Митрополит Иоанн И. М. Снычёв, 1927-1995

Митрополит Иоанн (И.М. Снычёв, 1927-1995).
[статья из серии по истории пророчеств].

        Предлагаются для ознакомления две статьи митрополита Иоанна (Иван Матвеевич Снычёв) «Плач по Руси Великой» и «Тайна беззакония», посвящённые второму периоду «Багряного Зверя» (1991-2025).

    Статья «Плач по Руси Великой»:
        «А вслед героям и вождям
        Крадется хищник стаей жадной,
        Чтоб мощь России неоглядной
        Размыкать и продать врагам:
        Сгноить ее пшеницы груды,
        Ее бесчестить небеса,
        Пожрать богатства, сжечь леса
        И высосать моря и руды…» (М. Волошин).

    СЕМЬ ДЕСЯТИЛЕТИЙ минуло с той поры, как написаны эти строки. Сколько горя и скорби, величия и мужества вместили эти годы! Безжалостное время сплавило в единый жгучий состав боль потерь и радость побед, безумие святотатственного разгула и пламенную ревность исповедничества, тихое счастье усердной молитвы и дьявольскую злобу изуверного богоборчества.
    И вот сегодня (горе нам!) – стихотворные строчки звучат как слова сбывшегося пророчества. Россия моя, Россия, что с тобой стало теперь! Ужель и впрямь канули в лету герои и вожди твоего славного прошлого, глашатаи твоей великой судьбы, служители святой правды Божией? Ужели крадущаяся походка твоих новых хозяев да тихий шорох их проворных лапок, воровато шмыгающих повсюду в поисках наживы, – последнее, что суждено тебе увидеть и услышать, прежде чем они предадут поруганию и забвению самое имя твое, самую память о тебе, Россия?
    Болезнует сердце и скорбит душа, Господи, – глядя, как калечат и мучают Святую Русь – избранницу Твою, подножие Престола Твоего, земное небо, кладезь веры, верности и чистой любви… Томится дух и плачет безутешно, облекая горький плач свой в слова древней молитвы: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится Имя Твое в России! Да приидет царствие Твое в России! Да будет воля Твоя в России…» Так дерзновенно взывал некогда ко Господу великий русский праведник и чудотворец, отец Иоанн Кронштадтский. Так бы и нам всем вопиять ныне – памятуя древнюю славу Руси, скорбя над ее нынешним убожеством и срамом…
    Взяв пример от древних, желаю излить скорбь свою в словах обличения, словах вразумления и совета страждущим соотечественникам моим – и не нахожу слов должной силы и глубины. В драгоценном святоотеческом наследии Церкви ищу их, обретая властный слог духовного назидания в творениях великих предков наших – исповедников, страстотерпцев и подвижников – ревностных защитников русских святынь.
    «Где же ты, некогда могучий и державный, русский православный народ? – взывает к нам из хаоса Смуты 1918 года святейший патриарх Тихон. – Неужели ты совсем изжил свою силу? Как исполин, ты – великодушный и радостный – совершал свой великий, указанный тебе свыше путь, благовествуя всем мир, любовь и правду. И вот, ныне ты лежишь, поверженный в прах, попираемый своими врагами, сгорая в пламени греха, страстей и братоубийственной злобы. Неужели ты не возродишься духовно и не восстанешь снова в силе и славе своей? Неужели Господь навсегда закрыл для тебя источники жизни, погасил твои творческие силы, чтобы посечь тебя, как бесплодную смоковницу?…
    Плачьте же, дорогие братия и чада, оставшиеся верными Церкви и Родине, плачьте о великих грехах вашего Отечества, пока оно не погибло до конца…
    Богатые и бедные, ученые и простецы, старцы и юноши, девы, младенцы – соединитесь все вместе и умоляйте милосердие Божие о помиловании и спасении России…».
    Тогда, семьдесят пять лет назад, народ внял призыву своего первосвятителя, и соборная молитва предотвратила гибель Руси, сгоравшей в пламени братоубийственной бойни. Тогда покаяние народа на весах правосудия Божия перевесило грехи гордыни и вероотступничества, тщеславия и властолюбия, приведшие к трагедии гражданской войны. Тогда – у народа хватило здравого разума и душевных сил, чтобы выжить, сохранить страну, удержать национальную самобытность…
    Хватит ли теперь?
    «О, СВЕТЛО СВЕТЛАЯ и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и целебными источниками местночтимыми, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными. Всем ты преисполнена, земля Русская, о православная вера христианская!». – так начинал свой плач автор «Слова о погибели Руския земли», безвестный ревнитель российского величия, оплакивавший в середине XIII века разорение Руси страшным нашествием разноплеменной орды Батыя.
    Какая же дикая орда, какой свирепый враг прошел сегодня по просторам нашей Родины черным смерчем разрушения и развала – так, что впору россиянам ныне возопить словами другого древнего автора:
    «Откуда начнем плакати, увы, толикаго падения преславныя ясносияющия превеликия России? Которым началом воздвигнем пучину слез рыдания нашего и стонания? О, коликих бед и горестей сподобилося видети око наше!»
