Рельсы гудят или снова о Киршоне

Член Российской ассоциации пролетарских писателей  был  настолько  популярен,  что его  творения   ставили  во МХАТе, Театре имени МГСПС (ныне театр имени Моссовета), Театре имени Вахтангова в Москве и в Большом драматическом театре (БДТ) в Ленинграде. Немирович-Данченко в "Рабочей газете" от 25 марта 1928 года, говоря о постановке в Театре им. МГСПС пьесы Киршона "Рельсы гудят", отмечал: "Все исполнители этого спектакля живые, настоящие люди. "Рельсы гудят"- пьеса жизнерадостная, а сейчас нужны именно такие жизнерадостные и бодрые пьесы". Согласитесь,  слесарь  выдвинут  на  должность   директора  завода,- это  символично. Особенно   умиляет  та  бурлящая  энергия  с  которой  он  берётся   за  незнакомое   дело. А  ещё  говорят,  что  пьеса  не  актуальна,- ещё  как  актуальна. Актуальна  тема ,  когда  наглые  дилетанты  берутся  за  незнакомое дело  и  приводит  жизнь  окружающих  в  изолированный  тупик.
И то  правда,- кого  как  не  героев   пятилетки  должна  воспевать  передовая  литература? Сейчас  трудно  представить  то  время,  во- первых  потому,  что  у  нас  нет  передовой  литературы, да  и  современной  литературой  восторгаться  не  приходится;  во – вторых – нет  героев  нашего  времени,  политические  вожди  не  в счёт. А  раз  некого  воспевать  и  некому,  то  и  не  воспеваем. Союзов  писателей  великое  множество,  а  желающих  за  ваши  деньги  продвигать  ваше  творчество  - ещё  больше. Есть  даже  предложения  писать  за  вас  и  продвигать  якобы  ваше  творение,  вопрос  цены. Хотите  издаваться -  платите  и  издавайтесь  на  здоровье. Не  раскупают  тираж ? Публика  не   созрела  до  высот  вашего  шедевра,- не  пришло  время. Если  Киршон  был  полностью  политизирован  и  умело  воспевал  то,  что  требовала  партийная  идеология, то  сегодняшние «киршоны»  переродились   в  ведущих  политических  шоу  программ. Единственное  отличие  - Киршон  был  талантлив. Он  искренне верил  в  курс  партии,  в  неизбежную  победу  коммунизма  во  всём  мире,  в  порочность  буржуазного  строя  и  о  новом  поколении  советских  людей,  их  психологии    с  увлечением  талантливо  писал. В этом  коренное  отличие  от  ведущих  программ,  которые  воспользовавшись  моментом,  научились  зарабатывать  деньги ,  прославляя  то,  что  угодно  власти. Я  читал  его  произведения  и  статьи   и  был  поражён  последовательностью  его  позиции. Вот  вы ,  проявите  свою  гражданскую  позицию,  если  увидите,  что  пьяный  пристаёт  к  ребёнку  или  к школьнице? Конечно. Как  минимум  вызовите  милицию,  чтобы  прекратить  безобразие. А  если  пьяный   в  идеологическом  плане  тлетворно  влияет  на  мозги  идеологически   не  закалённых ? Неужели  вы  пройдёте  мимо? И  он  не  проходил,  а  клеймил  позором,  требуя   публичного  наказания. Ему  было  не  ясно,  почему  талантливые  литераторы губят  свой  талант  ,  описывая  второстепенные  вещи,  отвлекая  читателя  от  идеологической  борьбы. Михаил  Пришвин ,Михаил  Зощенко,  Михаил  Булгаков  и  не  только  Михаилам доставалось. Мир  делился  на  три  части : друзья;  враги; несознательные, заблудшие «попутчики». Если  вы  смотрите  политические  ток шоу, то  вы  в  этом  наглядно  убедитесь. С  врагами  надо  воевать  разными  методами; с друзьями   дружить;  а  заблудших - вразумлять. Вот  среди  прочих  ярых   «вразумителей» был  и  наш  герой. Он  пишет  о  Булгакове  в  «Вечерней  Москве»: "Отчетливо выявилось лицо классового врага. "Бег", "Багровый остров" продемонстрировали наступление буржуазного крыла драматургии".
Недавнее  прошлое  можно  и  нужно  воспевать, но  в  лице  славных  бойцов  революции  и пламенных  борцов с  белой  сволочью  и  кулаками. Философия - это  не  наука  логического  рассуждения  о  окружающем  мире, не  познание окружающего  мира,- это  такое  же  идеологическое  оружие  как  журналистика  и  литература. Вопрос  в  том, в  какую  сторону  направлено  оружие. Если  так  ставить  вопрос,  то  мир  ярко  окрашивается  в  два  цвета. Задайте  вопрос :»Как   Вы  относитесь  к  Америке ,  к  её  морали  и  политике?»,-  и  сразу  поймёте  перед  Вами  друг  или  враг.  Если  человек  родился  в  Америке,  прожил  там  всю  жизнь  и  вообще  никогда  не  интересовался  политикой, он  всё  равно  враг, хоть  и  потенциальный,  потому  что  будет  на  стороне  своей  страны,  которая противостоит  справедливой  политике, к  которой  призывает  все  страны  наша  страна. Но  страны  оказываются  глухи   к  призывам,  их  аполитичный  консерватизм  мешает  нам  развернуться  для  их  же  пользы. И  с  этой  несознательностью  мы  активно  боремся  на  идеологическом  фронте. А  что  Пришвин?  