Кинокритика. Елена и др. из книги критика

ЕЛЕНА.
Не убий невинного и праведного.
        6-я Заповедь
Мне отмщенье и аз воздам.
                Эпиграф к Анне Карениной Льва Толстого
Это название нашумевшего фильма, увиденного мной на так называемом «Закрытом показе» в одном из русских каналов. С моей точки зрения, художественные достоинства этого фильма, в лучшем случае, лишь посредственные, и это один из бесчисленных серых фильмов, появившихся в настоящее время (благо цензуры нет) и, обычно, забывающихся со скоростью звука, сразу же после просмотра. И я бы не стал тратить своего и вашего, о, читатель, времени на этот фильм, если бы не отношение авторов фильма и критики к его главной героине и совершённого ею поступка. Это тревожит и настораживает! Для тех, кто не видел фильма (или начисто его забыл), напоминаю его содержание. Немолодая уже женщина, медсестра на пенсии, замужем за человеком с достатком. Не богачом, а именно с достатком. У него есть великолепная квартира в Москве, автомобиль и деньги в сейфе. У этого человека есть взрослая дочь Катя, живущая отдельно. Раз в месяц, Елена получает свою пенсию и отвозит в Электросталь своему сыну. Сын её, мужчина за сорок, нигде не работает, но ест, курит, пьёт и производит себе подобных. У него сын восемнадцати лет, должно быть от первого брака, молодая жена и младенец от неё. Еленина пенсия – для всей этой семейки, единственное средство к существованию. Так как Елена к своему мужу пылких чувств не проявляет и супружеские обязанности свои исполняет весьма неохотно, то сразу же приходит мысль, что замуж вышла она из меркантильных интересов. Чтобы муж её содержал, а она могла тратить всю свою пенсию на содержание своего паразита сына и его семейки. Но и это не всё. Внуку её пора идти в армию, и Елена опасается, что его там могут убить или покалечить, как это не раз случалось. Она просит у мужа денег «отмазать» внука от службы. Муж ей в этом категорически отказывает, говоря, что таким образом она окажет ему очень плохую услугу. Елена не знает (а, может и не хочет знать) о другой жизни своего внука. Каждый вечер, он присоединяется к таким же, как он дружкам и вместе они пьют, курят, а потом идут задираться к шайкам-лейкам в другом околотке.
Мужа Елены хватает инфаркт. Его, подлечив, сколько надо, в больнице, оправляют домой. Елена решает воспользоваться обстоятельствами для своей цели: во чтобы то ни стало добыть деньги. Она подмешивает мужу в его лекарства большую дозу Виагры, с ангельским выражением на лице даёт ему выпить, и сидит в другой комнате, терпеливо ожидая, пока он умрёт. Ещё одно обстоятельство побудило Елену действовать немедленно: Владимир собрался написать завещание в пользу своей дочери. По смерти мужа она сжигает проект завещания и подкладывает к его постели пачку Виагры. Лечащий врач и следователь «покупают» версию Елены, а она спешит сжечь тело мужа, дабы чего не вышло. Деньги из сейфа забраны, внук отмазан. Далеко не святая семейка перебирается в квартиру убитого. По словам критики «любовь к семье побудило эту женщину, даже, совершить преступление». Все ей сочувствуют. Но, товарищи мои дорогие и подруги, опомнитесь!  Ведь эта женщина совершила хорошо продуманное, хладнокровное и жестокое убийство. Справедливости ради, здесь надо отметить, что Елена вовсе не была (как, и Раскольников) «плохим человеком», жестоким, чёрствым, бесчувственным, на всё готовым. Она уговаривает Катю навестить в больнице больного отца и даже, впервые в жизни, придя в церковь, ставит (за его же счёт) свечку во здравие. Вся беда её в том и заключалась, что она зациклилась на обеспечении паразитической жизни своего сына и его семейки. Изрядное количество бытовых убийств совершается такими вот, как она, «вовсе неплохими» людьми. Но людей судят не за то, какими они есть, а за то, что они совершили. Между прочим, не всякий способен на убийство, даже с помощью яда. Было в ней заложено нечто, делающее потенциальным убийцей. И она это убийство совершила. Владимир, конечно, был далеко не ангел, но за это не убивают. Не нравится – уйди! Но тогда придётся содержать ещё и себя. На это её пенсии не хватит. Она решает: у неё лишь один выход... Нет и не может быть ей никакого прощенья!   