    И действительно – как же не скорбеть, не печалиться, глядя на этот позор, памятуя прежнее могущество, богатство и красоту Родины нашей, цветшей издревле подобно дивному цветку на удивление миру, в назидание верным, к радости своих славных сынов?
    Пора понять – именно сейчас решается вопрос: удастся ли разрушителям России и дальше обманывать русский народ, завлекая его хитростью и ложью на путь безвозвратного самоуничтожения, к мрачной пропасти окончательной гибели, или – ценой многих жертв и страданий мы все же прозреем, очнемся, одумаемся. Ведь только тогда сможем мы обрести надежду спасения, волю к жизни и утерянную было духовную мощь.
    В этой ситуации особую роль приобретает позиция Церкви. Ее авторитет постоянно растёт, постепенно возвращается понимание исключительной роли Православия в русской жизни. Находясь в глубочайшем кризисе, общество желает знать, каковы исторически сложившиеся государственные воззрения Церкви, принимавшей живое и деятельное участие во многовековом строении великого Русского Царства. Многие и многие жаждут услышать ее нелицеприятное суждение, с тревогой и надеждой ожидая материнский церковный призыв.
    Не дерзая от своего лица рассуждать о сем важнейшем предмете, скажу, тем не менее: слушайте – вот он, этот призыв, возглашаемый устами Первосвятителя-исповедника, святейшего патриарха Московского и Всея России Тихона.
    «Святая Православная Церковь, искони помогавшая русскому народу собирать и возвеличивать государство Русское, не может оставаться равнодушной при виде его гибели и разложения…
    По воле Пастыреначальника, Главы Церкви, Господа нашего Иисуса Христа поставленный на великое и ответственное служение Первосвятителя Церкви Российской, по долгу преемника древних собирателей и строителей земли Русской, я призываю совестию своею возвысить голос в эти ужасные дни…
    Может ли примириться русский народ со своим унижением?..
    Все мы – братья, и у всех одна мать – родная Русская земля.
    Пред лицом страшного, совершающегося над страной нашей суда Божия, будем молить Господа, чтобы смягчил Он сердца наши братолюбием и укрепил их мужеством, чтобы Сам Он даровал нам мужей разума и совета, верных велениям Божиим, которые исправили бы содеянное злое дело, возвратили отторгнутых и собрали расточенных...».
    Сказано недвусмысленно и ясно, так, что каждый может понять – нет в мире силы, способной заставить замолчать голос церковной проповеди, от полноты любящего сердца вещающий о нашей всенародной обязанности спасти Святую Русь, сохранить и приумножить драгоценное наследие предков. Человек благонамеренный и благочестивый найдет в этом голосе доброго утешителя и разумного советчика. Для тех же, кто сжег свою совесть на костре тщеславных вожделений и сребролюбивых помыслов, он станет гласом Страшного суда, предрекая неложно и грозно жалкий, бесславный конец нераскаявшимся страстолюбцам.
    Все, кто по долгу своего служения ответственен пред Богом за духовное здравие народа, все, кто небезразличен ко всеобщему страданию, кто болезнует душой при виде потоков лжи и клеветы, изливаемых на нашу страну и ее людей, – услышьте призыв святейшего Тихона:
    «К тебе же – обольщенный, несчастный народ русский, сердце мое горит жалостью до смерти. «Оскудеша очи мои в слезах, смутися сердце мое» (Плач. 2:11) при виде твоих тяжких страданий, в предчувствии еще больших скорбей. Взываю ко всем вам — архипастыри, пастыри, сыны мои и дщери о Христе: спешите с призывом к прекращению братоубийственных распрей, с призывом к миру, тишине, к труду, любви и единению».
    ЧТО ЖЕ ЗАСТАВЛЯЕТ нас безропотно, порою просто безвольно мириться с происходящим?
    Какая сила подавляет волю к сопротивлению, застилает глаза, мешая видеть истину, грызет сердце тугой и безысходной горечью?
    Дьявол – «человекоубийца искони», «ложь и отец лжи», по слову Священного Писания, – какими путями, по каким тропкам находит он дорогу в наши души, смущая и слепя, обманывая и обольщая?
    Мы утеряли духовную наполненность жизни. Мы поддались на приманку миражей материального благополучия, забыв пророческие слова о том, что «дух животворит; плоть не пользует нимало…» (Ин. 6:63). Мы позволили низвести себя до уровня мыслящих животных – полускотов, полулюдей, отличающихся от первых способностью самосознания, но не принадлежащих к последним из-за прискорбного паралича духовных потребностей души.
    Бог создал человека по образу и подобию Своему. Создал для соучастия в Своей Божественной жизни как созерцателя неисповедимых тайн устроения Вселенной, сотрудника Своего в деле устроения и управления гармонией мира, связанного с Собой нерасторжимым единством любви, мудрости, благости.
