Ёжик путь найти поможет...

Август. Скоро в школу! Да, именно так, с восклицательным знаком произносят эту фразу в конце лета 80% учеников, а остальные 20% просто стесняются об этом сказать вслух. Вечерами рассматриваются тетради и учебники, примеряется новый рюкзачок, строятся планы на будущее по предметам, в том числе, и по математике. Проходит месяц, а, иногда, несколько учебных дней, и вот уже глаза с тоской смотрят на часы: «Скорей бы звонок», появляются первые двойки за невыполненное домашнее задание, накапливается непонятый материал, появляется непреодолимое желание прогулять тот или иной урок.
Сколько раз в своей педагогической практике я сталкивалась с тем, что ученик, на уроке не понимающий, куда же поставить в ответе ЗАПЯТУЮ (из-за этого и проблемы дисциплины, и т.д., и т.п.), терпеливо и корректно объясняет мне , как выбрать дрова для костра, как грамотно спускаться с горы на лыжах. Не критикует, и даже тени усмешки и недовольства не вижу в его глазах. Наоборот, подбадривает и верит в то, что все у меня получится.
А нам, ПЕДАГОГАМ, слабо так же обращаться с  учениками? Искать разные приемчики, чтобы позволить им чувствовать себя комфортно на уроке и достойно зарабатывать хотя бы три балла. И, самое главное, не ощущать себя ущербными. Как сделать  процесс усвоения полезным и значимым для учащихся с ограниченными возможностями здоровья?
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»,«Иван рубил дрова, Варвара топила печь», «Это я знаю и помню прекрасно», «Уж замуж невтерпеж», «Ежик путь найти помоЖет - скорость на время надо УМНОЖИТЬ» и т.д. Каждый из нас, читая эти предложения, вспоминает спектр цветов радуги, число ПИ, падежи, формулу. Такие методические приемы позволяют разнообразить учебный процесс, вовлекают в него большинство учеников класса.
В журнале «Математика в школе» нашла правило в стихотворной форме – дело с запятой при сложении  пошло на лад. Дальше сама начала придумывать рифмованные правила.
Гарри Лорейн в своей книге «Как развить сверхмощную память» утверждает, что «…Способность запоминать может развить в себе каждый, кто попробует усвоить определенные мнемонические правила. Все сводится к формированию ассоциативных пар, связывающих понятия…. Нелепые , причудливые, изощренные и вообще далекие друг от друга образы создают самые надежные ассоциации…»
Нижеприведенные рифмованные правила и мнемонические приемы позволяют оживить атмосферу на учебных занятиях, помогают устойчивее запомнить определенные математические алгоритмы.


Некоторые «несуразицы», позволяющие ассоциативно запомнить формулу косинуса разности двух углов  Cos(;-;)=cos ; cos ; + sin ; sin ;
Эту формулу надо уметь доказывать. Остальные из нее выводятся. Помогают вспомнить доказательство окружность единичного радиуса (тригонометрическая окружность) и следующее предложение: «Скалярное произведение передает привет, КОСИНУСУ РАЗНОСТИ дает ответ».
«Коси коса плюссини…» COSi COSa плюс(+) SINi … (формула вспоминается быстро).

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел:
Складывая числа, я смотрю на знаки:
Знаки мне о многом говорят!
-(минус) дружба – (минус) , и в ответе -   (минус)               
(Модули прибавлю, будет все о’кей!)
- (минус) спорит с + (плюсом), + (плюс) ворчит на – (минус)
Кто из них главнее? Ну-ка, отними!
И «ХОЗЯИН-барин» знак в ответе ставит,
И ПЯТЕРКА весело в мой дневник летит!
Слабо? -(-7)-(-(-3))-5+2+(-6)-(-(-6)+3)-5-(-8)+1=?

Формула пути и скорости:
(помогает  детям запомнить следующие формулы)
Ёжик ПУТЬ найти поможет,
СКОРОСТЬ на ВРЕМЯ надо умножить.
(буква Ж – намек на действие )
Однажды ко мне в 5-м классе подошла после уроков девочка с просьбой помочь решить задачу. В глазах – такая тоска.
Умираю от тоски –
СКОРОСТЬ надо мне найти.
ПУТЬ на ВРЕМЯ разделю,
Эту тему полюблю!

Сокращение дробей:
Если я читаю как ПРОИЗВЕДЕНИЕ,
Значит, может следовать дроби СОКРАЩЕНИЕ.
ОБЩИЙ МНОЖИТЕЛЬ найдем,
Дроби сократим с умом.

