Идеальный начальник

Начало 90-х.
 
На волне развала Советского Союза вышли из тени «цеховики», преобразовав в кооперативы уже давно и успешно существующий подпольный бизнес. В одном из таких кооперативов мне и довелось работать.

Кооператив был по производству обуви. Пришлось на ходу переквалифицироваться из мастера индивидуального пошива легкой женской одежды в обувщика. По логике вещей швея должна сидеть за швейной машиной. Не тут то было. Меня привлекла специальность закройщика верха обуви.
 
Честно скажу, работа не из легких. Ручной крой по коже и меху физически довольно непростая штука, но мне нравилось, и я получала огромное удовольствие от работы. Материальная сторона тоже была на высоте, такой высокой зарплаты, в эпоху развитого социализма я не получала никогда.

Девочка я ответственная, трудолюбивая и до тошноты пунктуальная. Наверное, именно эти качества и сподвигли руководителя кооператива назначить меня, 24-х летнюю пигалицу, начальником цеха.

С этого момента и начинается все самое интересное.

В рамках своих обязанностей мне приходилось помимо непосредственно координирования работы цеха еще, и общаться с большим количеством народа. Это и реализаторы, приезжающие за готовой продукцией, и поставщики сырья и материалов, естественно и контролирующие органы, включая и рэкетиров.

Конкуренты тоже не оставались без моего внимания. Хотя и конкурентами в полной мере их назвать нельзя. Скорее смежные предприятия. Всех начальников кооперативов в своем районе и не только, я знала в лицо и по имени и отчеству.

Это трудный период времени подарил мне знакомство со многими замечательными людьми, большими мастерами, виртуозами своего дела.

Самым удивительным директором был Марк Михайлович Линевич. С этим человеком меня познакомил мой директор кооператива. С Марком Михайловичем они были старыми добрыми друзьями.
 
Свое предприятие, М.М. Линевич организовал на базе центра профориентации молодежи.
 
Были такие центры еще в СССР, где школьники могли ознакомиться с рядом специальностей, востребованных в народном хозяйстве, и определиться с выбором профессии в будущем.

 Я всегда говорила, говорю и буду говорить, что еврейский мозг изначально устроен по другому принципу.

 Все гениальное просто.
 
Прекрасная материально-техническая база и помещение – это учебно-производственный комбинат. Цех выпускает продукцию, при этом не нужно прятаться - все совершенно законно. При этом мастера «золотые руки», которые на обувном деле не одну собаку съели, обучают молодежь нужной и полезной профессии, получая зарплату в учебном комбинате и, естественно, за саму выпущенную продукцию, но уже по другой ведомости.

Приезжать к Марку Михайловичу по делам было одно удовольствие. Такого открытого и радушного человека было еще поискать.

Многие тонкости обувного дела были для меня в новинку, и обращаться за советом и помощью к Марку Михайловичу приходилось довольно часто.

 Производственное помещение у него было очень большое. Попасть в кабинет директора можно было, только пройдя через весь цех.

Была у Марка Михайловича хорошая привычка, проходя через цех к своему кабинету, он общался со всеми сотрудниками.

- Лена, как твой сын в институт поступил? Василий Петрович, как ваша дочь себя чувствует, какие нужны лекарства, если что, не стесняйтесь,  говорите что нужно? – так начинал свой рабочий день Марк Михайлович.

Марк Михайлович остался в моей памяти как идеальный руководитель, которого интересовало не только количество и качество выпущенной продукции. В каждом сотруднике он видел, прежде всего, человека, со своими проблемами и переживаниями.

Прошли годы. Сильно изменилась страна и люди в ней. Мы превратились в бездушные машины, борющиеся за выживание.

Сейчас мой начальник младше меня, практически вдвое, общается со мной СМС-ми, не считая нужным позвонить по телефону. С Новым Годом, 8-м Марта и Днем Рождения поздравляет только один из сотрудников, мой ровесник.

Обидно, что в гонке за выживание, мы утратили, наверное, самое важное, что делало нас людьми – это способность переживать, сочувствовать, интересоваться настроением людей, которые нас окружают.
 
Надежда умирает последней. Я все еще надеюсь, что где-то сохранился этот утраченный вид – идеальный начальник, руководитель с человеческим лицом.

Раз, два, три, четыре, пять – я иду тебя искать…


Рецензии
"Мы превратились в бездушные машины, борющиеся за выживание."

"Я все еще надеюсь, что где-то сохранился этот утраченный вид – идеальный начальник..."

Как же все знакомо!
Понравилось!

Зайчикова Людмила   15.02.2019 15:49     Заявить о нарушении
Людмила, большое спасибо за отзыв!

Лариса Бородина-Маковоз   15.02.2019 21:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.