    Сколько бы мы ни пытались изжить остатки своего богоподобия, сколько бы ни калечили человеческую природу по рецептам приверженцев «прогресса», «цивилизации», «общества потребления» и тому подобных нелепиц – не успокоится душа человеческая, доколе не обретет вечный, священный, не подверженный умалению смысл своего бытия. Веками народ русский сознавал цель своего национального, вероисповедного, государственного самостояния в том, чтобы сохранить этот смысл, явленный в откровениях православного вероучения. Сегодня естественную религиозную жажду русской души хотят направить в русло тёмных сатанинских культов, разрушающих индивидуальную психику и соборное народное самосознание. Не преуспев в попытках уничтожить Россию силой, нас цинично, расчетливо и подло толкают на путь духовного самоубийства. При этом не имеет значения, в какие красочные «обертки» облекают смертельный яд богоборчества. Будь то беснование рок-музыки – для молодежи и подростков, или обожествление «успеха в жизни» – для взрослого населения, смысл всегда один: не допустить восстановления в народе истинной шкалы ценностей, где религиозно-нравственные понятия милосердия и мужества, веры и верности безусловно довлеют над потребностями низшей природы человека.
    «Наша беда и наша опасность: мы живем в эпоху воинствующего зла, а верного чутья для распознания и определения его не имеем. Отсюда бесчисленные ошибки и блуждания. Мы как будто смотрим – и не видим; видим – и не верим глазам; боимся поверить, а поверив, все еще стараемся уговорить себя, что «может быть, все это не так…», – эти слова принадлежат Ивану Ильину, одному из самых ярких русских мыслителей XX-го века, волею судьбы оказавшемуся в эмиграции после революции 1917 года.
    Да, действительно – мы боимся поверить, что всё, происходящее с нами в последние восемьдесят лет не есть случайность или прихоть капризной истории, но целенаправленная попытка разрушить Россию любой ценой.
    Мы плохо знаем собственную историю, мы боимся знать ее. А зря!!!
    Кто помнит сегодня, после многих десятилетий одуряющей пропаганды, что ещё до начала первой мировой войны налоги в России были самыми низкими в мире?
    Что в 1913 году урожай зерна у нас был на треть больше, чем в Соединенных Штатах, Канаде и Аргентине, вместе взятых? (А теперь мы у них закупаем миллионы тонн…).
    Известный экономист-аналитик Эдмонд Тей утверждал в начале столетия, что «к середине настоящего века Россия станет выше всех в Европе как в отношении политическом, так и в области финансово-экономической». Не это ли объясняет неистребимое стремление Запада подорвать русскую мощь, ослабить, а если можно, то и поработить Россию?
    Сейчас мы лишь начинаем прозревать – а ведь наши соотечественники, прожившие на Западе долгие годы, давно предупреждали об этой опасности. Но усилиями русофобов русские люди оказались разъединены стеной враждебности и непонимания, взаимных упреков, обвинений и обид, стеной идеологизированной ненависти – и предупреждающий голос русской национальной эмиграции, искренне болевшей за страну и честно желавшей предупредить свой народ о грозящих опасностях, не мог пробиться сквозь толщу недоверия и враждебности. Что ж, лучше поздно, чем никогда: может быть, хоть сейчас мы прислушаемся к этому голосу, полному муки за боль истерзанной, далекой Родины, полному горячего желания помочь и неколебимой веры в то, что народ русский все же преодолеет все преграды и ловушки, стоящие на пути его религиозного, нравственного, национального и политического прозрения.
    «Мировая закулиса хоронит единую национальную Россию, – писал в 1949 году тот же Иван Ильин. – «Добрые соседи» снова пустят в ход все виды интервенции: дипломатическую угрозу, захват сырья, присвоение «концессий», расхищение военных запасов, одиночный, партийный и массовый подкуп, организацию наемных сепаратистских банд, создание марионеточных правительств, разжигание и углубление гражданских войн…
    А новая Лига Наций попытается установить «новый порядок» посредством заочных (Парижских, Берлинских или Женевских) резолюций, направленных на подавление и расчленение Национальной России...».
    Достаточно сравнить эти строки с реальными событиями последних лет, и комментарии окажутся излишними. Вопрос сейчас стоит так: успеем ли мы осознать всю опасность положения и принять необходимые меры прежде, чем процесс распада станет необратимым?
    Хватит ли у нас мужества не останавливаться на полдороге в понимании причин событий и глубины происходящих в мире перемен?
    В принятии необходимых мер для предотвращения гибели народа и страны?
    Сумеем ли мы подняться над временными противоречиями и мелкими страстишками до осознания своего всенародного единства, своего исторического, гражданского и религиозного долга?
    Пока ещё – есть возможность остановиться на краю пропасти. Горе нам, если мы упустим ее из-за игры честолюбий или упрямства догматиков от политики, вялости мысли или паралича воли, боязливости или безответственности…
    «Когда после падения большевиков, – говорит Ильин, – мировая пропаганда бросит во всероссийский хаос лозунг «Народы бывшей России – расчленяйтесь!», то откроются две возможности:
    Или внутри Росии встанет русская национальная диктатура, которая возьмет в свои крепкие руки бразды правления, погасит этот гибельный лозунг и поведет Россию к единству, пресекая все и всякие сепаратистские движения в стране.
