О 70 годах Царя

 

               
         Ну вот... Почему Царь-Девице 15 только лет, мы более-менее поняли.

         Теперь вопрос ещё более сложный: почему царю - 70?

         Конечно, в образе этого сказочного царя мы видим  реального царя Николая Первого. Но - он не был стариком. Ему в 1834 было только 38 лет.

        А если поискать какое-то событие за семьдесят лет до 1834 года?
 
        Был это, стало быть, 1764 год.

        Что было в этом году?

         Понятно, что много чего, - как  и в каждом историческом году.

        Но из всех событий мы бы выделили одно: уничтожение монастырских вотчин — реформу, проведённую в Российской империи  Екатериной  II в 1764 году с целью изъятия церковных владений, упразднения  части  монастырей , а также определения содержания для епархий и некоторых обителей.

        Говоря проще, - Екатерина практически уничтожила монастыри на Руси.

       Реформа эта была, конечно, предопределена ещё Петром Первым, - прежде всего, отменой им патриаршества. Влияние Церкви, - таким образом, - было сильно подорвано самим великим императором. Потом реформу о монастырях готовила его дочь - царица Елизавета Петровна, - но провести в жизнь не успела.

   Екатерина, - таким образом, - лишь осуществила их планы. *
  Деньги русских монастырей перетекли в карманы её фаворитов...

  Между тем, именно в монастырях зародилась Русская Литература. И зародилась п р а в и л ь н о: как прославление Дел Божьих.

  И - вспомните остров князя Гвидона, на котором:

Блещут маковки церквей
И святых монастырей...


  Пушкин в своём творчестве возвратил Русской Литературе её сакральный смысл. Он поставил её правильно, - на православном "камне". И прежде всего это было сделано им в "Повестях Белкина". В них соединилось "то, что было при наших предках и то, что есть при нас...". Цельность Русской Души в них восстановлена.

 
  И душа эта - Психея - оказалась - бессмертна сама и обеспечивала бессмертие народу своему (в отличие от Венеры, - которая вела - к тлению).

  Царь в "Коньке-Горбунке" - таким образом, - не только Николай Первый; это - более обобщённый образ.

  (Только Николай Первый царь - как мы считаем, - в "Золотом Петушке).

   Подобный персонаж: старый претендент на руку (или /и любовь) юной царевны есть уже - как вы помните, - в "Руслане и Людмиле". В "Руслане" это - карла Черномор.

  Что такое этот Черномор?  Если прообраз Людмилы - как мы считаем, - это царица Елизавета Алексеевна, то прообраз Черномора, - в таком случае, - царь Александр Первый? Мы думаем, что какая-то ирония Пушкина в его сторону здесь имеет место, но в основе своей это - не Александр.

  Мы думаем, что в карле Черноморе воплотились идеи великого Петра, царя-гиганта, извращённые потомками - "карликами".
  А брат Ченомора - простодушный исполин, запросто кладущий сосну на плечо, - может быть, - сам Пётр. И это его оставленная в противоестественной жизни Голова сохранила Руслану-Пушкину заветный меч.

  При этом, великий и чистый ("иконный") образ царя несёт в себе князь Владимир - Красно Солнышко.


 То есть, Пётр Первый в "Руслане и Людмиле", - на наш взгляд, - разложен на три составляющие: князя Владимира, брата-Гиганта (Головы) и Черномора.

 В сказке "Конёк-Горбунок" так же Пётр Великий, - на наш, опять же - взгляд, - представлен в образах Месяца Месяцовича (что соответствует князю Владимиру) и Кита Китовича (соответственно - Голова). А третья ипостась, испостась Черномора?  Мы думаем, что она здесь так же есть, и это именно - старый царь.

 В этом царе - как и в Черноморе - воплотились идеи Петра в извращённом "карликами" виде. (В общем-то, несмотря на высокий рост, таким карликом был и Николай Первый. Именно об этом сообщает пушкинская запись в Дневнике, - что в императоре много от прапорщика и немного - от Петра Великого).

  Пётр отменил патриаршество, сказав, что он сам - патриарх. Это был единственный в России царь-гений. Он мог - при своей жизни - совмещать в себе много ролей. Он - как гениально понял А.С. Пушкин, - знал "предназначение России", - и видел, - вероятно, -  шире, чем действующий патриарх. Мы так думаем, что эта мера должна была быть временной. После смерти Петра его "революцию" надо было завершить и упрочить.

  А её всё продолжали - до Екатерины II. (Как заметил Пушкин в письме к Чаадаеву).

    Екатерина же... Предоставим слово самому Пушкину.
 
  "Екатерина явно гнала духовенство, жертвуя тем своему неограниченному властолюбию и угождая духу времени. Но, лишив его независимого состояния и ограничив монастырские доходы, она нанесла сильный удар просвещению народному. Семинарии пришли в совершенный упадок. Многие деревни нуждаются в священниках. Бедность и невежество этих людей, необходимых в государстве, их унижает и отнимает у них самую возможность заниматься важною своею должностию. От сего происходит в нашем народе презрение к попам и равнодушие к отечественной религии; ибо напрасно почитают русских суеверными: может быть, нигде более, как между нашим простым народом, не слышно насмешек насчет всего церковного. Жаль! ибо греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер.

