Скирматия. Глава 12. Первые трудности

XII. Первые трудности

Разговор с матерью оказался для Всеслава неожиданно не столь сложным, как ему представлялось. Ему было приятно, что горячо его любящая мать смогла разговаривать с ним, как с равным, а не как с сыном. Теперь предстояло сделать последний шаг, и наконец-то он будет самостоятельно принимать важные в его жизни решения.

В первую очередь Всеслав направился справиться у всех, как обстоят дела по подготовке отъезда. Оказалось, что не всё успевает быть подготовлено ко времени отъезда. Эти затруднения несколько удивили Всеслава. Он не ожидал, что фактическое состояние дел может расходиться с его указаниями.

— Безмука, готовы ли лошади к моей поездке? — спросил Всеслав у конюха, как только нашёл его в глубине конюшни.

— Ваша милость, ваши лошади готовы. В смысле те, на которых будете ехать вы, но не все лошади готовы для ваших вещей, — отвечал конюх.

— Как так? Я же тебе ещё вчера приказал взять лошадей в конюшне отца? — недоумевал Всеслав.

— Так я и взял. Но не хватает их. Ещё на прошлой неделе большинство лошадей взял в поездку в Домиц помощник управляющего. Он отправился туда за товарами, и ему нужно было много лошадей. В конюшне удалось взять только восемь лошадей. Остальные нужны вашему батюшке, — отчитывался конюх.

— Так и что, ничего нельзя сделать? А как по твоему я должен ехать сегодня? — грозно спросил Всеслав.

— Помощник управляющего должен сегодня вечером или завтра вернуться. По крайней мере, мне так сказал достопочтенный Всеволод. Лошадям потребуется отдохнуть день — другой. Можно часть воинов вашего достопочтенного отца отправить позже, они как раз смогут сопроводить ваше имущество. Если ваша милость планирует делать длинные остановки по дороге, то они нагонят вас ещё в пути.

— Я не планирую длинных остановок. Пусть догоняют меня в Герце, — ответил Всеслав. После этих слов Всеслав быстро вышел, хлопнув дверью конюшни.

Всеслав направился к управляющему.

— Достопочтенный Всеволод, так что же никто не приедет составить компанию мне в поездке? — Всеслав адресовал вопрос уже управляющему князя. — Это же было княжеское повеление!

— Ваша милость, мы только вчера направили гонцов. Княжество большое и некоторые гонцы только сегодня к обеду добрались до места. Чтобы сопроводить вас в поездке, людям нужно приготовиться, собрать своих слуг, отдать распоряжения, уладить срочные дела. Ведь отъезд может быть длительным, — терпеливо объяснял Всеславу управляющий. Он был уже достаточно опытен и умел различать распоряжения, которые можно исполнить, а какие нельзя. Вчерашнее распоряжение Всеслава не могло быть исполнено, но так как Всеслав очень спешил и ничего слушать не хотел, то управляющий послушно направил гонцов, как того просил Всеслав, а сегодня также послушно объяснял, где находятся гонцы и сколько времени потребуется, чтобы все запрошенные люди собрались в Бориславском замке. — Вашей милости не стоит беспокоиться — дня через три все соберутся, и можно будет выдвигаться.

— Я уезжаю сегодня! — сказал горячо Всеслав. — Сколько вассалов сможет прибыть сегодня?

— Сегодня смогут прибыть только жители близлежащих вотчин. Человек пять, может десять. Помимо господ, приедут также слуги. Всего стоит ожидать от 15 до 30 человек, — всё также спокойно и исполнительно отвечал управляющий.

— Отлично, этого будет достаточно. Двадцать пять воинов мне выделил отец. Это будет достойный эскорт. А уж в Герце все соберутся! — сказал Всеслав и вышел от управляющего.

Только его личные слуги оказались готовы выдвигаться с ним, а его личные вещи собраны.

— Радан, все готовы выезжать сегодня? — спросил Всеслав, как вошёл к себе.

— Ваша милость, все готовы. Тюки с вещами собраны и стоят в правой комнате от входа. Оттуда будет легче и быстрее их уносить грузить, — ответил Радан. На лице его было, однако, какое-то смятение.

— Что ты ещё мне хочешь сказать? — спросил Всеслав, заметив его заминку.