    Или же такая диктатура не сложится, и в стране начнется непредставимый хаос передвижений, отмщений, погромов, развала транспорта, безработицы, голода, холода и безвластия.
    Тогда Россия будет охвачена анархией и выдаст себя головой своим национальным, военным, политическим и вероисповедным врагам…».
    Что тут добавишь! Как говорится – «чтущий да разумеет»…
    НАВЕРНЯКА НАЙДУТСЯ желающие обвинить меня в излишней «политизированности». Скажут, что Церковь, мол, «не от мира сего», так что нечего и лезть в мирские дела. Скажут, пожалуй, о том, что не стоит будоражить народ разговорами о «заговоре против России», что сейчас главное – сохранить мир любой ценой, избежать возрождения «имперских амбиций», что надо смириться с «ходом истории», который будто бы привел к развалу страны «по объективным причинам»…
    Воистину, мир надо хранить всеми силами.
    «В мире место Божие», – свидетельствует нам Священное Писание.
    Вот только – всякий ли мир от Бога, любой ли хорош для православного человека?
    «Тот ли это мир, о котором молится Церковь, которого жаждет народ? – вопрошал святейший патриарх Тихон, когда России в очередной раз пытались навязать «позорный» мир. – Мир, по которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом,… десятки миллионов православных людей попадают в условия великого духовного соблазна,… мир, по которому даже искони православная Украина отделяется от братской России и стольный град Киев, «мать городов русских», колыбель нашего крещения, хранилище святынь, перестает быть городом державы Российской, мир, отдающий наш народ и Русскую землю в тяжкую кабалу, – такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения. Церкви же Православной принесет великий урон и горе, а Отечеству неисчислимые потери...».
    Семьдесят пять лет назад это предвидение русского первосвятителя исполнилось с пугающей точностью.
    Сбудется ли опять?
    Или мы всё же не повторим дважды одной и той же страшной ошибки, распознаем обманщиков и недругов России, отзовемся на глас отеческого вразумления патриарха-исповедника:
    «Противостаньте им силою веры вашей, – молил он народ русский, – вашего властного всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной».
    Услышим ли мы эти призывы?
    Сумеем ли отстоять Святую Русь?
    Верую, что Господь не оставит нас без помощи и вразумления, вдохновит и направит на должный путь. Ибо, если мы не остановим это безумие сейчас, то скоро – ох, как скоро, – придётся платить за него страшную, кровавую цену…
    В этой статье я намеренно много цитировал. Сделал это сознательно, ибо слишком важные, судьбоносные темы затронуты в ней, чтобы считать достаточным для их обсуждения свой личный разум и персональный авторитет. Нет, этого мало – пусть видят люди, что в вопросах важности первостепенной, вопросах выживания страны глас церковный (патриарх Тихон) и глас народного самосознания (Иван Ильин) сливаются воедино, «едиными усты и единым сердцем» печалуясь и скорбя о великой Родине нашей – Святой Руси.
    Я начал статью эпиграфом из поэзии светской. Хочу закончить её словом церковным, словом святителя Тихона – пусть станет это символом возрождающегося единения народа, чье тело так долго и изощренно пытаются рассечь, разделить, разъять…
    «Возлюбленные о Господе братие и чада! – говорит русский патриарх. – Долг архипастырской любви, объемлющий болезни и скорби всего православного народа русского, повелевает Нам обратить к вам Наше отеческое слово. Вместе с вами Мы страждем сердцем при виде не прекращающихся бедствий в нашем Отечестве; вместе с вами молим Господа о том, чтобы Он укротил Свой гнев, доныне поядающий землю нашу.
    Ещё продолжается на Руси эта страшная и томительная ночь… Изнемогает наша Родина в тяжких муках, и нет врача, исцеляющего ее. Где же причина этой длительной болезни, повергающей одних в уныние, других – в отчаяние? Вопросите вашу православную совесть и в ней найдете ответ на этот мучительный вопрос.
    Грех, тяготеющий над нами, – скажет она вам, – вот сокровенный корень нашей болезни, вот источник всех наших бед и злоключений. Грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей… Из того же ядовитого источника греха вышел великий соблазн чувственных земных благ, которым и прельстил наш народ, забыв о «едином на потребу»… Мы захотели создать рай на земле, но без Бога и Его святых заветов. Бог же поругаем не бывает. И вот мы алчем, жаждем и наготуем на земле, благословенной обильными дарами природы, и печать проклятия легла на самый народный труд и на все начинания рук наших. Грех – тяжкий нераскаянный грех – вызвал сатану из бездны…».
    Восстанем, братия, на подвиг духовный, и Родина наша воссияет светом истины и праведности – как встарь! Конец».
Митрополит Иоанн (с 20 июля 1990 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, постоянный член Священного Синода, публицист, и историк церкви). 
