Размышления после спектакля. Марина. Вне рамок

Не знаю, какими судьбами я оказалась на этом спектакле, наверное, привлекло название «Марина.  Вне рамок». То, что настоящий Поэт всегда вне рамок, доказывать не надо – это очевидно. Вроде всё уже сказано, написаны диссертации, толстенные книги о Марине Ивановне, но каждый раз при упоминании этого ИМЕНИ с сердцем что-то творится…  Для чего мне опять проживать боль Великой Поэтессы? Чтобы что-то понять про себя? Про жизнь? Увидеть мост над бездной, перед которой оказывается всякая «беззаконная комета»?
Я пришла в удивительно уютное пространство Театра  «Цех»– внешне это напоминает гигантский завод или муравейник – всё вокруг снуёт,движется; проходят группки хохочущей молодёжи и растворяются в гигантском коридоре, откуда-то льются разнообразнейшие мелодии. Вокруг Администратора формируется какое-то другое чувство – сгусток заботы и внимания, тепла. Искренние улыбки всех причастных к спектаклю – этакие солнышки – переговариваются, лучатся… Появляется режиссёр – Наталия Дмитриева, видно, что Она – собрана,  одухотворена, в праздничном настроении, но волнуется… Приглашают пройти в зал – здесь темно и свежо, дощатый пол почему-то очень нравится мне(!) и посередине сцены – некое сооружение – ступеньки – помост – трибуна – плаха – голгофа – гора – трамплин. Можно я назову это высшей точкой над бездной? (Когда я увидела эту сцену, вспомнился спектакль «Люди и страсти» театра Ленсовета, - для труппы нужна только площадь и зрители, всё остальное творится режиссёром и артистами…
Наталия Дмитриева рассказывает историю постановки, читает стихотворение «Елабуга», атмосфера накаляется, ведь речь идёт о Жизни и Смерти… Как бы продолжая и раскрывая эту мысль – а что же дальше? – начинают звучать колокола…
Появляются две актрисы, очень красивых, изящных, величественных, задумчивых. Они -  и чистые девочки-фантазёрки и царицы могучие, и это – одновременно.
Они надевают парики странного цвета – потусторонние, что ли, и начинают рассказывать и показывать – что такое «вихрь с головы до пяточек», которым  была  Марина Ивановна Цветаева.
Оксана Рысинская – сгусток творческой силы, терзаний, сомнений… Взлёт, полёт, страсть, тишина, свет и снова – взлёт…
Анна Лебедь – нежное солнце, крепкая рука, путеводная звезда…
Меня потрясли танцы парные – море страсти, втиснутое в раму, умудряется что-то творить внутри этой рамы, потом крушит, вырывается, раскаляется добела – и в этот момент рядом – никого! Тишина! Живой человек не смеет приближаться к Поэтессе в пиковые минуты и часы – только Душа, только Бог ...
Вот Марина кипит, любит, сыплет стихами, чувствами, искрами – все в восторге – огонь всегда восхищает, но и страшит… Вот Серёжа, признающийся Максу Волошину, что у него нет больше сил и он не может быть топливом для этого вулкана. Передо мной во время спектакля выросли вдруг лица всех Возлюбленных Марины Ивановны – ведь в сторону каждого из них был направлен океан силы, эмоций, обожания; каждый чувствовал огромные крылья… И вдруг – ба-бах – НЕТ никого рядом… Обожаемый Мужчина, обожаемый Сын, молящаяся Женщина. Женщина, взывающая к Сильному мира сего, к Сталину , и отказ этого Сильного… И молчание Мира…
Спектакль закончился отбрасыванием рамок и париков, зазвучали колокола. Если бы можно было остаться в зале ещё на некоторое время, и чтобы колокола звучали, мне думается,  каждому зрителю вдруг увиделось бы, как дорог этот Алый цвет по имени МАРИНА всему миру и Тому, кто этот мир создал, и что все живы – разве может быть иначе? Любимое дитя, в которое вложено столько любви и огня, столько талантов и сердечности, столько сверх-чувств, сверх – слов, сверх – музыки… Разве может такое Чудо остаться только в стихах? Вот плывёт колокольный звон над Санкт-Петербургом, откликается в Москве, подхватывает волну Чехия, прикасается к страничкам стихов в Елабуге… И я уже чувствую не «упоение в бою», а прыжок над этой самой бездной, вернее, полёт и огромная благодарность разрастается глубоко-глубоко в сердце… Ведь каждый человек после чтения стихов Марины Ивановны стал другим. Мудрее. Милосерднее.  А Она? Если Она написала строчки «Я тебя отвоюю…»,  значит, каждая молитва, каждая добрая мысль о Ней, соединённая с моментом настоящего, рождает новое. Ведь рамки отброшены.
Огромное спасибо за Алый спектакль! От всего сердца желаю театру удачи!!!


Рецензии