Существуют обстоятельства, при которых умышленное убийство может быть, хоть хоть как-то оправдано. Во избежание недоразумений, давайте-ка определим, термин «умышленное убийство». Это лишение другого лица жизни, при котором, тот, кто это совершил, понимал, что он делает, предвидел результат своих действий и желал этого. Когда солдат в равном бою с равным противником берёт на мушку вражеского солдата, он знает, что делает, понимает, что, если попадёт, пуля может убить врага и именно этого он и желает. Но солдат не виноват в смерти своего противника. Его кровь на тех, кто войну эту развязал и послал солдат в бой, часто под страхом смерти. Не несёт ответственности и палач, исполняющий приговор суда. Кровь казнённого на тех, кто вынес приговор. Есть и ещё одно обстоятельство, именуемое «крайней необходимостью». Поясняю не примере. Скажем, тонет пассажирский пароход.  Если все организованно сядут в спасательные шлюпки и плоты, то всех можно спасти. Но стоит случится панике, когда все, друг друга отталкивая, начнут рваться к шлюпкам, то большинство людей погибнут. И вот находится паникёр, истерично орущий: «Караул, погибаем!  Пустите меня в шлюпку!» В описанной ситуации — это равносильно факелу, брошенному в пары бензина. Чтобы спасти остальных, капитан стреляет в паникёра и предупреждает всех, что их ждёт та же судьба, если они будут нарушать порядок. О поступке капитана можно спорить, но в этом есть смысл, и суд может капитана оправдать. И, наконец, если на вас, вашу семью или третьих лиц напал грязный отморозок, без всякой вины с вашей стороны, и жертвам нападения угрожает смерть, тяжкие телесные повреждения или изнасилование, то это не только выше право, но и обязанность принять все меры в вашем распоряжении для отражения этого нападения, даже если, в результате ваших действий, нападавший будет убит. Его кровь на нём самом. Это когда убившего можно оправдать. Во всех ОСТАЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ, ЛИШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЖИЗНИ не ИМЕЕТ и не МОЖЕТ ИМЕТЬ НИКАКИХ ОПРАВДАНИЙ!  Поступку Елены нет, и не может быть извинения. Она совершила умышленное убийство из корыстных побуждений с последующим ограблением своей жертвы. Тяжкое преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным заключением. У меня нет к ней ни малейшего сочувствия. В фильме Елена осталась безнаказанной. А так ли это? «Отмщение мне и аз воздам». Чтоб вы знали, безнаказанных преступлений не бывает! Давайте-ка экстраполируем фильм и, заглянув за его пределы, представим себе, что произошло дальше. Самое первое, как и все такого рода преступники, Елена живёт теперь в постоянном страхе. А вдруг всё откроется. Она вздрагивает от каждого звонка в дверь: а вдруг за ней пришли. О нет, это не раскаянье за содеянное. Это боязнь наказания и того, что произойдет с её паразитом сыном и всей его семейкой, если её посадят. Жизнь превращается в ад. Но и это не всё! Внука, в пьяной драке, зверски забивают насмерть, как мамонта. И только на суде над убийцами, она узнаёт, какую жизнь он вёл. И приходит в голову запоздалая мысль, пойди он в армию и отслужи, то может быть, из него там человека сделали, и был бы он жив. Не всех же там убивают. А она вот зазря убила из-за него человека. 