    Газета «Советская Россия», 27.03.1999 г.
*    *    *

    Статья «Тайна беззакония»:
    «ОТЕЧЕСТВО НАШЕ, народ наш – переживают ныне лютые, тяжелейшие времена смуты и безначалия. Святыни попраны и оплеваны, государство предано и брошено на разграбление бессовестным и алчным стяжателям, жрецам новой официальной религии – культа духовного и физического разврата, культа безудержной наживы – любой ценой. Процесс апостасии, разложения живого и цельного христианского мироощущения, предсказанный Господом Иисусом Христом почти два тысячелетия назад, близок к завершению. По всей видимости, Бог судил нам стать современниками «последних времен». Антихрист как реальная политическая возможность наших дней уже не вызывает сомнений.
    В этих условиях, когда делается все, «чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24: 24), необходимо вернуть человеку понимание истинного смысла его существования. Но одного этого мало: нужно вернуть смысл и нашему соборному, наpодному бытию. Вопросы религиозного осмысления истории русского народа приобретают в этой связи особую злободневность. Тем более, что события русской истории ни по своим масштабам, ни по нравственному значению не укладываются в рамки рационалистического познания.
    Оглядывая отечественную историю, непредвзятый наблюдатель повсюду находит несомненные следы промыслительного Божия попечения о России. События здесь происходят почти всегда вопреки «объективным закономерностям», свидетельствуя о том, что определяют историю не земные, привычные и, казалось бы, незыблемые законы, а мановения Божии, сокрушающие «чин естества» и недалекий человеческий расчет. Чудо сопровождает Россию сквозь века. Вот и нынче – по всем планам закулисных дирижеров современной русской трагедии наше национально-религиозное самосознание давно должно было захлебнуться в смрадном и мутном потоке пропаганды насилия и бесстыдства, космополитизма, богоборчества и животных страстей. Наша государственность должна была давно рухнуть под грузом бесконечных предательств и измен, внутренних интриг и внешнего давления. Наши дети давно должны были бы убивать друг друга на полях новой братоубийственной гражданской войны, для разжигания которой было приложено столько усилий мнимыми «миротворцами» и лукавыми «посредниками». Наша хозяйственная жизнь должна бы давно замереть, опутанная удушающей сетью «реформ», ввергнув страну в экономический и политический хаос.
    Ан нет – хранит Господь! Гнётся Русь – да не ломается.
    Невозможно человеку обрести смысл существования, пока он не осознает себя как религиозную (т. е. связанную с Богом известными отношениями и обязательствами) личность. Одно из непременных условий для этого – религиозно-национальное самосознание, т. е. осмысление религиозного содержания народного бытия, его промыслительной направленности и определенности. Никогда не поймут таинственного смысла человеческой истории те, для кого она представляется лишь скопищем случайных совпадений, разрозненных событий, поступков и явлений. Недоступным останется понимание истории для тех, кто во всем стремится отыскать действие мертвых, безличных и неизменных «закономерностей», с равной неизбежностью определяющих жизнь природы и человечества. Лишь в рамках церковного вероучения история народов и царств, завоеваний и революций наряду с вопросами, жизненно важными для каждого отдельного человека, получает цельное и непротиворечивое объяснение.
    Ход истории зависит не от нас. Но от нашего выбора зависит то место, которое мы займем в ее течении. То ли, руководимые законом Божиим и совестью, мы осознаем свой личный религиозный долг как частицу всенародного служения, промыслительно определенного нам неисповедимыми судьбами Божиими; то ли, боясь лишений и тягот этого пути, отречемся. Тогда – неизбежное отлучение от благодати и соучастие в «тайне беззакония» мира сего лишат всякой надежды на помощь Божию и личное спасение.
    Внимательному взору благочестивого наблюдателя открывается картина взаимной гармонии, сокровенных движений человеческой души с историческими потрясениями, изменяющими судьбы народов; свободного человеческого выбора со всемогущим действием промысла Божия. Лишь совершив этот труд, обретает человек драгоценный талант осмысленной веры, являющийся утешением в скорбях и соблазнах и залогом спасения. За малое усилие – награда неоценимая…
    Религиозный смысл русской истории выходит далеко за рамки национального значения.
    «На костях мучеников, – пророчествовал задолго до революции о. Иоанн Кронштадтский, – как на крепком фундаменте будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу; крепкая своей верой в Христа Бога и Святую Троицу; и будет по завету святого князя Владимира – как единая Церковь».
    Именно эта роль России, как последнего убежища истинной веры, последней, всеми гонимой Церкви времен общей апостасии и воцарения антихриста, придает русской истории вселенское, космическое значение.
    На протяжении десяти веков соответствие внешней судьбы страны внутреннему состоянию народного духа заставляло русских людей с сугубым вниманием относиться к поучениям, предсказаниям и пророчествам об особой судьбе России, тщательно и благоговейно доискиваясь – в чём же неповторимый смысл русской истории, какое служение уготовал Господь для русского народа?
