Дон Жуан Моцарта первый парень на деревне или не т

"Дон Жуан" Моцарта: первый парень на деревне или не тяни кота за хвост!
Историческая сцена Мариинки, 12 июля.
Играть и петь Моцарта без веселья и легкой чертовщинки - дело провальное! Его оперы полны юмора, бесхитростного плутовства, изящной легкости, порой, бесшабашной бравады и отчаянной лихости. Как опера "Дон Жуан". Два искателя приключений - Дон Жуан и Лепорелло. Первый ненасытен в любовных интригах, получает удовольствие, проворачивая свои свидания под носом к женихов и мужей. Его забавляет опасность, влекут и нежные чувства, которых он добивается от объектов своих амурных развлечений, и плотские утехи. Эпатаж, нарушение устоявшихся правил, "шокирование публики", как сказали бы сейчас, – вот кредо Дон Жуана. Лепорелло попроще, но и ему лавры хозяина покоя не дают!
Мрачно-циничный Дон Жуан без блеска куртуазности и неотразимой обольстительности - это нонсенс! Я понимаю, что сегодняшним оперным режиссера наплевать на эти тонкости, впрочем, как и многим зрителям. Чего еще ждать после триумфа сериала про Факеров (думаю, многие и не догадываются, как это переводится!)? Интеллектуальный век уходит в прошлое, уступая место прагматичной приземленной вседозволенности: соблазнил, убил, взял силой, обманул - никаких нюансов и поправок на историческую эпоху (эх, принцип историзма, где ты? А о нем знал каждый советский студент!).
Нынешний ловец женских сердец, Дон Жуан (Евгений Никитин) был не весел и не игрив, даже не обаятелен. Брутальный мужчина, мечта городских домашних девушек. Ничего романтического, никаких красивых ухаживаний, никакого сердцедробительного обаяния!  Что находили в таком легендарном обольстителе легионы (1003!) женщин всех сословий, не ясно. Ну, просто Скарпия, переодетый Дон Жуаном! Я не могла отделаться от ощущения в сцене его заигрываний с Церлиной, что нахожусь в российской глубинке, где деревенский ухажер на завалинке  старается «обаять» простушку из соседнего села и затащить на сеновал. Ну, тракторист и тракторист – первый парень на деревне, только гармони не хватает! Тем более, что режиссер-постановщик Йоханнес Шааф стилистически отсылает нас к сельскому клубу  и танцулькам в сцене празднования свадьба Церлины и Мазетто: и манеры, и костюмы, и танцы – все оттуда!  Еще и облачение невесты напоминает украинский национальный костюм с венком и лентами. Так что хлопцы и гарны дивчины в коротких платьях, вплоть до мини, были налицо! При этом остальные герои расхаживали по сцене в длинных платьях и британских колониальных военных мундирах. Чудны дела твои, господи!  Самолюбование, циничный прагматизм, расчетливость преобладали у Дон Жуана над жаждой острых ощущений, легкомысленностью и куртуазным обаянием. Верхом безвкусицы и извращенности стала финальная сцена ужина, на который пригласили Командора. На обеденном столе, как покойница перед похоронами, лежала девушка в белом платье и с венком на голове, правда, живая (на премьере, говорят, она лежала голая). Хотя все это воспринималось цитатами из  ужасного рассказа Вл.Сорокина «Настенька», из советского фильма по Гоголю  «Вий», а также из киноленты «Маленький гигант большого секса» – все в одном флаконе!  И это было обидно, уж кем-кем, а пошляком Дон Жуан не был! Он искал эмоций, хотел, чтобы всегда было интересно, и заигрался! Нашелся на него его Командор, который жил по другим правилам! И пресек его победное шествие по женским душам!
О, женщины, в сегодняшнем спектакле! Это даже не песня! Это стон, что песней зовется! Такого я давно в Мариинке не слышала! А ведь шла на Альбину Шагимуратову, которая, говорят, заболела, и ее заменили на Викторию Ястребову (Донна Анна). Вместе с Младой Худолей (Донна Эльвира) и Виолеттой Лукьяненко (Церлина) она сделала оперу еще комичней. Слушая их пение, я вспоминала две фразы. «Верхи не могут, а  низы не хотят» и «Не тяни кота за хвост!»  Причем, к Церлине это относилось в меньшей степени, она и звучала временами совсем неплохо, и играть пыталась. Донна Эльвира переигрывала: билась в истерике, каталась по полу, заламывала руки. Донна Анна двигалась по сцене как черная тень из потустороннего мира, пела замогильным голосом, превращая очаровательного искрящегося Моцарта в роковых русских оперных классиков.  Но вокал от этого не становился лучше! Как пошутила одна знакомая, тоже побывавшая на спектакле: «От них пришли в ужас Никитин с Петренко, Никитин даже главную арию пел невнятно...». Хотя мужчины, как раз, иногда радовали вокально. Меня покорила серенада Дон Жуана и пиццикато аккомпанирующего оркестра. Совсем по-моцартовски нежно и плавно звучал голос Евгения Ахмедова. Несколько арий были спеты очень достойно, за что певец был сразу же вознагражден публикой криками «Браво!». Неплохо звучали и ансамбли, особенно впечатлило финальное моралите.
Но больше всего понравился сегодня оркестр и дирижер Даррелл АНГ. Моцарт был сыгран изящно, выразительно, дружелюбно по отношению к артистам. А вокально у большинства певцов Моцарт превращался в кого угодно, только не в Моцарта. Петь его надо уметь. Временами и у «дам» прорезывались хорошие вокальные фрагменты, пока они не подрезали верхи или низы. А Дон Оттавио Евгения Ахметова был традиционно благовоспитан.
Когда после смерти Дон Жуана все герои счастливые отправились под ручку по своим делам, я тоже вздохнула с облегчением. Моцарта слушать приятно, когда он исполняется как «заводная» музыка увлеченными участниками. Вспомнила, как играли и пели Моцарта в Вене. И захотелось снова увидеть этих подпрыгивающих на стуле от избытка чувств музыкантов, улыбающихся друг другу и самим себе при исполнении Моцарта. Веселых певцов, с удовольствием поющих арии народного композитора Австрии. Потому что Моцарт «через силу», это то еще испытание! Не для слабонервных! Очень напрягает!


Рецензии