Деление десятичных дробей:
Запятая в делителе нам не нужна,
На сколько знаков она «пошла»?
Целая часть делится,
Запятая ставится.
Дальше деление делается,
И это нам очень нравится!

Умножение десятичных дробей:
Чтобы правильно умножить,
Надо мудро поступить,
И про эти запятые
Нам сначала позабыть.
Числа верно перемножил?!
-Запятая, место знай!
И ее на сумму знаков
Смело влево ты сдвигай.
-Сумму знаков как найти?
-На примерчик посмотри!

Сложение и вычитание обыкновенных дробей:
Дроби хочешь ты сложить
и пятерку получить?
Н.О.З скорей найди,
Дроби ты к нему сведи!
Числители складывай, дружок,
И получишь пирожок.
Н.О.З. – наш господин,
Он всегда, всегда один!
А умножить дроби как?
- О, совсем, совсем не так!

Умножение и деление чисел с разными знаками:
Умножать я не боюсь,
-(минус) на - (минус)будет +(плюс)!
-(минус) на +(плюс) или +(плюс) на -(минус)
какая разница, будет -(минус)!
СклаДываю — ДА!    пр.  -5-5   читаем  минус пять ДА минус пять
УмНожаю — НА!       пр.  -6*4 читаем   минус шесть НА четыре
Правила не путаю!
«НА когда ДА!»

Сложение десятичных дробей:
(из журнала «Математика в школе», автору этих строк – спасибо!)
Складываю я или вычитаю,
Запятую по линейке проверяю!

Признаки делимости на 2, 10, 5, 3, 9:
Я смотрю, смотрю на число:
-На что же делится оно?
-Последнюю цифру надо взять,
Если на 10, на 2 или 5!
-А если на 9 и на 3 ?
-Сумму цифр тогда смотри!

Сравнение положительных и отрицательных чисел:
Координатная прямая поможет числа нам сравнить.
Какое больше, то П Р А В Е Е !
Л Е В Е Е - меньше, стало быть

Решение линейных уравнений:
3*(2х – 4) – 5*(-7 – 6х) = -3+ (3 – 2х) – (-8 – 8х)
Дали тебе уравнение решить:
если есть скобки, их надо раскрыть!
6х – 12 + 35 + 30х = -3 + 3 – 2х +8 +8х
Кто заблудился?А, ну-ка, домой!
6х – 12 + 35 + 30х = -3 + 3 – 2х + 8 + 8х
ЗНАК свой забудь, п о м е н я й на другой!
6х + 30х + 2х – 8х = + 12 – 35 – 3 + 3 + 8
Слева- считаем, справа- считаем,
Правило грамотно мы применяем.
30х = -15
Что же осталось нам совершить?
Верно, на КОЭФФИЦИЕНТ РАЗДЕЛИТЬ.
30х = -15/: 30
х = -0,5
КОРНИ нашли, УРАВНЕНИЕ решили,
И про ОТВЕТ мы с тобой не забыли.
Ответ: х = - 0,5
Сомнение гложет? Проверка поможет!

Ар. Гектар:
Одна сотка-это ар, сто квадратных метров.
Сто на сто умножить? Да!
Десять тысяч –это ГА.
Метры квадратные не забываю,
Это же ПЛОЩАДЬ – я понимаю!

Площадь четырехугольников:
Площадь найти проще простого:
Длины двух отрезков перемножить –
Вот и все готово.
Отрезки ищем мы с умом,
Пересекаются они под ПРЯМЫМ УГЛОМ.

Площадь трапеции:
-Эй, трапеция, привет! Ты про площадь дай ответ.
-Основания гляди, среднюю линию найди
И умножь на высоту: вот и все про площадь ту.
-Средняя линия трапеции  понадобилась нам?
-Основания прибавим и поделим пополам.

ПЛОЩАДЬ круга найти я рад,она будет - ПИ ЭР КВАДРАТ.
КВАДРАТ гипотенузы равен сумме квадратов КАТЕТов.
КАТЕТ, лежащий напротив угла в 30 градусов в два раза меньше ГИПОТЕНУЗы.
ГИПОТЕНУЗА прямоугольного треугольника является диаметром описанной около него ОКРУЖНОСТИ.
У ОКРУЖНОСТи - длина (2 ПИ ЭР),а у круга – ПЛОЩАДЬ...ПЛОЩАДЬ круга найти я рад...      


Рецензии