    Результаты этого кропотливого, осененного молитвами труда могут быть кратко изложены в виде нескольких положений, определяющих церковный взгляд на родную историю. Вот они:
    Во-первых, Понимание русской судьбы – истории России с ее взлетами и падениями, благодатными прозрениями и соблазнами богоборчества – возможно лишь в рамках исторического осмысления извечной борьбы, ведущейся падшим духом против человеческого рода. Оторвать душу человека от спасительной церковной благодати, исказить евангельские истины, уничтожить Православную Церковь и ее ограду – русскую государственность, – эти богоборческие порывы сатаны были теми внутренними толчками, которые на поверхности русской жизни отражались войнами и смутами, революциями и «перестройками».
    Во-вторых, Русская история – лишь часть общей истории человечества, начавшейся с момента грехопадения первых людей и изгнания их из рая. Концом ее станет второе славное пришествие Христово с последующим Страшным Судом и преображением мира. Главное событие истории – воплощение Иисуса Христа, Сына Божия, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася», основавшего на земле с целью усвоения людьми дарованного Им спасения «едину святую соборную и апостольскую Церковь».
    В-третьих, Отношение людей и народов к дару спасения (принятие или отвержение) в конечном счёте определяет судьбу как отдельного человека, так и целого народа. В своем отношении к Церкви, хранящей дар спасения, человек свободен. Свобода заключается в выборе между добром и злом, добродетелью и страстью, законом Божиим и беззаконием, христианским долгом служения и своеволием, произволом. «Поток истории» есть лишь реализация этого религиозно-нравственного выбора в событиях и поступках.
    В-четвёртых, Народы, как и люди, неповторимы. Дарования Божии каждому из них определяют его роль и место в истории человечества. Русскому народу определено Богом особенное служение, составляющее смысл русской жизни во всех ее проявлениях. Это служение заключается в обязанности народа хранить в чистоте и неповрежденности нравственное и догматическое вероучение, принесенное на землю Господом Иисусом Христом. Этим русский народ призван послужить и всем другим народам земли, давая им возможность вплоть до последних мгновений истории обратиться к спасительному, неискаженному христианскому вероучению.
    В-пятых, Понятие «русский» в этом смысле не является исключительно этнической характеристикой. Соучастие в служении русского народа может принять каждый, признающий Богоустановленность этого служения, отождествляющий себя с русским народом по духу, цели и смыслу существования, независимо от национального происхождения.
    В-шестых, История русского народа есть история его призвания к этому служению, история осознания и добровольного вступления в служение, история борьбы народа с искушениями, соблазнами и гонениями, грозившими извратить идею служения или воспрепятствовать ему.
    Нашу историю можно разделить на три периода:
    Первый этап – становление русского самосознания, охватывающий период со времени крещения Руси до эпохи Иоанна IV. В это время оформилась и закрепилась религиозная основа национального самосознания. Приняли окончательную форму понятия о смысле существования народа, его идеалах в жизни личной, семейной, общественной и государственной.
    Второй этап – период борьбы русского самосознания с многочисленными богоборческими и материалистическими, антинациональными соблазнами. Его хронологическими рамками являются Смута XVII века, с одной стороны, а с другой – революция 1917 года и ее последствия. Временной точкой, завершающей этот этап русской жизни, можно (с известной долей условности) признать 1988 год – дату тысячелетия Крещения Руси.
    Третий этап – время возрождения русского самосознания во всей его религиозной и исторической полноте. Свидетелями и современниками этого процесса являемся все мы, независимо от того, признаем его или отвергаем…
    Только осознав свое место в истории нашего народа, определив в этой связи понятия своих нравственных обязанностей, своего религиозного долга, мы сможем существовать осмысленно и полноценно. Сможем достойно, преемственно продолжить исповедническое служение русского народа, не прекращавшего его в самые лютые времена, чему свидетели перед престолом Божиим – сонмы новомучеников российских, за веру Христову и Русь Святую от богоборцев мученический конец приявших. И главное – существование наше будет приведено в соответствие с Божиим смотрением о нас, о России, о русском народе.
    Только в таком случае сумеем мы удалить из нашей жизни отраву богоборчества, отличить друзей от врагов, возродить Святорусскую державу и примириться с Богом. Помоги нам, Господи!!!
    ХРИСТИАНСКОЕ мировоззрение давно подметило в череде исторических событий некую необъяснимую на первый взгляд странность. Походы и войны, мятежи и революции, смены династий и свержения престолов, экономические кризисы и политические интриги – эти внешне бессвязные и хаотические явления соединены между собой удивительным единством последствий. Их конечным результатом всегда является разгром национальной государственности и попрание христианских святынь.
    Неизбежно встает вопрос: почему?
    Что это – случайность или «объективная закономерность», столь любезная сердцу историков-материалистов?
    Особое звучание приобретают в этой связи многочисленные христианские пророчества, предсказывавшие именно такой ход истории.
