Статья о творчестве Менандра
(ок. 342 – 292 г. до н. э.)
Менандр родился в Афинах, происходил из знатного рода. По словам древних биографов, «был человеком блестящего рода и блестящей жизни». Известно высказывание античного историка: «О Менандр и жизнь! Кто из вас кому подражал?!»
Поэт был дружен с философом Эпикуром. Философия Эпикура отчасти присутствует в произведениях Менандра («Брюзга»). Эпикур утверждал, что познание природы освобождает человека от суеверий, а также от боязни смерти. Это освобождение необходимо для счастья и блаженства человека, сущность которых составляет удовольствие, одновременно достигаются спокойствие и невозмутимость.
Также древние авторы указывают на его тесную связь с известным политическим деятелем, философом и оратором Деметрием Фалерским. Менандра хорошо знали во всем эллинском мире. Он написал более ста комедий, но по свидетельству древних историков, одержал победу на драматических состязаниях только восемь раз.
Менандр является практически единственным представителем жанра новой аттической комедии, произведения которых дошли до нас. Новая аттическая комедия долгое время была известна лишь по римским обработкам Плавта и Теренция, и только в начале 20 века, благодаря находке в Египте, были найдены и опубликованы подлинные тексты Менандра (две трети комедии «Третейский суд», половина комедии «Остриженная»). В 1958 году была напечатана единственная полностью сохранившаяся пьеса Менандра «Брюзга». Ее нашли в 1956 году.
Жанр новой аттической комедии отразил перемены в общественном сознании и социальном укладе, которые произошли в Афинах в 4 веке до н. э. после утраты ими ведущей политической роли в эллинском мире, а затем, и политической самостоятельности. Эти изменения привели к коренным переменам в театре: приходит в упадок жанр трагедии, меняет свой характер комедия, утрачивая политическую направленность и сатирическую окраску, превращаясь в чисто бытовую комедию характеров.
Комедии Менандра – это семейные бытовые драмы. Легкомысленный юноша, соблазненная им девушка, их родители, гетеры, хитрые находчивые рабы – таковы действующие лица его сложных по фабуле комедий. Тонко подмеченные черты быта, яркие индивидуальные характеристики действующих лиц, стремление подчеркнуть положительные стороны даже у таких традиционно-отрицательных персонажей, как гетеры и сводники, - характерные черты комедий Менандра. Он выступает в них как защитник человеческой личности, любящей и страдающей, доброй по природе, хотя и совершающей много плохого. Окончания комедий Менандра счастливые. Его произведения далеки от политической тенденциозности комедий Аристофана. Герои Менандра живут и действуют в своих маленьких мирках среди семейных и любовных переживаний.
В шестидесятые годы открыта и опубликована новая комедия Менандра «Дисколос» («Угрюмец»), сохранившаяся на папирусе почти полностью. Она принадлежит к ранним произведениям поэта и содержит намеки на протест против несправедливости.
Если рассматривать сюжетные стороны комедий поэта, то они очень простые. Рассмотрим комедию «Брюзга» (комедия имеет и другое название «Человеконенавистник»). Брюзга Сострат, раньше жил с женой, которая его покинула из-за его невыносимого характера, оставив ему красавицу дочку. Сострат очень любил свою дочь и ни кому не хотел отдавать ее в жены. Но, однажды, по нелепой случайности, он провалился в глубокий колодец. Откуда его вытащил, влюбленный в его дочь, юноша. И с этого момента Сострат превратился в доброго человека: выдал дочь замуж, помирился с женой.
По словам древних его биографов, Менандр поставил эту пьесу на Ленеях и одержал победу. В главной роли выступил Аристодем из Скарфы.
Менандр пользовался в античности огромной популярностью, очень широко были распространены сборники его изречений (цитат из комедии). Комедия Менандра оказала большое влияние на последующее развитие драматургии.
Свидетельство о публикации №217071501554