Елена, по причинам нам уже известным, проявляет неуступчивость в споре с Катей за дележ наследства. Катя нанимает адвоката. Тот, выслушав Катину историю, сразу же заявляет: смерть её отца произошла при крайне сомнительных обстоятельствах. Убийца не может быть наследником своей жертвы. Если ему удастся доказать факт убийства, то всё достанется Кате. А та не оставит его без вознаграждения. Они договариваются. В первую очередь, он просматривает протоколы суда над убийцами Елениного внука. Кто-то там из его друзей проговаривается, что он был «отмазан» от службы. С этим, адвокат требует от прокуратуры разобраться. Почему призывник такой-то был освобождён от призыва. По запросу прокуратуры выясняется, что его освободила врач такая-то. Её берут за жопу, и она признается, что получила взятку через посредника. Посредник, в свою очередь тоже признаётся, что получил деньги от сына Елены. Всё! Мотив преступления ясен, а дальше уже семечки. С этими материалами, адвокат ходатайствует об открытии дела. Петицию рассматривают и прошение удовлетворяют. Так же как прошение об приостановке раздела наследства до выяснения.  Однажды раздался звонок в дверь. На пороге стояла молодая ещё совсем женщина. «Я капитан милиции…»  Сердце Елены ёкнуло. Но глянув на ту, что пришла, успокоилась. Ни в жисть эта ссыкалка ничего не докажет. И, в самом деле, весь облик милиционерши источал сочувствие. «Дело открыли.  Я ведь на работе, что скажут, то и делаю…» Не знала Едена, что «ссыкалка» была одним из лучших следователей «убойного отдела» и успешно расследовала множество преступлений. Причём, как я бы это назвал, «виагровое убийство» было для неё делом совсем обычным.  Осмотрела всю квартиру. «Отдельно спали…» «Ну да мы ведь не молодые, что друг от друга оторваться не могут». Тоже правда. Потом пришла в кухню, положила на стол компьютер. «Я бы хотела поговорить с каждым из вас в отдельности. Остальные, пожалуйста, пусть посидят в другой комнате. Хорошо?»  Закончив допросы, попрощалась вежливо. Сказала, если понадобиться чего ещё, то она даст им знать.
Знать не давала долго. Когда Елена совсем уже было успокоилась, звонок с просьбой зайти в милицию. Опять с добродушным видом, сочувствием и улыбочкой задаёт вопрос за вопросом, совсем невпопад. И так часа два. «Скажите мне, пожалуйста, а почему Вы на мой этот вопрос дома ответили по одному, здесь раз так, а раз по-другому? Почему вы сказали так, а сын Ваш вот так, а невестка — вот эдак?»  Елена в растерянности. Она пытается выкрутиться, и, как муха в паучьей сети, запутывается всё больше и больше в паутине своей лжи. Следователь слушает её с улыбочкой. Если бы Елена могла знать, сколько таких, как она, прошли через её руки!  «Чудесно!  А теперь, скажите мне, где Ваш сын взял такие деньги?» «Какие деньги!? Я ничего не знаю, ни о каких таких деньгах!» «Не знаете. Чудесно!  Тогда Ваш сын получит десять лет за взятку…» «Я их ему дала!» «Я знаю, что Вы их ему дали. А где Вы их взяли?» «Одолжила у подруги…» «О, да! Я уже проверила: ни у кого вы денег не одалживали. Сказать Вам, где Вы их взяли? В сейфе у убитого Вами мужа». «Я никого не убивала!»  «О, да! Вы поспешили кремировать тело своей жертвы. Но было вскрытие и токсикологический анализ. Не дождавшись результата, лечащий врач выдал свидетельство о смерти, а следователь – закрыл дело. За это они оба понесут наказание. Так чтоб Вы знали, доза, убившая Вашего мужа, была в два раза выше, чем любой мужчина принимает этот препарат. Вы знали, Ваш муж пользуется Виагрой, но не знали, сколько он, обычно принимает. Вот и просчитались! Не будем уже говорить, как мне сказал лечащий врач, он даже встать не мог, не то что... И ещё одно: ни один мужчина эти таблетки на вид не выставляет. То, что ему приходится ими пользоваться – это для него унижение» ...  Она бросала на стол один козырь за другим, и припёртая в угол, Елена вынуждена была сознаться в убийстве. Не то, что бы она хотела, вынуждена!  В кабинет зашла милиционерша в форме и одела на еленены руки браслеты…  Потом был суд. Елену признали виновной в умышленном убийстве при отягчающих вину обстоятельствах.  Суд приговорил её к 20 годам заключения в колонии строгого режима. Всё досталось Кате. Из квартиры, где они так уютно загнездились, всю семейку вышвырнули.  Выплату трудовой пенсии Елене, как осуждённой, прекратили. 