    «Молим вас, братия, – обращается апостол Павел к народу церковному на заре христианской эры, – да не обольстит вас никто никак… Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не взят от среды Удерживающий теперь» (2 Сол. 2: 1,3,7).
    В этом апостольском призыве – ключ к пониманию многих загадок истории и наших сегодняшних недоумений.
    Истоки «тайны беззакония» коренятся в седой древности. Ее отправной точкой являются события внешне мало значительные – в VIII-ом и VII-ом веках до Рождества Христова под ударами Ассирии и Вавилона пали маленькие ближневосточные царства – Израильское (в 727 году до Р. Х.) и Иудейское (в 606 году до Р. Х.).
    Лишившись независимости и превратно истолковав священные книги, часть религиозных сект Израиля и Иудеи связали свои надежды на восстановление государственности с пришествием Мессии – царя Израильского, который соделает их господами мира. Считая себя народом, избpанным Богом якобы для господства, они ревниво оберегали свою национально-религиозную «исключительность».
    Закоснев в ожидании Мессии как политического и военного лидера, эти люди отвергли истинного Мессию – Иисуса Христа, пришедшего в мир с проповедью покаяния и любви. Особую ненависть вызывал у них тот факт, что, обличив заблуждения иудейских «законников» – книжников и фарисеев, Христос разрушил миф об их «богоизбранности», приобщив к Своему спасительному учению все окружающие народы.
    Простить Ему этой правды «сионские мудрецы» не могли. Христос был оклеветан и по лжесвидетельству осужден на смерть. Но распятым Он оказался для богоборцев еще страшнее. Христианство стремительно завоевало мир, отодвигая мечту о господстве все дальше и дальше. Тогда христианской Церкви была объявлена война. Вести ее открыто христоненавистники не могли – не хватало сил. Их оружием в этой войне стали тайные общества и организации, скрывавшие за внешне благовидной деятельностью свою главную цель: низвергнуть христианство, разрушить национальные государства и подготовить таким образом «добровольное» объединение мира в рамках единой международной политической структуры под властью единого мирового правительства. Его глава и должен, по замыслу «архитекторов» этого «общемирового дома», воплотить в жизнь многовековую мечту о господстве над миром. Христиане назвали этого грядущего мирового диктатора антихристом.
    Под какими только личинами не скрывались «предтечи антихриста» – строители «единого мирового сообщества», основатели экуменических движений, приверженцы «всеобщих мировых вероучений» и тому подобных богоборческих начинаний. Все шло в дело – еретические секты средневековья, псевдомонашеские ордена времен крестовых походов, литературные чтения и философские кружки эпохи Просвещения, научные ассоциации и масонские ложи нашего космического века с удивительным единодушием выполняли кропотливую работу по разрушению христианского мироощущения и национальной государственности.
    Отпавший от благодати Божией католический Запад первым испытал на себе всю мощь этого натиска. «Vexilla regis prodeunt inferni» («Знамена властителя ада продвигаются вперед»), — так писал в 1884 году в своей энциклике папа римский Лев XIII, предупреждая западный мир об опасности. Ныне на наших глазах завершается один из последних актов этой грандиозной исторической драмы. Западный мир, хвастливо именующий себя «цивилизованным» и кичащийся многовековой христианской культурой, на деле являет собой жуткое зрелище тупого, животного равнодушия к вопросам истинно духовной жизни.
    Стоило поднять «железный занавес», чтобы русский человек на собственном опыте убедился, каковы «блага цивилизации»: беспредельный цинизм и разнузданное бесстыдство хваленого «свободного мира» сегодня очевидны для любого наблюдателя, сохранившего хоть малую толику нравственной чуткости. На развалинах некогда христианских государств с помощью бесчисленных международных банков, фондов, комитетов, совещаний и организаций лихорадочно возводится уродливая вавилонская башня «нового мирового порядка».
    Ее строителям давно не давала покоя Россия. Длительное время именно Русская держава являлась тем «удерживающим» (вспомним слова апостола Павла!), само существование которого не позволяло осуществиться «тайне беззакония». Крепкая вера Руси и ее мощная православная государственность служили гарантиями того, что разрушительные социальные и религиозные движения не смогут достичь своих страшных целей.
    К XIX веку, тем не менее, влияние тайных международных богоборческих сил достигло такой величины, что на повестку дня был поставлен вопрос об уничтожении России:
    «Когда самодержавная Россия останется последней цитаделью христианства, мы спустим с цепи pеволюционеpов-нигилистов и безбожников и вызовем сокрушительную социальную катастрофу, которая покажет всему миру во всем его ужасе абсолютный атеизм, как причину одичания и самого кровавого беспорядка…
    Тогда все бесчисленное множество разочарованных в христианстве, жаждущее в душе своей Божественного идеала, примет просвещение через всемирную проповедь чистейшего люциферианского учения, к тому времени уже открытую и всенародную».
    Похоже, «то время» уже настало: волны откровенного или наспех замаскированного сатанизма заливают русскую землю, губя и калеча человеческие души.
    А мы – все спим?
    Неужели ошибки прошлого ничему не учат?