— Ваша милость, вещи-то готовы… — отвечал нерешительно Радан.

— И?..— вопросительно посмотрел на него Всеслав.

— Лошадей нет, — выпалил Радан.

— Как нет? Мне только что Безмука сказал, что лошади есть, но не все.

— Так и есть. Лошади есть, но их не хватает. На них надо погрузить ваши вещи, ваше оружие, нас слуг тоже надо куда-то посадить, чтобы ехать с вашей милостью, — начал уже более подробно излагать Радан. — Так вот, что на лошади грузить в первую очередь, никто не может сказать. Лютек, которому вы поручили подготовку вашего оружия, говорит, что надо грузить оружие в первую очередь, что без оружия ваша милость не поедет, что это не подобает такому воину, как ваша милость.

— Конечно, надо грузить оружие! Что же непонятного?! — воскликнул Всеслав. — Вот ведь! Вам на всё нужно прямое указание, а сами не можете догадаться!

— Осмелюсь заметить, ваша милость, — сказал Радан несколько неуверенно, — что ваше оружие займёт почти всё место в повозках. Я человек простой и сражаться не умею. Быть может, я не полностью понимаю необходимость везти всё оружие одновременно, — стал оправдываться Радан. — Но кроме оружия не помешало бы иметь с собой штаны на смену, да и парадное платье будет кстати на приёме у герцога.

— Так что же для них места не найдётся? — удивился Всеслав.

— Ну, положим, для них найдётся, но есть же и другие вещи, которые человеку вашего положения надлежит с собой иметь. А оружие всё сразу может и не понадобиться, — резонно заметил Радан. — Кроме того, мы все не уместимся в повозки, кто-то из ваших слуг должен будет поехать позже. Надо определить, кто это будет.

Всеслав поморщился от мысли, что ему самому придётся разбираться и принимать решение, что и кого из своих вещей, слуг и оружия ему надо будет брать в первую очередь.

— Отнесите мои вещи под навес, что недалеко от главных ворот замка. Туда же скажите, чтобы Лютек перенёс оружие. Из слуг в первую очередь со мной поедешь ты и оруженосец Рагуй. Остальные пусть будут готовы ехать с остальными обозами, когда их приготовят. Я вас жду на месте через полчаса. Я лично разберусь с вещами и оружием, — отдал приказания Всеслав.

— Ничего не могут сделать самостоятельно! — говорил сам себе Всеслав, когда вышел из своих покоев. — На всё требуют господской воли! Надо будет на досуге подумать, как это можно решить — всегда сам ведь не будешь заниматься всеми этими мелочами.

Оставшееся до обеда время Всеслав провёл в разборе вещей на те, что поедут с ним и те, что останутся ждать приезда лошадей и людей.

Семейный обед прошёл как обычно, не считая того, что все разговоры касались отъезда Всеслава и его предстоящей женитьбы на наследнице маркграфа Поленского. Княгиня Ольга, предостерегала его от чрезмерных ожиданий и доверия к маркграфу. Она знала его ещё с детства, когда во время очередного затишья постоянной вражды между графом Марицким и маркграфом Поленским её семья общалась с семьёй маркграфа. Ещё тогда, будучи совсем маленьким мальчиком, он демонстрировал желание получать всё, что захочет, несмотря ни на какие принятые нормы поведения и желания окружающих.

— Всеслав, — обратился к сыну князь, — к двум часам пополудни начнут собираться гости на твои торжественные проводы. Так что осталось немного времени. У тебя все приготовления готовы?

— Да, отец, — ответил Всеслав, — у меня всё готово. У нас не оказалось в наличии достаточно лошадей. Их забрал помощник управляющего в Домиц. Но я уже распорядился, чтобы часть вещей и оружия привезли вместе с остальными людьми, которые ещё также не подъехали.

— Такое бывает. Никто же не знал заранее, что ты поедешь так спешно. Вот поэтому тебе и предлагали ехать на неделю позже, — сказал князь, усмехаясь, — чтобы ты мог собраться лучше. Но решение твоё.

— Спасибо, отец. Но все сложности с организацией поездки уже решены и в Гере все соберутся, и дальше двинемся полным составом.


Рецензии