Судьба её паразита-сына ещё более безрадостна. Что ему теперь делать? На что жить и кормить семью? Елену в лагере, хоть как-то, но кормить будут. А его?  Поступать в ученики токаря поздно. Да и это очень легко – разлениться, а начать работать – трудно. Он попытается поступить грузчиком в магазин. Его спросят там: чем занимался до этого, можно ли справиться о нём у предыдущего нанимателя?.. В таких местах сомнительные личности не нужны. Возьмут пару раз чернорабочим на стройку, но это не для него, и он сбежит. Баба уйдёт от него к косому, хромому, кривому, «пусть, похожему на крысу», старому, импотенту - любому, кто согласится содержать её и приплод. Продаст квартиру, где жил в Электростали, и быстро проживёт деньги: тратить он умел. И вот он пополняет армию т.н. «бомжей». В пьяной беседе с такими же, как он дружками, будет проклинать мать, столько лет содержавшую его. «И надо было ей убивать! Итак, всё было бы хорошо, а она...» Не станем обсуждать, что ждёт Елену в лагере. И пусть, даже, её, может, через десять лет выпустят. Выйдя, если посчастливится, живой, не найдёт ни сына, ни внуков. У неё не будет ни кола, ни двора. И предстоит влачить жалкое существование на такую же жалкую пенсию по старости.  Она своё наказание получила сполна. На свете, всего может быть лишь одна истина. И она в том, что не бывает благодеяния без вознаграждения и преступления без наказания. «Мне отмщенье и аз воздам».

In the BЕDROOM.
После «Елены» поневоле вспоминается ещё один фильм, «В спальне» режиссёра Тода Филда, вышедший в 2001 году. Здесь тоже главный герой фильма совершает убийство, но по совсем иным мотивам и при совершено иных обстоятельствах. У врача Мата Фоулера и его жены Руфь, людей весьма немолодых, один-единственный сын Фрэнк. Закончив учёбу в колледже, молодой человек, высокий, недурной собой, приезжает домой к родителям в один из прибрежных городков штата Мэйн. Оглядеться и немного поработать прежде чем пойти в аспирантуру. Родители его живут неплохо. У них большой дом и океанский катер. Штат Мэйн славится своими омарами, которых тут ловят все, доктор Фоулер, в том числе. «В спальне», на языке омароловов, называется обстоятельство, когда в одну ловушку для омара заползают сразу два ракообразных. И если их вовремя не удалить, то они здорово изувечат друг друга. Франк связывается с Натали - женщиной старше себя, разводкой с двумя детьми. Ну чтож, такое бывает: несмотря на не самую первую молодость, Натали хорошо сложена, крепка и красива. Всё было бы ничего, если не отвергнутый муж Натали, Ричард Страум из богатой семьи, владеющей промысловым бизнесом. Насильственный и необузданный, стремящийся обидеть, подчинить всех своей воле, он не оставляет в покое бывшую жену, на которую не имеет никаких прав, и продолжает ревновать её к Франку. И тут происходит страшная трагедия. Один раз Ричард пришёл к Натали и устроил скандал. Та вызвала Фрэнка. Когда тот пришёл, надеясь усовестить дебошира, тот убивает его. Без какой бы то ни было причины. Просто так, со зла и от ревности.
