Авантюрный проект приват на грани срыва

Поставки азербайджанской нефти для «Укртатнафты» снова под угрозой срыва?

Владимир Матвеев

14 июля 2017 года, Киев

«Укртатнафта» и азербайджанская компания SOCAR возобновляют поставки азербайджанской нефти на Кременчугский НПЗ по нефтепроводу из Одессы после перерыва, связанного с комплексом экономических, технических и политических проблем. Однако эксперты отмечают сбои авантюрного проекта с антироссийским вектором, наметившееся отставание поставок от запланированных.
 
Украина переходит к нефтепроводным поставкам азербайджанского сырья из Одессы.
В рамках контракта «Укртатнафты» с азербайджанской госкомпанией SOCAR на ежегодную поставку 1,3 млн т нефти из Азербайджана для переработки на Кременчугском НПЗ, 6 июля в Одесском порту ошвартовался танкер Aegean Blue с 88,3 тыс. т. азербайджанской нефти для Кременчугского НПЗ, передает ресурс 

Напомним, инициатором сделки по поставкам каспийского сырья на украинские НПЗ, три из которых контролирует группа «Приват», выступила еще в 2009 году эта группа бизнесмена Игоря Коломойского.  Проект стартовал в 2009 году, когда «живой» Кременчугский НПЗ, перешедший под контроль группы «Приват», который многие эксперты характеризуют, как рейдерство, заключил долгосрочный контракт с азербайджанской госкомпанией SOCAR.   

Инициатором энергополитики с антироссийским вектором выступил режим Виктора Ющенко, при котором с 2007 года возник дефицит нефти, после того, как по Кременчугскому заводу возник серьезный конфликт между украинскими и российскими акционерами, и российская сторона вынуждена была прекратить поставки сырья.  Контроль над «Укртатнафтой» перешел в руки группы «Приват», а совладелец компании и основной поставщик нефти «Татнефть» были устранены от руководства и влияния на этот НПЗ.

Однако, Ющенко, пропустил заключение контрактов по загрузке трубы нефтью с поставщиками нефти, заинтересованными в этом сложном и недостаточно прозрачном маршруте.
Группа «Приват» тогда приняла решение танкерами завозить нефть на «Южный», а оттуда – гнать на «Броды», для чего Коломойский развернул «Одесса-Броды» в аверсный режим, ограничив пути традиционных поставок российской нефти.
При образовавшемся дефиците нефти, в 2009 году подконтрольный «Приват» Кременчугский НПЗ заключил долгосрочный контракт с госнефтяной компанией Азербайджана (SOCAR, State Oil Company of Azerbaijan Republic), на основании которого в октябре приобрел две партии азербайджанской легкой нефти общим объемом 160 тыс. т. Тогда планировалось, что в будущем SOCAR будет поставлять не менее 240 тыс. т в месяц, или почти 2,9 млн т нефти в год.

Однако, непривлекательность этого маршрута группы Коломойского, ряд экономических, технических причин и проблемы по загрузке трубы нефтью на том этапе, привели к приостановке таких поставок по «Одесса-Броды».

Наряду с этим, принадлежавший «ЛУКОЙЛ» Одесский нефтезавод начал простой с осени 2010 года, когда «Приват» лишил его возможности получать российскую нефть Urals по нефтепроводу. Возобновлению работы НПЗ воспрепятствовало начало регулярной эксплуатации в аверсном режиме нефтепровода «Одесса-Броды» с февраля 2011 года. Когда «Одесса-Броды» оказался недоступен для Одесского НПЗ, его задействовали для прокачки азербайджанской нефти в Белоруссию.  Но, с конца 2011 года Беларусь также прекратила использовать трубопровод, и план прокачки не удалось выполнить.
 
В январе-сентябре 2010 г. транзит нефти через Украину сократился на 30,6% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года – до 15,473 млн т.

Диверсификация импорта нефтяного сырья в Украину стала возможной благодаря межгосударственным договоренностям с Азербайджаном по поводу прямых поставок нефти на украинские НПЗ. Летом 2016 года Министерство инфраструктуры Украины одобрило ходатайство «Укртранснафты» по установлению 75% скидки для тарифов портовых сборов на заходы в порт «Южный» танкеров с нефтью в режиме транзита.
ЕС рассматривает «Одесса-Броды» как один из путей поставок каспийской нефти на европейские рынки.  «Одесса-Броды» - это украинская часть более масштабного проекта по строительству нефтетранспортного коридора для поставок Каспийской нефти в Европу (прежде всего из Азербайджана в Польшу) с антироссийским вектором.



«Укртранснафта» заявила ранее о технологической готовности «Одесса-Броды» и терминала «Южный» для начала транзита из Азербайджана в страны Центральной Европы. Азербайджан стремится стать одним из основных игроков на европейском рынке с 2018 года, когда вторая фаза проекта месторождения «Шах Дениз» вступит в силу.

Соглашение, заключенное между  «Укртранснафтой» и «Укртатнафтой» в ноябре 2016 г, предусматривает поставки нефти сорта Azeri Light в объеме не менее 1,3 млн т/год в 2017-2019 г. Документ предусматривает возобновление работы участка нефтепровода «Одесса-Кременчуг», простаивающего около пяти лет.

С марта 2017 года «Укртранснафта» (оператор нефтетранспортной системы Украины) возобновила работу участка нефтепровода «Одесса – Кременчуг» и начала транспортировку нефти на Кременчугский НПЗ.