     В России влияние духовенства столь же было благотворно, сколько пагубно в землях римско-католических. Там оно, признавая главою своею папу, составляло особое общество, независимое от гражданских законов, и вечно полагало суеверные преграды просвещению. У нас, напротив того, завися, как и все прочие состояния, от единой власти, но огражденное святыней религии, оно всегда было посредником между народом и государем, как между человеком и божеством. Мы обязаны монахам нашей историею, следственно и просвещением. Екатерина знала все это и имела свои виды". / "О РУССКОЙ ИСТОРИИ XVIII ВЕКА".

   "Греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер", - говорил гениальный юноша-Пушкин.

   А тридцати однолетний Поэт, в Болдино, в своей пятой сказке - "Барышня-крестьянка" - приступая к описанию Лизы Муромской, скажет: "Конечно, всякому вольно смеяться над некоторыми их [уездных барышень] странностями, но шутки поверхностного наблюдателя не могут уничтожить их существенных достоинств, из коих главное: о с о б е н н о с т ь  х а р а к т е р а (individualite), без чего, по мнению Жана-Поля, не существует и человеческого величия." А Лиза - Психея и Муза, - как мы выяснили, - она при этом смуглая девушка с чёрными глазами. В этой смуглости - не греческое ли происхождение?

  (Кстати, на гречанку похожа и Царь-Девица - марионетка С.Д. Лебедевой).


                *   *   *


   Что же это - получается, - у нас за царь?

   Это - царь, который семьдесят лет как выпал из русской православной системы координат.

  Пётр Великий мог отменять патриаршество и говорить, что он сам - патриарх. На то он и гений. Он знал предназначение России и действовал во имя её величия. Административная и сакральная линии в нём сошлись, - как ни в каком другом царе.

  Но - эта мера должна была быть, по-видимому, индивидуальной, петровской, - и с ним прекратиться. Но - некому было возродить уважения к русскому православию, - после Петра.

  Некому - до самого явления Александра Сергеевича Пушкина.

  Екатерина же подвергла унижению то, что должно было быть священно. Унижению этому было  в 1834 году 70 лет. Следующие правители... Павел Первый о монастырях не думал.  Александр Первый - из-за своего специфического положения, - вроде бы и способствовал несколько возрождению русских монастырей, - но, - былое их величие, конечоно, не восстановил.

  И только Николай Первый, - при содействии Уварова, - провозгласил вдруг, - в этом, - 1834, году, -  лозунг: "Православие-Самодержавие-Народность".

  Но лозунг этот был чисто внешний, формальный. Хитрый "рейтинговый", "популисткий" ход, - достойный "бабки Екатерины".

   Внешне этот царь был вполне православен и религиозен. И он даже восстановил многие монастыри (уничтожив при этом старообрядческую Выговскую пустошь и унизив переселением с Остоженки Женский Алексеевский монастырь).

  Истинными же православием и народностью владел поэт Александр Сергеевич Пушкин, - которого к этому, - 1834 - году - одели в костюм шута, - осмеяли и унизили, - как в своё время Великая Екатерина - русское духовенство...



  Царю в сказке предлагается "переродиться". Снова стать молодым, - как была молода Россия при царе Петре Великом. Царю надо переродиться для того, чтобы соответствовать Душе России, - целомудренной Её Душе.

  А Царь всё остаётся не подчинённым святыням, а подчинённым только своему желанию, - как бабка Екатерина в 1764 году...

  Вместо Царя переродился осенью 1830 года в Болдино поэт Пушкин. Позже, уже женившись на Наташе Гончаровой, он писал П.А. Плетнёву: "Мне кажется, я весь переродился...". Он действительно весь переродился. Вместо Венеры он выбрал в свои музы - Психею. И Психея же стала - его женой.

  Прошло время, и царь стал интересоваться его женой, - как Венерой. Это можно было, Двор был очень развращён. Его развратила прежде всего императрица Фике - Екатерина Вторая.


  Она могла оправдывать себя тем, что и Пётр Великий был грешен... Но не это составляло суть этого императора. Более всего он желал следовать Промыслу Божьему о России. Он всей душой желал приблизить её Золотой век.

   И Пётр - в образе Месяца - даёт свою отповедь действующему монарху:

 - Полно, лаком больно стал!

   Это - гневный возглас самого Пушкина.

   
 
   Пушкин жизнь отдал - за чистую Душу России.


  Это очень верно выразил поэт Николай Рубцов:

  Словно зеркало русской стихии,
  Отстояв назначенье своё,
  Отразил он всю душу России,
  И погиб, отражая её.




Продолжение: http://www.proza.ru/2017/07/17/1520

   

*Продолжил это дело и Николай Первый, - переселив Алексеевский монастырь (1837) и - напоследок, - ликвидировав Выговскую пустошь (1855); а довершили - большевики.
 


Рецензии