка! Если придет в моей жизни трудный час, хотелось бы попасть в подобное место для успокоения души и посильного труда в такой райской благодати и молитвах»
Он незаметно усмехнулся и спокойно молвил - что вы Владимир Николаевич, заблуждаетесь. Таких монастырей уже давно нет. А те что есть, ныне выполняют совсем другие функции. Если ты приходишь в монастырь без денег, то будешь трудиться на тех, кто пришел туда, а бывает просто укрылся от мира и своих неприятностей, с достаточными средствами. В зависимости от того сколько они принесли настоятелю, им даются послабления в обязательных богослужениях, постах и других церковных ограничениях. Все нужные требы и послушания за них исполняют те, кто пришел в монастырь без средств.
И еще одно интересное его замечание. Вновь прибывший послушник принимается в обитель, отстоящую не менее как на 800 км от его прежнего постоянного места жительства. И у них ( руководства обители) нет никаких контактов с государственными структурами по поиску тех исчезнувших из обычной жизни людей. А те и не проявляют никакой инициативы в этой части.
Я был совершенно поражен этой информацией. А по приезде в тот сельхоз техникум в пригороде Краснослободска обратил внимание Батюшки на расположенный рядом Свято Варсонофьевский монастырь. В кельях его перед войной было общежитие того самого техникума, где и обитал мой отец. А сейчас перед его воротами стояли в пластиковой упаковке пачки импортного кирпича и гофрированного металла.
- Что это, Батюшка?
- А это на ремонт и восстановление. Бандиты, что пытаются замолить свои грехи заваливают монастыри и церкви своими подаяниями-подачками. Думают, что этим спасут свои души.
- А что же братия в этом монастыре? Принимает ли эти подаяния, зная их истинное происхождение?
- Принимает. Их (насельников) здесь всего-то восемь душ. Живут замкнуто. Но на эти подношения кушают вкусно и пьют сладко. Бог им судия!
После этого у меня отпала всякая охота думать о жизни в тихой обители.
Понял – ее сейчас бесплатной нет!
На фото. Мой отец Ерофеев Николай Степанович. И настоятельница женского Пайгармского монастыря матушка Серафима. Лето 2001 года.
Свидетельство о публикации №217071501140