Под данный проект «Укртранснафта», которую ранее через директора компании А. Лазорко контролировала группа «Приват», заполнила Одесса—Кременчуг азербайджанской нефтью, а вытесненную в Кременчуге нефть Urals перевезла по ж/д в Броды, заполнив вторую ветку нефтепровода «Дружба» до белорусской границы.
Как сообщал 22 марта ресурс Trend, ПАО «Укртранснафта» (оператор нефтетранспортной системы Украины) в будущем планирует увеличить объемы поставок азербайджанской нефти сорта Azeri Light на Кременчугский НПЗ до 1,9 миллиона тонн в год, заявил первый вице-премьер, министр экономического развития и торговли Украины Степан Кубив.

По его словам, транспортировка азербайджанской нефти позволяет Укртранснафта возобновить работу участка магистрального нефтепровода (МНП) от Одессы в Кременчуг и увеличить прокачку нефти на украинские НПЗ.
Согласно сообщениям, танкер NISSOS SANTORINI с 83,1 тыс. т. азербайджанской нефти прибыл в порт Одессы 1 мая 2017 года, а 1 июня в Одесском порту ошвартовался танкер YASA GOLDEN MARMARA (под флагом Маршалловых островов) с 83,3 тыс. т. азербайджанской нефти на борту.

Наряду с этим, директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн в статье «Утонувший транзит» сообщил, что в январе-мае 2017 г. ПАО «Укртатнафта» «импортировала лишь 250 тыс. т азербайджанской нефти при плане минимум 500 тыс. тонн», сообщает OilNews.

По информации источников Куюна, как отмечает ресурс, «срыв поставок» может быть связан «с финансовыми трудностями» группы «Приват» после национализации «ПриватБанка» и перехода на обслуживание в порт «Южный». Также, по мнению автора, «срыв может быть обусловлен трудностями реализации увеличенных объемов кременчугских нефтепродуктов».

Наряду с этим, Шебелинский ГПЗ впервые переработает азербайджанскую нефть. Согласно данным OilNews ПАО «Укргаздобыча» купила все выставляемые ПАО «Укртранснафта» 5 тыс. т нефти сорта Azeri Light на электронных торгах на площадке «Украинской энергетической биржи» (УЭБ).

Согласно сообщению, в «Укртатнафте» прогнозируют, что благодаря поставкам азербайджанской нефти в 2017 года переработка сырья будет увеличена более чем на 41%. При этом не до конца ясно нефть какого происхождения - каспийского азербайджанского или иранского - поставляют в Одессу трейдеры при непрозначности поставок. Однако, некоторые эксперты говорят о наметившемся заметном отставании поставок от плана, что свидетельствует о возможном провале очередного прожекта Коломойского и компани.

Справка:

ПАО «Укртатнафта» – крупнейший в Украине нефтеперерабатывающий завод проектной мощностью 18,6 млн т. В октябре 2007 г. оперативный контроль над «Укртатнафтой» установила группа «Приват» и на предприятии появились новые акционеры, близкие к этой группе и бизнесмену Александру Ярославскому.

ПАО «Укрнафта» - крупнейшая украинская нефтедобывающая компания проектной мощностью 18,6 млн т. НАК «Нафтогаз Украины» принадлежит 50% + 1 акция Укрнафты, группе компаний «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова — около 42% акций.
 «Укргаздобыча» – публичное ПАО, акции которого принадлежат НАК «Нафтогаз Украины». Основные направления деятельности – добыча природного газа, газоконденсата и нефти. Компания является крупнейшим добытчиком природного газа в Украине, обеспечивая свыше 70% всей добычи. В ее состав входит Шебелинский газоперерабатывающий завод и сеть из 18 АЗС в Харьковской обл.
«Укртранснафта» является оператором нефтетранспортной системы Украины, 100% ее акций находятся в управлении НАК «Нафтогаз Украины».

Показательно также, что «бонусом для трейдеров, которые захотят транспортировать нефть в Беларусь через Украину, является также снижение на 75% портовых сборов в порту «Южный», передает  Согласно сообщению, в феврале Национальная иранская нефтяная компания (NIOC) подтвердила, что Беларусь приобрела 80 тыс. тонн иранской сырой нефти.

В главной диспетчерской Одесского порта порталу TUT.BY  сообщили о том, что танкер Sienna с иранской нефтью (79 150 тонн) с назначением Беларусь (Мозырь) был отшвартован у причала порта, находящегося в оперировании компании «Синтез Ойл», 19 марта. Сообщается, что с минувшего года азербайджанская госкомпания SOCAR стала оператором этого терминала, принадлежащего группе «Приват» и братьям Суркисам на паритетных началах.

SOCAR (Украина) — дочернее предприятие госнефтяной компании Азербайджана (SOCAR).
Представительство SOCAR было открыто в Украине в 2008 г. В 2009 г. компания приобрела около 20 АЗС сети «Тала-Нафта» в Одесской и Николаевской областях, а также крупную нефтебазу «Свитанок» в Одесской обл. В ;2010–2011 гг. компания взяла под контроль заправочные сети ONIO (4 АЗС в Киеве и области) и GFC (Львовская область). В августе 2012 г. SOCAR получил разрешение АМКУ на приобретение 26 АЗС и одной нефтебазы у группы «Калина».

Сеть оперирует 60 АЗС в Украине, в том числе двумя нефтеналивными бункеровщиками: «Баку-1» в Киеве и «Гянджа» в Одессе.
 


Рецензии