Вера из Гамбурга

           "Жили люди до нас, будут жить и после нас." (русск. пог.)               

           Город готовился к празднику, который завтра, 12 июля, и должен был состояться – 260-летие Петропавловска. А пока я шла из парка с танцев «Кому за тридцать» по центральной улице, когда обратила внимание на женщину, которая не то  записывала, не то зарисовывала в блокнот нечто, сидя на пустых креслах, приготовленных для завтрашнего концерта на центральной площади. Иногда она поднимала глаза, потом снова склонялась над блокнотом.
          «Я же видела её днём!»  - вспомнила я – «кого-то она мне напомнила… И что она пишет? Довольно странное занятие!..» А поскольку торопиться мне было некуда, я и подошла к ней:
          - Это что за рекогносцировка на местности? – задала ей вопрос в лоб. Вдруг шпионка? Очень уж непохожа на наших женщин, у которых трудно предположить в сумке наличие ручки, а тем более – блокнота. В сумке,  в которой есть всё, на любой случай жизни!    Так и оказалось – иностранка, из Германии, не владеющая русским языком, но с русским именем Вера! Подозрительно!..
          - А я – Люба! – «представилась я, раз уж представился такой случай» -  каламбур, я иногда пытаюсь каламбурить… Это был мой шанс от скуки, и я его не упущу! Вера знала кое-какие слова по-русски, я кое-какие по-английски, и поняла следующее: кто-то из их семьи был репрессирован, что ли... Валил лес в Красноярске (Вера нарисовала спиленные ёлки, произнесла слово «Красноярск»)... Потом жили почему-то в Петропавловске – кажется, бабушка с дедушкой Веры. Теперь она хочет разыскать свои корни, узнать всю историю, написать книгу – хронику жизни семьи.
        Я ей объяснила, что у меня уже четыре книги написано и издано, одна из них – как раз про судьбы людей, переживших страшный ад репрессий! Я хочу ей показать мои книги, чтобы она знала – это реально, и поддержать её идею написания подобной книги! Узнала, что Вера живёт в гостинице «Скиф», и договорилась о встрече с ней на следующий день!
         «Но как мало мы можем понять друг друга!» - пожалела я, и придумала: позвонила в редакцию местной, самой  популярной газеты – «Неделя СК». Они заинтересовались, и наша следующая встреча уже прошла под контролем прессы и переводчика. А я, наконец, поняла, кого мне напомнила Вера – американку Элен Хоумэн (читайте у меня  «А Элен обожала Америку»)! Напомнила своей спортивностью и внутренней свободой (до чего же нас изуродовало государство)!
           Вот что я узнала на следующий день благодаря переводчику. Прадед Веры Фриц (а как же иначе?)Голуб воевал (тоже мне голубь мира!) в Первую Мировую войну, естественно, на стороне немцев. Попал в плен и был отправлен в Красноярск валить лес. Когда оказалось, что он врач, ему нашли более благородное занятие в госпитале. Однажды он вошёл в некую аптеку, где провизором была пресловутая Мария (прямо классика!)Поетски, тоже немка из семьи высланных ещё до революции прибалтов, и словил в сердце стрелу амура. Около года они «женихались», хотя обстановка в стране совсем не располагала: можно представить отступающие орды Колчака, разруху и голод первых лет после революции, время Гражданской войны…
           Бывших пленных уже не контролировали, выдали им документы – делайте, что хотите, не до вас! Мать Веры с её сестрой и примкнувший к ним Фриц решили пробиваться в Германию, война с которой к тому времени закончилась. Но далеко не уехали – застряли в Петропавловске. Дальше пробиться было невозможно, здесь и осели. Мария пошла работать в аптеку, Фриц – в больницу, врачом. Год 1919-20-й… Католический священник их обвенчал в польском храме около парка, появилась первая дочь Гертруда…
           Путём неимоверных усилий в Германию всё же уехали в те же двадцатые годы… Можно себе представить: годы фашизма - тридцатые, военные годы - сороковые, поражение, всеобщая послевоенная разруха… Даже далёкие Красноярск и Петропавловск вспоминались как годы стабильности и благоденствия… Вспоминались могучие природные составляющие, прекрасный климат Сибири, И,  что говорить – то были годы молодости, и они тоже добавляли радужные оттенки в картины прошлой жизни… Видно, тёплые чувства к России сохранялись вот уже на протяжении трёх поколений, если однажды родившейся в их семье девочке дали русское имя Вера...
          Сейчас из семьи осталась только тётя – родная сестра матери. У Веры взрослая дочь. Обе они с Верой имеют хорошее образование, работают на достойных работах – что-то связанное с изданием журналов, книг. Так что им не составит труда написать историю их семьи, только вот фактов пока мало...
          Идея появилась, когда дочь Веры побывала в Африке, где жил и работал их дед, и обнаружила, что там его не только помнят - ему поставлен памятник! Вера же в эту поездку побывала в Прибалтике, откуда родом была прабабушка Мария, ещё в Красноярске, теперь вот - в Петропавловске пытается найти следы того далёкого времени. Ей показали здание, где раньше, вероятно, работала её прабабушка – первой городской аптеки. Посмотрела и на старую больницу на бывшей улице Красноармейской, где, возможно, трудился прадед. Мешает незнание языка и то, что она не смогла побывать в Петерфельде, где также одно время жили её родные, в архиве... Ведь сегодня вечером она уже уезжала в Омск, откуда полетит самолётом в Москву!
          - Моим родным  нравились сибирские ландшафты и  люди, живущие здесь, Мария и Фриц, мои прабабушка и прадедушка, даже всерьёз подумывали вернуться сюда, - рассказывает Вера. – Мне тоже нравятся ваши ландшафты и  ваши люди, - добавляет она. – Я каждый день гуляла по Петропавловску, по парку, а вчера даже танцевала с пенсионерами под хорошую музыку! На площади смотрела концерт, слушала и смотрела выступление певицы Рымбаевой и какого-то ансамбля (с гордостью могу сообщить, что это был ансамбль  «Самоцветы»)…
            Мы с корреспондентом Сашей Кондратовой взяли её электронный и почтовый адреса, и пообещали помочь – порыться в архивах, если получится. На том тепло простились. Переводчика – славного молодого парня Алексея – Вера попросила пойти с ней в гостиницу, чтобы с его помощью разрулить какие-то проблемы, кому-то позвонить… Позже я узнаю, что они умудрятся даже съездить в этот же день в пресловутый Петерфельд, благо это село находится недалеко от города. Поскольку там раньше жили исключительно немцы, оно должно было понравиться Вере - красивое, ухоженное село!
            В тот же день Вера улетала в Москву. В России она бывала уже не один раз. Так что пока в Европе и Москве бушевали ураганы и лили дожди (такая в то время была там погода), пока в родном её Гамбурге проходило заседание  «двадцатки», сопровождаемое погромами антиглобалистов, самая холодная часть планеты "Земля" Сибирь, которой пугают всех на Западе, запомнится Вере прекрасной тёплой, солнечной погодой, и… хорошими людьми. Такими мы себя считаем...
      
            А в следующем номере газеты «Неделя СК» читайте материал о Вере Стади, написанный уже не мной, любителем, а настоящим профессионалом!

   
       


Рецензии