Можете представить себя на месте Мата и Руфь. Единственный сын убит и вместе с ним исчезла какая-либо надежда на продолжение рода. Мало того, ещё и, как это говорят американцы «add insult to the injury (побить, потом оскорбить)», получается вроде так, что их обидчик, убийца единственного сына, скорей всего отделается лёгким испугом за своё гнусное, ничем не оправданное преступление. Нанятая семьёй Страутов адвокатша сумела выставить дело так, что между молодыми людьми произошла драка и пистолет случайно выстрелил. На самом деле всё было не так: Ричард застрелил в Фрэнка, как только он его увидел. И все это знали. Баба, из-за которой всё произошла отказалась давать показания в пользу обвинения (стоило ли за эту суку терять жизнь!?). Ричард, выпущенный под залог до суда и уверенный в своей полной безнаказанности, спокойно и нагло гуляет себе по крохотному городку, сталкиваясь нередко с семьёй своей жертвы. Словом, они оказались «в спальне». Видя, что его обидчик вот-вот уйдёт от ответственности, Мат заставляет Ричарда вести машину в принадлежащий его закадычному другу участок леса. Здесь он читает ему свой приговор, да и тут же приводит его в исполнение. Вдвоём с другом, они закапывают тело в заранее подготовленной ими могиле в середине куста. Найти его там будет практически невозможно, разве что, по дикому случаю.
Да, это правда, в цивилизованном обществе, коль скоро преступление совершено в прошлом, только законный суд может решить виновен ли обвиняемый, и, если да, избрать меру наказания для него. Да, это правда, совершённый доктором Фоулером поступок – это и внесудебная расправа (самосуд), и «взятие закона в свои руки», и месть (вендетта), и всё прочее - убийство второй степени (без отягчающих и смягчающих обстоятельств) в конце концов. А что делать, если ржавая, обросшая массой ненужных механизмов, американская (и многих других стран, России, в том числе) судебная машина уже больше не в состоянии защитить невинного и наказать виновного. Вот тогда и появляются vigilantes, escuadrones de muerte и ворошиловские стрелки . А что ещё остаётся делать? У всех свежо в памяти дело О. Джей Симсона, зверски зарезавшего свою бывшую жену и совсем уже случайного человека, принесшего ей забытые в ресторане очки. Симсон ушёл от ответственности за преступление, явно им совершённое, но сел за преступление, которого он не совершал. Это ли правосудие!? Никто не оправдывает в этом фильме бедного доктора, но, скажите, кто из вас сможет бросить в него камень? Я лично не смог бы. Если в «Елене» совершено тривиальное убийство, то в этом фильме не только психологическая драма, но и поставлен вопрос, как может и должен поступить человек в описанной выше ситуации. Имеет ли он моральное право так поступать и как сбалансировать межу собой закон и необходимость в торжестве справедливости. Это очень хороший фильм, не то что «Елена».

ТОРПЕДОНОСЦЫ – СОВЕТСКИЕ КАМИКАДЗЕ?
Коль скоро взялся я за перо кинокритика, то просто не могу обойти стороной ещё один фильм – «Торпедоносцы», режиссёра Семёна Арановича, выпущенного киностудией «Ленфильм» ещё в 1983 году. Я же, увидел его сравнительно недавно, после того, как мы подписались на три русскоязычных канала телевиденья – один из них американский и два российских. Не будем касаться художественных достоинств фильма: они средние. Нельзя сказать, что фильм посредственный, нет, но и особым мастерством он не блещет. Старая, как смерть, и всегда актуальная психологическая драма человеческих отношений. Причём, то, что действие происходит в экстремальной ситуации войны, особого значения не имеет. Просто, такая ситуация выявляет качества человека более резко и отчётливо, а все чувства обостряет. Сюжет фильма короток, прост и трагичен. В окрестностях какого-то большого города на Белом море, в небольшом посёлочке, скучено (в тесноте, да не в обиде) живут в клетушках экипажи самолётов-торпедоносцев, обслуживающего