Покупка козы
Покупка козы.
Фантазёр Григорий надумал купить козу. Почему фантазёр? Судите сами: всю жизнь прожил в городе, двадцать лет проработал токарем на заводе, а на закате расцвета сил решил перебраться в село. Ну и кто он после этого? Поменять асфальт на бездорожье, супермаркеты на привозную лавку, театры на посиделки мог только фантазёр. Спрашивают его: «Чего ты так решил круто поменять свою жизнь?» Он начинает рассказывать о природе и чистом воздухе. Где он этого набрался? Селяне посмеиваются: «Ничего помыкается с год, увидит, что здесь змеи по огородам ползают, в траве клещи таких Григориев поджидают, комары вечером выйти с дома не дают, то побежит без оглядки в свой город». Но Григорий оказался упрямцем и решил основательно осесть в селе. Заимел собаку, кота, петуха с курочкой и гусака с гусыней. Дело осталось за козой. Вот тут мы и подходим к основе рассказа, то есть продолжим то, с чего начали. А начали мы с того, что фантазёр Григорий надумал купить козу. Не просто козу, а дойную. И не просто дойную, а молодую, чтоб лет восемь её доить. Такая коза была у бабки Татьяны. Именно к ней и отправился наш желатель козьего молока. Встретил он её возле её двора, где она на лужайке выпасала своих коз.
- Здравствуйте, баба Татьяна! – Приветствовал он, увлечённую своим занятием, старушку.
- Ась? – Ответила та.
- Здравствуйте, говорю!
- Ась? – Повторила бабка.
- Козу хочу купить. – Перешёл к делу Григорий.
Бабка засияла и подобрела.
- Купи мил человек. Какую хочешь козу?
- Мне б двухгодовалую и дойную.
- Есть такая. Пятьдесят гривен.
- Так я за деньгами и через час буду у вас.
На том и разошлись, а через час встретились. Бабка Татьяна уже не улыбалась, а, сморщив нос и сузив глаза, начала рычать. Именно рычать.
- Что ж это вы, мил человек решили дурить старую женщину? Что ж это вы себе думаете? Вы думаете, что раз городской, то умный и хитрый? Старую бабу решили обобрать?
Григорий, потрясённый услышанным и увиденным, потерял дар речи. Действительно, не каждый день на него рычали и махали перед носом клюкой. Да и, честно сказать, бабка Татьяна никогда красавицей не была и с годами делалась страшнее и страшнее. Селяне до сих пор удивляются, как это Григорий вообще решился к ней подойти. Между тем старуха продолжала наступление.
- Ты аферист! Вор! Безбожник! Тьфу на тебя.
- Да в чём же моя вина? – Наконец-то выдавил из себя Григорий.
- Ты еще спрашиваешь, Ирод? Ты хотел мне всунуть пятьдесят гривен, тогда как в городе такая коза стоит восемьдесят. Меня соседка Зина поставила в известность. Так что меня не проведёшь.
- Так вы же сами назначили цену.
Тут бабка присела и зарыдала.
- Я бедная женщина и несчастная, - неслось сквозь плачь. – А ты Ирод решил этим воспользоваться.
Потом плач прекратился, слёзы высохли, и бабка дала последнее слово.
- Восемьдесят гривен и ни копейкой меньше.
Желание иметь козу у Григория было таким огромным, что он дал согласие. Только попросил три дня, чтобы собрать нужную сумму.
Через три дня Григорий снова предстал перед бабкой Татьяной на той же лужайке. Правда, было отличие. У него в руках было восемьдесят гривен, а бабка Татьяна и не улыбалась, и не злилась. Её лицо вообще ничего не выражало, а это означало, что она что-то крутила себе в уме.
- Вот деньги! – Крикнул ей Григорий без всякого «здрасте». – Давайте козу.
Бабка пришла в себя.
- Постой, мил человек. Сколько денег?
- Восемьдесят гривен. Как договаривались.
- Э нет. Зина сказала, что в городе коза стоит восемьдесят без доставки. А с доставкой сто. Давай посчитаем. Ты едешь в город и платишь пятнадцать гривен. Так? Так. Обратно заплатишь столько же. В автобусе за козу платить как за человека. Сколько это выходит? Сорок пять гривен. А сколько разом? Сто двадцать пять гривен. Я немного уступлю и возьму всего сто двадцать. Вот моя цена.
У Григория округлились глаза, и раскрылся рот. Назвать это удивлением было бы не правильно. Это был шок. А бабка продолжала.
- Соглашайся, мил человек. Это не дорого – раз, без лишних забот – два. Да и где ты найдёшь лучше и дешевле, как не у меня?
Тут Григорий пришёл в себя и разразился матом.
- Да провалитесь вы пропадом: ты и твоя коза!
Тут дар речи потеряла бабка Татьяна. А Григорий, высказав всё, что он думает о ней, обозвав её каргой и ведьмой, удалился скорым шагом к себе домой.
Прошла неделя. Как-то ранним утром Григорий вышел на улицу и натолкнулся на бабку Татьяну.
- Ну уговорил, будь по-твоему. – Залепетала бабка.
- Что должно быть по-моему? – Удивился или придурился Григорий.
- Давай сто десять гривен и забирай козу.
Григорию показалось, что у него сейчас вырастут рога и клыки и он загрызёт эту старушку. Но он взял себя в руки и решил действовать её оружием.
- Позвольте. Я знаю, что в городе у козы есть паспорт и медицинская справка. А у вашей есть? Нет. А только справка стоит двадцать гривен. Паспорт же и того больше. Всего гривен пятьдесят. Ну-с, сколько это получается? Шестьдесят гривен стоит ваша коза.
- Да это же грабеж! – Закричала бабка Татьяна. – Может в городе и ходят козы с паспортами, так мы ж не в городе. На кой моей Милке паспорт если и так все знают, что она Милка.
- Ничего подобного. Все должны иметь паспорт. Вот если я надумаю взять козу с собой в город, то кто её впустит туда без паспорта?
- А зачем ездить козе в город?
- Потому, что она будет у меня цирковой звездой. Поэтому делайте ей паспорт, делайте ей медицинскую справку и приходите. Я куплю за сто десять гривен.
Бабка не солоно хлебавши, удалилась, а через пять дней вновь явилась.
- Мил человек, будь по-вашему. Отдаю вам козу за восемьдесят, а вы уж сами позаботьтесь о паспорте и справке.
Григорий вошел в азарт и решил продолжить игру.
- Э нет. Если вы продаёте козу, то это значит, вы занимаетесь предпринимательской деятельностью. А налоги вы платите? Нет. Сами закон нарушаете и меня под монастырь подвести хотите. Штраф за покупку козы без налога, знаете какой? Поэтому я могу купить её только за пятьдесят гривен. Всё! Это последняя цена. А нет, так несите справку с налоговой. И не забудьте за паспорт и справку с ветеринарной службы.
Теперь наступила очередь бабки Татьяны разразиться матом. Тут досталось всем: и правительству, и ветслужбе, и паспортному столу. Для Григория слова не подбирались и «козлина», «чурбак» были самыми мягкими.
На том и разошлись. Но только на неделю. Через неделю до бабки дошло, что синица в руке лучше, чем журавль в небе. Она согласилась отдать козу за пятьдесят гривен и мечта Григория сбылась. Село ещё месяц перешёптывалось, обсуждая такую долгую сделку. Потом история забылась, а поговорка «Первое слово дороже второго» прочно укрепилась в головах.
Свидетельство о публикации №217071500565