Коммунизм для детишек

В понедельник Познер Владимир Владимирович в своей передаче брал интервью у писателя. Я этого писателя впервые вижу. Книг его не читал. Кто он такой - для меня загадка. Включился я не сначала, поэтому не сразу вник в суть разговора. Разговор шёл на иностранном языке. Голос за кадром дублировал смысл сказанного. И я за этим голосом даже не сумел ухватить на каком языке шёл разговор: на английском или на французском? И вот я сидел и гадал. А потом до меня стал доходить смысл слов, сказанных этими двумя собеседниками. Я заинтересовался. Стал слушать.

Знаете, как у писателей? Он очень много думает. В голове у него такая вермишель из мыслей. И стоит его разговорить, как он начинает эту вермишель раскладывать: сначала на столе сложнейшими узорами, а потом вы уже сами, по доброй воле, берите, мол, сказанное мной, и вешайте себе на уши. То есть соглашайтесь со мной. Причём мысли все его путаные, системы нет никакой. Но их много. Они длинные. Интересные. Но все как бы сами по себе. Это когда человек наблюдать жизнь умеет. А теоретической подготовки - никакой. И он в ней не нуждается. Он ведь писатель. Его задача много-много сказать своего оригинального, которого он увидел по жизни. Он считает, что в этом его предназначение. В этом его оправдание. В этом его ценность. Может быть и так. Не знаю.

Но когда Владимир Владимирович спросил его: что такое прогресс? То тот отвечал красиво, но не понятно. И Познер уже сам стал предлагать определения, причём исключающего порядка. Мол, это, это и это... Это же не прогресс. Вы согласны? Да, отвечал тот.

Мне стало так жаль двух умных стариков, которые в силу обстоятельств родились и выросли за бугром. И только по этому не могут дать очевидного определения прогрессу. Мы то это учили в институте под вывеской марксизм-ленинизм. Только не надо сейчас дёргаться и кривиться, как от лимонной кислоты. Не надо.

Очевидная вещь: вся история людей это - войны, голод, болезни, имущественное неравенство, невежество, социальные противоречия. Прогресс как раз в том и заключается, чтобы минимизировать эти проблемы, при достаточном увеличении числа людей на планете. И единственный ответ на вызовы людской цивилизации - это коммунизм. Посмотрите, 150 лет назад в России ещё господствовало рабство. 100 лет назад была абсолютная монархия. А в Америке? Давно ли ку-клукс-клан линчевал негров? Давно ли исчезли таблички "только для белых"? Именно с появлением коммунистов и их идеологии началась борьба за реальные права граждан. Государства, которые сейчас хвалятся своим жизненным уровнем и соблюдением прав человека, вынуждены были под угрозой социальных потрясений дать своему народу свободы. Иначе эту власть смели бы революции.

Война за национальную независимость одна из начальных форм борьбы за свои права, за равенство, за справедливость. Другого пути просто не существует. Всякое отрицание этой столбовой исторической дороги - есть ложь. Попытка остановить прогресс. Объявить выгоду своего положения финалом исторического развития.

И когда в конце передачи в своём завершающем слове Познер рассказал про книжку, переведённую на английский спустя 10 лет с момента её написания и переизданную в Англии. И какой истерикой было сопровождено её появление! При чём большинство критикующей публики книжку даже не читало. Ей хватило одного названия: "Коммунизм для детишек". Ну, знаете, есть библия для самых маленьких, а тут простым и понятным языком про коммунизм.

Очень примечательное наблюдение. Владимиру Владимировичу Познеру гран мерси за такую информацию. Коммунизм для капитализма, как был так и остался - врагом номер один. Пока Россия в 90-х годах была антикоммунистической страной - она нравилась американцам. Как только она стала задумываться над реальными ценностями Запада, и тем, какую страну она потеряла? - тут же на Россию обрушилась карающая длань международного капитализма. Что же тут непонятного?

Однако остаётся открытым вопрос: Почему благие намерения и светлые идеи коммунистической теории при каждой попытке их реализации приводят к таким перехлёстам и извращениям, что только диву даёшься! Почему?

