Свет души

Говорят, что хороший человек х это не профессия. Да, конечно, профессией нужно овладеть. Каким бы ты хорошим ни был, а без знаний, умений и навыков ты будешь делать брак и только брак.
Но есть профессии, где понятие «хороший человек» - основное требование, требование еще до приобретения знаний, умений и наы\выков.
Это профессия учителя (от детского сада и до академии наук), это профессия медика (от нянечки до главврача и даже министра здравоохранения). Это профессия судьи. Да, именно судьи. Не юриста вообще, а судьи — решающего звана в правосудии.
***
Все, сказанное выше, - не новость. Не открытие. Это истина, всем известная и всем понятная. В самом деле, учитель определяет формирование ума и духовных качеств ученика, медик охраняет и сохраняет здоровье пациента, а судья решает дальнейшую судьбу оступившегося человека.
Я знал немало людей хороших в бытовом смысле этого понятия. Это были люди разных возрастов, профессий. Национальностей и вероисповеданий. Я знал их достоинства и недостатки. Достоинства явно перевешивали. Поэтому люди считались хорошими.
***
Какие же качества характера определяют хорошего человека. Думаю, прежде всего, это — справедливость., которая диктуется умом и совестью личности.
Примыкает к справедливости и такое важное качество души, как любовь к  людям Примером такой любви служит нам В-сшвая Сиал, Небеесная Сила, то есть Вс-вышний.
Пути Его неисповедимы, не поддаются логическому познанию, но Лебовь Его к нам несомненна. Учитыая греховность нашу всеобщую.
ИтаПопытка анализа

Говорят, что хороший человек х это не профессия. Да, конечно, профессией нужно овладеть. Каким бы ты хорошим ни был, а без знаний, умений и навыков ты будешь делать брак и только брак.
Но есть профессии, где понятие «хороший человек» - основное требование, требование еще до приобретения знаний, умений и наы\выков.
Это профессия учителя (от детского сада и до академии наук), это профессия медика (от нянечки до главврача и даже министра здравоохранения). Это профессия судьи. Да, именно судьи. Не юриста вообще, а судьи — решающего звана в правосудии.
***
Все, сказанное выше, - не новость. Не открытие. Это истина, всем известная и всем понятная. В самом деле, учитель определяет формирование ума и духовных качеств ученика, медик охраняет и сохраняет здоровье пациента, а судья решает дальнейшую судьбу оступившегося человека.
Я знал немало людей хороших в бытовом смысле этого понятия. Это были люди разных возрастов, профессий. Национальностей и вероисповеданий. Я знал их достоинства и недостатки. Достоинства явно перевешивали. Поэтому люди считались хорошими.
***
Какие же качества характера определяют хорошего человека. Думаю, прежде всего, это — справедливость., которая диктуется умом и совестью личности.
Примыкает к справедливости и такое важное качество души, как любовь к  людям Примером такой любви служит нам В-сшвая Сиал, Небеесная Сила, то есть Вс-вышний.
Пути Его неисповедимы, не поддаются логическому познанию, но Лебовь Его к, справедливость в поступках и любовь к людям — два основных качества хорошего человека.
***
А какие же качества отсутствуют у хорошего человека непременно? Думаю, любой скажет, что это зависть и лживость. Да, конесно, лень — прежде всего. Лень — мать всех пороков. Как я мог заыбть о ней, хитрой. Мягко подкрадывающейся и губительной?
Читатель, наврено, уже стал хмуриться и сердиться на меня.
Зачем, мол, общежизвестные истины нам выкладывает этот автр? Отвечаю. Я писал это как предисловию к моему воспоминанию. Затянул, конечно, предисловию. Виноват.
Главное, что я хотел рассказать, - это мое воспоминание о самом удивительном примере хорошего человека в моей  жизнзи. Я хочу рассказать читателю о Наталье Михайловне  Щербдковой, преподавателе русского языка.
***
Когда я пришел в качестве преподавателя в школу-интернат, мне понравились все преподаватели. Это были люди, любящие свое дело, жизнерадостные, открытые.
Но больше всех понравилась мне пожилая худенькая женщина среднего роста, удивительно светлая какая-то. Это была  Наталья Михайловна. Ее глаза излучали тепло, понимание собеседника, мягкую откытость.
Директор школы, крупный мужчина, фронтовик, разговаривая с ней, вытягивался по стойке «смирно». Неудивительно, он был ее ученик. Бывший, конечно. Но не только. Слова ее было важнее всех иных слов для него.
Школа была татарская. Приезжали дети из разных авылов, некоторые плохо ваадели русским языком, а он был в старших классах необходим. И шли детишки к Наталье Михайловне в обучение.
***
Я никогда не слышал. Чтобы она повысила голос. Говорила тихо, но четко.
О ее отношении к делу говорил. Например, такой факт: своими руками сделала она более шестисто таблиц, поясняющих наглядно строение слова русского.
Самые хулиганистые ребятишки на ее уроках становились смирными, внимательными, даже как бы радостными.
Эту радость общения с доброй феей лингвистики выразил один из учеников:
- Когда она входит, в классе становится светлее.
Да, именно  ощущение некоего света потрясало душу мою тоже п ри общении с этой особенной женщиной.
Она была одинока, единственный сы погиб на фронте Великой отечественной. И ее ученики были детьсм ее.
Милая Наталья Михайловна! Я учился у вас главному — любви к детям. И не толькоя, все ваши коллеги.
***
Помнится, в день моего тридцатилетия, на которое никто не обратил внимания, в том числе и я сам, Щербакова подарила мне книгу «Генерал Доватор». Я был тронут, я сиял, я понял всю значимость этого подарка. Я гордился им.
Когда я слышу «Школьный вальс». Я всегда вспоминаю Наталью Михайловну. Это о ней, хотя она и не была первой учительницей. Но она была первой святой — не убоюсь этого слова! - учительницей для многие. Возможно, единственной на всю жизнь. Ибо таких, как она, встретить на пути — редкое счастье.
***
Я еще  раз хочу подчеркнуть, что хотя «хороший человек» - не профессия, но судья, медик и учитель просто обязаны быть хорошими людьми. 
Мне пришлось дважды вступать в беседу с судьями, когда речь шла об обвиняемых и я просил о снисхождении. И оба раза судьи меня слушали внимательно Я уверен в том, что это были именно хорошие  люди. Один раз я вступился за педагогов, второй раз — за ученика.
Сегодня удивляюсь. Как это я набрался наглости пойти к судье, незнакомому человеку при исполнении им своих служебных обязанностей. Думаю, что именно влияния Натальи Михайловны здесь сказалось.
***
В заключение — два слова о врачах. Как-то я, малыш, спросил отца, врача, кто такой врач. И отец сказал мне:
- Врач, сынок, - это друг больного с дипломом мединститута. С таким документом.
Мой отец был врач от Б-га. А руки его обдадали странной силой, их прикосновение исцеляло от ряда заболеваний. Он выучил мою мать — от санитарки до врача. Мечтал, что и я стану медиком. Но я предпочел быть педагогом. И никогда не жалел о том, ибо на уроке я старался сеять разумное, доброе, вечтное. Как и положено.
***
Но я не считаю себя хорошим человеком, я часто в личной жизни спотыкался. Мне стыдно. Одно лишь утешает: любил своих учеников искренно, выкладывался на уроках, пытаясь дать максимум возможного. Честно.

16  июля 2017 года.


Рецензии