персонала (всех, кто при самолётах) и их семьи. Две сестры замужем за лётчиками. С ними живёт их мать. У обеих сестёр мужья гибнут. Одну из сестёр, Шуру, у которой маленький ребёнок, и мать решают эвакуировать: им больше там делать нечего. Вторая, Настя, остаётся – она парикмахерша, вроде как при деле. К этому времени возвращается из госпиталя старший лейтенант Саша Белобородов. Он влюблён в Настю, но та к нему холодна. Есть и побочная линия. Стрелок –радист, немолодой уже мужик, лет пятидесяти, знакомится с немолодой же медсестрой. Но все его попытки продвинуть знакомство дольше разговоров наталкиваются на весьма-таки жёсткое сопротивление. В гавани посёлка, у причала, стоит транспорт. Доставив всё нужное для лётного соединения, он теперь загружался пустой бочкотарой, которую (ибо не тяжёлая), размещают на палубе. На этом же транспорте переправляли на «большую землю» Шуру с ребёнком и матерью, ту немолодую медсестру, у которой обнаружили туберкулёз, и кучу детишек на какой-то праздник. Транспорт отходит. Медсестра плачет: оттолкнула хорошего человека. В тот же вечер, Саша приходит к Насте, которая осталась одна. И похоже на то, что Настя уже готова ему уступить. Но Саша уходит. То ли не хочет быть «насильно милым», а то ли считая, что это от него никуда не уйдёт. Утром, старший лейтенант Белобородов, и ещё два экипажа под его командой, получают приказ сорвать эвакуацию немецкой подводной лодки вражескими кораблями, и вылетают на задание. Вот они приближаются к квадрату, где обнаружен неприятельский конвой: два эсминца и подбитая лодка между ними. И тут, Саша замечает на поверхности воды плывут предметы цилиндрической формы. Вроде как, мины. Но штурман, вглядевшись в оптический прицел для торпедометания, сообщает всем страшную новость: «Это не мины, это бочки с нашего транспорта». Услышав это, и убедившись, глянув в окошко, в правдивости сообщения, стрелок-радист сбрасывает с себя шлем и ложится на дно своего просторного отсека. Он уже не воин... и не жилец на белом свете. Саша отдаёт команду: «Всех на дно!» Летчики её выполняют ценой своих жизней.
Понимая это или нет, создатели фильма заострили внимание ещё на одной черточке из людоедской стратегии и тактики руководства советских вооружённых сил, во главе со самым страшным злодеем в истории нашей цивилизации, Сталиным. Фактическая часть в материале фильма безупречны. Сценарий - по рассказам Юрия Германа, проведшего всю войну на Северном Фронте. О торпедосцах писал и Вениамин Каверин, на этом фронте не посторонний тоже, в своих «Двух капитанах». В отличии от остальных фронтов, где ни на секунду не прекращалось ожесточённое противостояние двух воюющих сторон, Северный Фронт был, если так можно выразиться, вспомогательным (читайте адмирала Кузнецова). Он был создан, в основном, для охраны конвоев, идущих из Англии через Северное море, и из США, когда тем же путём, когда по Северному Морскому Пути, а также от, пусть не очень-то вероятной, но полностью не исключённой возможности сухопутного вторжения с севера (такая попытка была). Таким образом, главной силой на этом фронте был флот и морская авиация. Работы хватало: то рейдер забредёт, то подводная лодка, а то вражеская авиация щупает штыком силу противовоздушной обороны. Суда в Северном море на пути в Архангельск подвергались непрекращающимся атакам немецких подлодок и авиации, но их охрана лежала на союзниках. Северный Флот принимал конвои только в Белом море. Не без того, иногда подводные лодки топили боевые корабли, а авиация – транспорты. Такое, чаще всего можно наблюдать на Чёрном море, где немецкая морская активность свелась к минимуму. Боевые корабли топили и другие корабли, но больше - авиация. Подводные же лодки чаще всего топили транспорты, ибо тихоходный, крупногабаритный и защищённый недостаточно от подводной атаки, транспорт был идеальной мишенью для торпеды, даже пущенной с