1979 - 84 Вагончик жизни

 Ранние детские воспоминания словно призрачный вагончик, удаляющийся куда- то в темноте. Но  движется   он не по рельсам , а  как воздушный корабль бороздит небесное пространство.  Я лечу, пытаюсь его догнать и успеваю заглянуть в его окошки . Окна в прошлое.

   Один год.

Я лежу на кровати , вернее на двух рядом стоящих кроватях, такого чуда в нашей квартире больше не было. Две кровати рядом , надо же..Большие спинки кроватей  из темного дерева. На стене в красивой золоченной раме репродукция картины -"Зимняя дорога". Я смотрю на нее, потом переворачиваюсь на живот и начинаю шевелить руками и ногами - так словно я плыву в воде .Темно- бордовое гобеленовое покрывало создает своими складками волны. Звонок в дверь . Это пришла моя шестилетняя двоюродная сестра Лена  с родителями , они принесли мне  подарок в большой синей коробке. Разноцветный барабан. Одним своим видом он создавал атмосферу веселья. Яркие треугольники красных и желтых цветов украшали его боковую поверхность..Я любила стучать по всему что попадалось под руку и имело звуковую привлекательность, например, перевернутые кастрюли и керамические вазы, а теперь у меня Ба-ра-бан!

  Мне четыре. Другой вагон.

 На улице сильная гроза и раскаты грома. Дождь. Время - около одиннадцати часов вечера. На столе в трехлитровой банке стоит большой букет сирени и пестрых тюльпанов. Для меня этот букет на всю жизнь остался в памяти как знак тревоги. Дверь на балкон приоткрыта и мы с бабушкой слушаем шаги, изредка шлепающих по лужам людей. Её безграничное беспокойство до исступления -передаётся и мне. Становится страшно. Мы ждем мать. Пошел двенадцатый час , бабушка , Тоня поставила табурет возле входной двери. Сидит смотрит впереди себя и практически не моргает  лишь кусает свои губы. В уголках рта кровь уже начинает засыхать..

 Мне шесть.

Сегодня вечером меня ведут в гости, по этому случаю мать одевает меня сама. Белые вязанные штанишки я любила. Они были не колючие, скорее такие нежно-мягкие. Поэтому одела их с удовольствием, хотя на улице стояло лето. Первый раз я оказалась в мастерской какого то важного художника по фамилии Ахунов. Михаил Федорович. На самом деле звали его Масабих ФАТХУЛИСЛАМОВИЧ. При входе я обратила свое внимание на интересные часы. Это был сковоречник в виде домика, внизу на цепочках висели шишки и раз в час  появлялась кукушка и громко прокукукивала. Естественно, для ребенка стрелки подвели, чтобы удивить этим чудом.
 Я росла среди подрамников , холстов,  запаха краски и сигарет..Но тут - этого было во много раз больше.
Потолки настолько высокие , что мой голос отдаётся эхом. Окна громадные  с бархатными темными зелеными  занавесками. На запыленных подоконниках стопки книг, так же покрытых пылью и старинные подсвечники. В атмосфере творческих встреч, ребенок предоставлен сам себе, поэтому я несколько раз обошла весь зал. Там была другая реальность, вроде наше время, а вроде ты где то в прошлом. Сквозь полумрак мастерской  со стен на меня смотрели десятки глаз людей ,которые , благодаря , художнику увековечились в полотнах. В этом особом освещении в картинах преобладали темно зеленые синие и серые оттенки. Внутри зала было два внутренних балкона, на одном стоял литограф - это такой большой стол на котором сверху был прокатный вал, а сбоку колесо по типу штурвала корабля. На столешницу укладывался кусок материала, напоминающего линолеум, он весь был изрезан. Художник специальным угловым ножичком вфрезал на нем картинку. Затем на  него наносилась специальная печатная краска, а сверху чистый лист бумаги. Всю эту конструкцию пускали под прокатный вал. И оп, картинка отпечатывалась.
 В конце 80 - х была мода на литографии. Их можно было встретить во многих казенных учреждениях.
Рядом со столом была куча линолеумных эскизов , а так же готовые литографии.
С обратной стороны зала был другой балкончик. На нем стоял  небольшой старый диван , журнальный столик. Меня напоили чаем и уложили спать на этот диван. Как и сейчас , тогда я тоже не любила спать не в своей кровати. Мои глаза закрываются  , но я еще долго слышу  разговоры взрослых и вдыхаю аромат сигарет..


Рецензии