Описывает  природу  и  видит  в   этом  смысл  ЖИЗНИ, для  всего  живого. Гимн живущим. Но  это  не  нейтральная  позиция,  это  отвлекает  от  борьбы, а  несознательных  вообще  удаляет    с фронта, где  идёт  война  идеологий. И  кто  он  после  этого ? Скрытый  враг,  который  вместо  того,  чтобы  укреплять  сплочённость  в  рядах, вместо  того,  чтобы  воспитывать  юных Че  Гевар  на  примерах   героев  революции  и  гражданской  войны   пишет  не  пойми  чего. Эта   позиция  вызревала  в  умах до  тех  пор,  пока  не  вызрела  в  требованиях   к  действию. «Троцкистско-зиновьевский центр», это  люди  думающие  иначе, значит  не  какая – то  глупая  оппозиция,  а  враги. Оппозиционеры,- это  враги,  потому  как   их  мысли   ведут  не  к  сплочению  ,  а  к  расколу. Не  правда  ли,  очень  знакомая  тема? А  раз  враги,  то   от  них  надо  избавляться. Выслать  из  страны,  так  они  из- за   рубежа  будут  мстить  и  клеветать. «Кто  не  с  нами, тот  против  нас»,  а  классовые  враги,  пусть  даже  из-за  близорукости  и  не  понимания,  но  не  важно  из-за  чего,  важно,  что  враги,  должны  быть  сметены  с  прозрачного  пути  в  будущее. И  вот  в  августе 1936 года газета  с  правильным  названием «Правда» опубликовала,  что  важно -  коллективное  письмо  единомышленников- писателей  с  требованием  расстрелять активных   членов  «троцкистско-зиновьевского центра». Киршон   уверенно  поставил  свою  подпись. Вам  может  показаться,  что  наш  герой  мелкий   персонаж,  так  сказать  частный  невыразительный  эпизод?! Отнюдь. Он  переписывался  со  Сталиным,- один  этот  факт   гласит  о  масштабности  фигуры. "Я считаю себя обязанным сообщить Вам о новых попытках разжигания групповой борьбы между литераторами-коммунистами", - пишет он Сталину в 1933 году. И  это  не  донос,  это  борьба  за  единство  в  рядах. Вызывает  уважение  та  последовательность  и  та  активность,  с  которой  он  выискивает  всё  инородное  и  старается  изолировать  от  него  общество. Владимир  Михайлович  активно  помогал  всем ,  кто  к  нему  обращался,  только  при  условии,  что  это  был «свой». »Свой»,- это  воевавший  в  гражданскую,  активный  коммунист,   волей  случая,  столкнувшийся  с  нелепой  несправедливостью  и  просящий  правды  у  старшего  товарища.  Он заходил  в  любые  кабинеты ,  отстаивая  права  тех,  кто  к  нему  обратился  за  справедливостью. Откуда  такая  смелость? Его  покровитель нарком внутренних дел СССР  Генрих  Ягода, который  высоко  ценил  творчество  Киршона  и  считал  его  верным  соратником,  что  опять  таки  говорит  о  масштабе  личности  визави. Тогда   не  знали  профессии  политолог,  но  фактически  все  писатели были   политологами, теперь  есть  обилие  политологов,  соревнующихся   в  понимании  политики  власти. 27  марта 1937 года  арестован Ягода  и это  стало  началом  конца Киршона. Он  переоценил  себя  и   свою  роль   в  жизни  страны, что  то  же  не  новость. "Дорогой товарищ Сталин, вся моя сознательная жизнь была посвящена партии, все мои пьесы и моя деятельность были проведением ее линии. За последнее время я совершил грубейшие ошибки, я прошу покарать меня, но я прошу ЦК не гнать меня из партии",-  писал  он. Но именной ярлык  троцкиста  уже  был  заготовлен. Вообще  ярлыки ,- это  наше  национальное  достояние. «Скажи  как  ты  относишься  к  Украине и я  скажу  кто  ты»,- согласитесь  за  восемь  с хвостиком  десятков  лет  н  так  чтобы  что – то  поменялось  коренным  образом  в  мышлении. В  цветущем  возрасте  35  лет  был  расстрелян  пережив  славу  и  ужас  отторжения, но  забыт  ли  он ? Его  стихи « Я  спросил  у  ясеня…»,  стих  про  ЛЮБОВЬ, остался  в памяти  у  миллионов  граждан  СССР. Рухнула  сверхдержава,  но  в  каждой   бывшей  республике  огромное   количество  людей  помнят  фильм – легенду  и  эту  песню,  в  которой  так   ярко  выражена Киршоном  русская  душа.


Рецензии
Спасибо за интересное эссе о писателе и поэте легендарной эпохи.Не так то прост был товарищ Киршон. Запомнился он, появился в кадре кинохроники, кажется о Съезде советских писателей. Жестикулирующий Киршон на трибуне. Требующий бороться с врагами. Жестикуляцией напомнил Полиграфа Полиграфовича, тоже в фильме великого режиссера Бортко попавшем по сюжету в кинохронику...
И оказывается, он же автор слов известной песни.С одной стороны талант, с другой стороны - сволочь... Нынешние. Наверное у каждого поколения свои Киршоны. И всегда Киршоны будут похожи на Полиграфов Полиграфовичей... Агрессивно-послушное большинство Нины Андреевой, разрушившее СССР - это в своей массе - Киршоны.Но. Нынешние, вся политическо-обозревательская мишпуха, заполонившая интернет, Сатановские и Ко, до Киршона не дотягивают. Они - мишпуха, а Киршон - Поэт.
Звиняйте, под настроение...

Юрий Чига   06.05.2018 10:41     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв.

Сергей Черныш 2   06.05.2018 11:02   Заявить о нарушении