большого расстояния. Обычно, самолёты, числом 15 и больше, набрасывались на корабль со всех сторон, распыляя зенитный огонь и бросая бомбы до тех пор, пока цель не пойдёт ко дну, взорвётся либо надолго выйдет из строя. Но большевики отвлекать от их основных фронтов большое количество авиации не желали. И они изобрели, задолго ещё до японцев, своих камикадзе – торпедоносцев. Нет, нет, идея запускать торпеды с воздуха, и разработка аппарата для их запуска принадлежат гениальному изобретателю первого в мире пулемёта, Хираму Максиму. В первую мировую войну, хотябы два корабля были утоплены пущенной с гидросамолёта торпедой ещё в 1915 г. В ограниченном количестве, торпедоносцы использовались англичанами, американцами и немцами во второй мировой войне. В основном, это были гидросамолёты - летающие лодки типа Дорнье, которые, в случае повреждения, могли сесть на воду и дождаться помощи. Советским принадлежит изобретение доктрины – один самолёт на один корабль. Боевые корабли быстроходны и, сравнительно, малогабаритны. Для того чтобы попасть в такой корабль, торпеду следует запускать с близкого расстояния, максимум километр, а лучше ближе. И вот на одиночном самолёте концентрируется вся мощь зенитной артиллерии корабля. Кто-нибудь– да попадёт и не раз. Выпустив торпеду, самолёт погибал. Вместе с экипажем из трёх. Как пчела, что, нанеся смертельную рану забравшейся в улей мыши, умирает сама.
Под торпедоносцы оборудовали уже негодные на передовой линии огня, устаревшие бомбардировщики, типа ТУ-2, не обладавшие ни скоростью, ни маневром. Под днищем, в центре ставили захваты для торпеды. Самолёт, по-прежнему мог исполнять свои функции бомбардировщика, ставить мины или доставлять десант. Экипажи комплектовались из списанного с передовых позиций, летного состава. Герой романа Каверина уже не мог, после тяжёлого ранения пикировать на мосты, ловко выворачиваться от зенитного огня и уходить от мессершмитов и фоке-вульфов. И его послали в торпедоносцы. Спора нет, что бомбометание, что торпедометание – операции очень похожие. Но каждая из них имеет и свою специфику и торпедометанию надо было учить пилота и штурмана. И их, наверняка, учили, но недостаточно, что вместе с людоедской практикой задействования и матчастью, неадекватной для выполнения поставленной задачи, способствовало высокой смертности среди торпедоносцев. Самолёт-торпедоносец жил, в среднем, 4 боевых вылета, тогда как, штурмовик – 11, бомбардировщик – 48 и истребитель – 62. Если все остальные, могли, ну хотябы в принципе, парашютировать, то гибель торпедоносца в Белом море почти всегда означала гибель экипажа. Им не давали ни спасательных плотов, ни плавающих костюмов с теплоизоляцией, как английским и американским лётчикам. Можно было бы купить, но кому нужно тратиться на бывших в употреблении (БУ) людей и машин. Называйте меня, как хотите, но я считаю, что большевики, с пользой для себя, сознательно уничтожали, ставших им уже ненужными, доблестных воинов, проливших за них свою кровь, и, верой и правдой, отслужившие им самолёты. Скажите, разве они не были камикадзе? Правда, у этого последнего, коль уже взлетел, не оставалось ни малейшей надежды остаться живым. У милых нашему сердцу торпедоносцев такая надежда была. Дотянул ведь каверинский герой до полоски земли, где нашёл остатки полярной экспедиции. Торпедоносцам, тоже, иногда везло. Для того чтобы потом, подлечившись, быть посаженным на другой самолёт и опять посланным в бой. На этот раз последний.

ДАМСКИЙ ПОРТНОЙ.

Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября 1941 года к 8 часам утра на угол Мельниковой и Доктеривской улиц (возле кладбищ). Взять с собой документы и ценные вещи, а также тёплую одежду, бельё и пр. Кто из жидов не выполнит распоряжение и будет найден в другом месте, будет расстрелян. Кто из граждан проникнет в оставленные жидами квартиры и присвоит себе вещи, будет расстрелян.
