Статья о творчестве Аристофана

В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников античной Греции. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов классического периода. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

Аристофан (ок.446 - 385 г. до н.э.)
Аристофан представитель жанра древнеаттической комедии. Его биография неизвестна.
Древнеаттическая  комедия, получившая развитие в Аттике в пятом веке до нашей эры во многом сохраняет фольклорные черты. Они свидетельствуют о происхождении жанра комедии из обрядов древнего земледельческого культа бога плодородия. Обряды сопровождались ритуальными действиями. Эта комедия носила ярко выраженный общественно-политический характер, в которой находили отражение проблемы внутренней и внешней политики, литературные вопросы эпохи. Она затрагивала взгляды свободного аттического крестьянства. В древнеаттической комедии была сохранена структура старинного фольклорного представления: хор, делящейся на два полухория, между которыми происходит состязание, обязательный спор (агон) между двумя главными персонажами, балаганные сцены, начинающие и завершающие комедию, публицистическая часть (парабаза), не связанная непосредственно с сюжетом комедии и представляющее прямое обращение автора к зрителю. Надо еще дополнить, что если в трагедиях хор состоял из 15 человек, то в комедиях  - из 24. Актеров обычно было не более трех, иногда допускался и четвертый. Каждый из актеров обычно исполнял несколько ролей. Все роли, в том числе женские, исполнялись мужчинами. Актеры выступали в специальных  масках, черты лица и выражения  которых отвечали характеру данного персонажа. Персонажи комедии выступали в шутовском наряде, придававшем фигурам нарочито уродливые формы.
По свидетельству историков, Аристофан написал сорок четыре комедии, из которых сохранилось одиннадцать. Он единственный представитель жанра древнеаттической  комедии, произведения которого дошли до нас. Его литературная деятельность совпадает с Пелопоннесской войной (431 – 404гг. до н. э.),  между Афинами и Спартой, в которой Афины потерпели поражение. Война разоряла аттическое крестьянство. Поэтому именно крестьянство было главной силой, выступающей против войны, и комедии Аристофана откликаются на эти настроения. Он обрушивался с беспощадной критикой на популярных демагогов, представителей городского  демоса (Клеона, Гипербола).  Призывы к миру звучат в трех из сохранившихся комедий, написанных  в разное время, - «Ахарняне», «Мир», «Лисистрата». В комедии «Всадники» Аристофан критикует политическую сторону афинской демократии в период войны. Идеологические аспекты афинской действительности – софистские учения, подвергаются критике в комедии «Облака». Имя главного героя комедии – Сократ, не надо путать с именем философа Сократа, который тоже был против софистов. Хотя, некоторые исторические источники говорят и о том, что Аристофан высмеивал и философа Сократа.
В комедии «Лягушки» поэт обращается к проблемам искусства. Он считает, что роль трагедии состоит в воспитании гражданского сознания и воинской доблести. Аристофан отдает предпочтение трагедии Эсхила как поэзии гражданственной и патриотической и осуждает поэзию Еврипида.  Сюжеты комедий Аристофана отличаются исключительной творческой фантазией. В качестве хоров в своих комедиях он выводил не только людей, но также птиц, ос, облака. Язык его комедий очень красочный, образный, изобилует остроумными и насмешливыми сравнениями.
Со временем политическая острота комедий Аристофана ослабевает, и он переходит к социальным вопросам. В своей последней комедии «Богатство» он приходит к пессимистическому выводу о невозможности справедливого распределения богатства и всеобщего благоденствия в условиях рабовладения. В этой комедии происходит изменение и структуры представления: исчезновение хора, появляются бытовые характеры и ситуации. Это произведение свидетельствует о переходе к средней аттической комедии.


Рецензии