Вы знаете, кажется я смогу ответить на этот вопрос. Во всяком случае, попробую.

Как говорил Энгельс, свобода - это осознанная необходимость. Рядом с этим утверждением нужно молча постоять, подумать, проникнутся. А потом добавить ещё из Энгельса: право никогда не выше бытия. И тут надо надолго замолчать. Если вы сумеете переварить сказанное и соединить в единое целое, тогда у вас получится следующее.

Система общественных отношений всегда отстаёт в своём развитии от потребностей общества. И чем выше скорость развития, тем это отставание больше. Тем сильнее социальные противоречия в обществе. Тем острее классовая борьба. Попытка выиграть в этой борьбе заставляет вести идеологическую войну за умы людей. А когда победа приходит, оказывается, что вера в светлые идеи коммунизма делает человека непригодным для рыночной экономики. Эти люди, которых одни зовут презрительно совками, ватниками, быдлом, а другие пролетариями, строителями коммунизма, нашими людьми, советским человеком; эти люди не могут жить по законам экономического каннибализма!

Наша наивная вера в начале перестройки в объективные законы рыночной экономики не учитывала главного: того, что рынок не сам регулирует цены, а конкурентная среда - это не природная стихия. Качели спроса и предложения, равновесная цена рынка - это результат острейшей психологической нагрузки на мозги населения. Фигурально выражаясь, рынок вертит дырку в каждой голове продавца и покупателя и нанизывает всех поголовно на свою шёлковую нитку чёток Золотого Тельца. А конкуренция - это война за место под солнцем золотого сияния от этого божества. И она носит такую же непримиримую форму, наполнена таким же антагонизмом, как и противоречия между стаей волков и стадом оленей. Одни пожирают других. Поэтому я и назвал это социальным каннибализмом.

Для того чтобы построить иное общество - нужно изобилие, нужна такая совершенная производственная база, чтобы люди не испытывали нужды ни в чём. Но чтобы её создать, нужно пройти длинный путь развития, преодолеть невежество, классовые противоречия, развить науку и технику до невиданных ранее высот, повысить производительность труда в десятки и сотни раз.

Но ведь этой производственной базы ещё нет. Её ещё только надо создать. А пока... А пока есть осознанная необходимость - нищета. И право, которое никогда не выше бытия. И в ней построение равенства должно победить эгоизм отдельной личности. Потому что, например, разделить на несколько, отдельно проживающих семей, один холодильник "по справедливости" - нельзя. Это бессмыслица! А согласны люди ждать? А если они видят изобилие за бугром? А если они слышат об изобилии для партийных боссов?

И тогда вдруг оказывается, что каждому этапу должен соответствовать свой тип психологии. А если человека наполнить светлыми идеями завершающего этапа и пустить в рыночную экономику - он просто не способен будет драться за свой кусок с конкурентом. Для него все люди - братья. Он с лёгкостью отдаст другому то, в чём сам нуждается. Нет в нём ни эгоизма, ни антагонизма. Он белый и пушистый. И такой же беззащитный. Пока не столкнётся с диким несоответствием реальной действительности и своих продвинутых установок, пока не разочаруется в своих светлых идеалах и не озвереет. Пока не пойдёт громить и грабить своих вождей обманщиков. О чём Аркадий и Борис Стругацкие неоднократно намекали в своей фантастике, и в "Попытка бегства", и в "Трудно быть богом", и в "Обитаемый остров".

Посмотрите на наших бабушек, которые с наивной верой в доброго дядю, так легко поддаются на любые происки аферистов. Вспомните МММ. Наши люди искалечены будущим. Они люди не из этой социальной системы. Они попали в прошлое. А жестокими и жадными не стали. Они не выживут. Им одна дорога: либо вернуть прежнее государство. Либо вымирать.

А молодым надо мутировать, меняться. Но увы, не в лучшую сторону, а в худшую.


16:27:38 20.06.2017          ECD42F00


Рецензии