ОБЪЯВЛЕНИЕ – из НАЧАЛО ФИЛЬМА (ПОДЛИННЫЙ ДОКУМЕНТ)

Этот фильм попался мне на глаза случайно (я телевизор, вообще-то не смотрю: не до этого) на одной из трёх наших русских программ. Он меня так заинтересовал, что (спасибо Интернету) я просмотрел его полностью. Это очень хороший фильм – резкий контраст со всей многочисленной киностряпнёй, наводнившей экран начиная со времён «перестройки и гласности». Фильм поставлен режиссёром Леонидом Горовцом по сценарию Александра Барщаговского, на основе его же собственной повести, в 1990 году. Сюжет минимально прост. В нем показаны одни сутки жизни семьи дамского портного Исака. Перед тем, как, явившись по вышеприведенному объявлению, как все думали, на отправку, они будут, на самом деле, согнаны в ближайший овраг – Бабий Яр – и злодейски зарезаны пулемётными очередями. Все до едина – старики, женщины и дети всех возрастов, начиная от грудных младенцев, принявших смерть на руках матерей и кончая подростками, не успевшими ещё жить. Но фильм не об этом. Он о человеческих отношениях. Ведь герои фильме не знали, что живут последний день, а посему вели себя обыкновенно, нормально, как всегда. Это была, как писал в «Бабьем Яре» Анатолий Кузнецов, «шолом-алехемская беднота». Жили они все вместе в какой-то халупе – сам Исак, его дочь Соня, две невестки, девочка-внучка и младенец внук. Сыновья его были на фронте. Вещей всего-то ничего, разве что старое пианино, но и на это уже зарятся жадные глаза. Исак бесконечно добр и терпелив ко всем – евреям и не евреям. Меня тронула до слёз та теплота, с которой покойный Иннокентий Смоктуновский, в котором не было ни капли еврейской крови, отнёсся к своему герою. Исак прожил свою жизнь как он считал было правильно и никому не угождая, ни перед кем не заискиваясь, никого и ничего не боясь, и не ожидая за свои добрые дела получит что-нибудь взамен. И такие вот, как он, лишь только за то, что они были евреями, стали поперёк горла кровавому тирану Сталину. И он приказал своему ставленнику Гитлеру всех их уничтожить до одного. А когда тот не сумел это задание до конца исполнить, Сталин взялся за это сам. Но Господь, Бог наш не дал ему это сделать. Вы можете сказать: «Тоже придумал!» Ну чтож. В следующей статье мы разберём «Бабий Яр» Кузнецова и там вы найдёте массу доказательств.
Ситуация у киевских евреев была безнадёжной (как и у нас в 1953). Молодые (да и не очень молодые) мужчины были в армии или эвакуировались со своими заводами. А те, кто остался – старики, как Исак, женщины и дети – не знали даже с какой стороны надо подойти к винтовке. О сопротивлении речи быть не могло. И хотя часто слышались то тут то там автоматные очереди, они старались убедить себя, что ничего плохого с ними не случится. Даже когда прямо на глазах у Исака убили еврея, он отгонял от себя мысль об судьбе, приготовленной ему немцами. Его-то самого немец отпустил. Немцы, в общем-то, были не злые. В фильме дважды показали двух солдат, патрулирующих этот околоток. Те не спеша двигались, болтали о чём-то по-немецки. Один играл на губной гармошке. Люди, как люди. Это были солдаты, так называемых, полицейских батальонов, по возрасту или по состоянию здоровья не годные для передовой. И такие же были они вояки. Но воевать с ними было некому. Исак ни о чём не жалел в прожитой им жизни, ни о чём, кроме одного: у его покойной жены не было «английского костюма». И вот он, в последнюю ночь своей жизни, кроит и шьёт малознакомой русской женщине этот самый «английский костюм». В фильме не показаны ни отношения местного населения к евреям, ни сцен расстрелов (их показали достаточно в других фильмах). Те, кто поставил фильм знают: мы все знаем, что случилось с евреями Киева и других городов оккупированной нацистами Украины. Герои просто уходят ни во что и там исчезают.


Рецензии