    Документ, содержащий вышеприведенные страшные строки, подписан 15 августа 1871 года Альбертом Пайком, духовным вождем международного масонства того времени. Обнародованный во Франции задолго до революции 1917 года, он был вскоре переведен на русский язык и опубликован в России, но… остался незамеченным. Уверенное в несокрушимой мощи российского государства, русское общество беспечно взирало на набиравший силу процесс «расцерковления» народного сознания.
    Напрасно Православная Церковь взывала устами своих святых подвижников:
    «Западом и наказывал, и накажет нас Господь, а нам в толк не берется. Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим; есть уши, но не слышим и сердцем не разумеем. Господи, помилуй нас!…
    Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня…»
    Слова эти принадлежат русскому подвижнику, епископу Феофану, затворнику Вышенскому. Не горько ли, что и сегодня звучат они как нельзя более современно?
    К предостерегающему голосу пастырей Церкви присоединяли свои тревожные призывы и патриоты-государственники.
    В докладной записке Департамента полиции, датированной 10 февраля 1895 года, отмечается:
    «Ныне боевой аппарат масонства усовершенствован и формы грядущего натиска откристаллизовались. Испытанным боевым оружием масонства уже послужил экономический фактор – капитализм…
    Разжигание бессознательной ненависти в народной толще против всех и вся – таков второй и главный наступательный ход, выдвинутый ныне масонством в России. Этой мутной волной намечено потопить царя не только как Самодержца, но и как Помазанника Божия, а тем самым забрызгать грязью и последний нравственный устой народной души – Православного Бога…
    Пройдет всего каких-нибудь десять – двадцать лет, спохватятся, да будет поздно: революционный тлен уже всего коснется. Самые корни векового государственного уклада окажутся подточенными».
    Катастрофа 1917 года и последовавшая за ней братоубийственная бойня иллюстрируют приведенные выше цитаты лучше всяких слов. Религиозный смысл этих исторических событий не вызывает сомнений. Стремились уничтожить Россию как Престол Божий, русский народ – как народ-богоносец. Символический смысл некоторых деяний «строителей светлого будущего» просто бросается в глаза.
    В 1918 году при странных, таинственных обстоятельствах совершено зверское убийство царской семьи и их ближайших слуг.
    Зачем?
    Ведь никакой политической опасности царственные узники к тому времени уже не представляли – это ясно любому непредвзятому исследователю. Убивая Русского Православного Царя – символически убивали законную, христианскую, национальную власть. Убивая Наследника – убивали и будущее России. Убивая вместе с Августейшей Семьей их верных слуг – убивали всесословное общенародное единение, к которому так стремилась всегда русская жизнь.
    В 1921 году русские архиереи взывали:
    «Народы Европы! Народы мира! Пожалейте наш добрый, открытый, благородный по сердцу народ русский, попавший в руки мировых злодеев! Не поддерживайте их, не укрепляйте их против ваших детей и внуков! Помогите изгнать культ убийства, грабежа и богохульства из России и всего мира».
    Напрасный труд – «цивилизованный мир» равнодушно взирал на русские муки.
    Но Русская Церковь не сдавалась. В России она благословляла своих верных чад на подвиг исповедничества и мученичества перед лицом торжествующего зла. Из-за рубежа доносился обличительный глас ее архипастырей, окормлявших многомиллионное русское рассеяние.
    «Наше смутное время весьма скудно пророками, но очень богато лжепророками, – предупреждал православный Собор Архиереев, собравшийся в 1932 году в Сербии. – Мир оскудел «духом Божиим», но очень богат «духом заблуждения».
    Одним из самых вредных и поистине сатанинских лжеучений в истории человечества является масонство. Масонство есть тайная интернациональная мировая революционная организация борьбы с Богом, с Церковью, с национальной государственностью и особенно с государственностью христианскою…
    Под знаком масонской звезды работают все темные силы, разрушающие национальные христианские государства. Масонская рука принимала участие и в разрушении России. Все принципы, все методы, которые применяют большевики для разрушения России, очень близки масонским. 15-летнее наблюдение над разрушением нашей Родины воочию показало всему миру, как поработители русского народа верны программе масонских лож по борьбе с Богом, с Церковью, с христианской нравственностью, с семьей, с христианским государством, с христианской культурой и со всем тем, что создало и возвеличило нашу Родину».
    В 1891 году Достоевский предупреждал, что если допустить дело до богоборческой революции в России, то она обойдется стране в «сто миллионов голов».
    В 1990 году еженедельник «Аргументы и факты» опубликовал статистические данные, согласно которым общие потери народонаселения России за период с 1917 по 1959 год составили 110,7 миллионов человек. Так явила себя миру тайна беззакония в России – во всем ужасе и безобразии своей дьявольской личины. Конец».
Митрополит Иоанн (с 20 июля 1990 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, постоянный член Священного Синода, публицист, и историк церкви).
Газета «Советская Россия», 10.10.1992 г.
*    *    *
ДТН.
 


Рецензии