Синьория варано и культурная жизнь камерино в xii

СИНЬОРИЯ ВАРАНО И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ  КАМЕРИНО В XII – XV ВЕКАХ

Иллюстрации к статье смотреть:

Abyss (Вопросы философии, политологии и социальной антропологии):научный электронный рецензируемый журнал.№1 (01) 2017. Режим доступа: http://abyss.su/abyss_issue/1/8

Варано – старинная итальянская феодальная семья, которая почти четыреста лет управляла городом Камерино и его округой. Камерино – город, возникновение которого уходит в  глубокую древность, существует и сейчас, располагаясь в провинции Марке в Центральной Италии. Город был выстроен на известняковом холме между долинами рек Потенца и Кьенти и защищён горами.
Возвышение феодальной семьи Варано произошло в XII веке. Его представители в период острых столкновений между сторонниками германских императоров (гибеллинов) и сторонников римских пап (гвельфов), присоединившись к последним. Это позволило им проникнуть в городское самоуправление и занимать там важные должности. Кроме того, род Варано, владея одноимённой крепостью, мог оказывать существенную помощь в охране города. [8]  Выстроенная на высоком неприступном холме Рокка да Варано помогала контролировать дорогу, ведущую из Рима к побережью Адриатического моря. В настоящее время она представляет собой ос-татки частично перестроенного в XIV в. сооружения крепостного типа с отчасти сохранившейся внешней стеной и квадратной башней с зубцами и примыкающей постройкой. (Илл.1)

В VIII и IX вв. окрестности Камерино были важным центром распространения монашеского движения в Центральной Италии, что обеспечило возникновение как в самом городе, так и в его окрестностях значительного числа монастырей и церквей, которые служили центрами культурной жизни. Покровителем города считался святой христианский мученик  Венанцио (238 – 252), согласно традиции происходивший из знатной римской семьи, проживавшей в Камерино, и обезглавленный за отказ вернуться к поклонению языческим богам при императоре Деции.[7, Р. 17-18] На месте его гибели, вне городских стен Камерино, была выстроена маленькая базилика, впоследствии перестроенная в большую церковь романского типа из белого и розового известняка. Церковь неоднократно перестраивалась. В частности, она была дополнена выполненным в готическом стиле порталом с полукруглыми арками, исполненными в виде спиральных колонн. Внутри неё хранились мощи святого Венанцио, которые в 1259 г. были похищены Перчивалле Дориа, наместником короля Манфреда Сицилийского (1232 – 1266) при захвате города и увезены в замок Сан Сальваторе в окрестностях Бари. Мощи вернулись в Камерино в середине 1260-х годов. После того, как Карл Анжуйский 26 февраля 1266 г. в битве под Беневентом разбил войска короля Манфреда, он вернул реликвию Ка-мерино. На родину мощи святого доставил военный капитан города Джентиле Варано (ум. в 1284 г.). Именно он, обратившись к папе Александру IV, добился военной помощи, с помощью которой освободил родной город и одним из первых, подавая пример согражданам, стал строить на развалинах дворец.  Впоследствии привезённые им мощи св. Венанцио были помещены в урну, вделанную в мраморное надгробие.[7, Р.63-64, 67]

Согласно традиции, не подтверждённой, впрочем, документами, дочь синьора Берардо  I  Варано (ум. в 1329 г.) София стала основательницей монастыря св. Елизаветы в Камерино. Современная исследовательница Илеана Тоцци указывает, что Бернардино Феличианжели, исследовавший наиболее древние сообщения об истории монастыря Санта Елизабетта, не нашёл никаких сведений о Софии. В то же время,  Камилло Лилии, историк XVII в, написавший историю Камерино, считает Софию одной из монахинь монастыря. За недостатком сведений, Илеана Тоцци предполагает, что София могла быть как крупной жертвовательницей на нужды монастыря, что давало ей право считаться одной из основательниц обители, так и основательницей религиозной общины св. Елизаветы, куда она могла вступить после смерти мужа. [8]

В 1279 г. Камерино пострадал от мощного землетрясения, вызвавшего не только огромные человеческие жертвы и разрушения, но и заметное изменение окружающего ландшафта. По сведениям К. Лилии, в окрестностях Камерино исчезли три горы и два озера. После землетрясения архидьяконом Берардо Варано  была начата постройка городского собора. В последнее десятилетие века, в годы правления папы Бонифация VIII (1294 – 1303), уже при епископе Берардо  архитектором Гвиттоне был выполнен высоко оцененный современниками главный алтарь кафедральной церкви из белого камня. В этой церкви семья Варано создала собственную капеллу для захоронения родственников.[4, Р.60; 7, Р.70]

Постепенно род Варано  возвышался, занимая должности подесты и капитана народа сначала в соседних небольших городах, а потом в крупных, таких как Флоренция. Всё чаще они становились кондотьерами на службе папскому престолу. При папе  Клименте VI (1342-1352) Варано стали викариями Камерино. Последующие папы, как правило, подтверждали их викариат, расширяя его и на другие города.[8] Наиболее известный кондотьер дома Варано Ридольфо II  участвовал в 1444 г. в крестовом походе против турок. Оттуда он, согласно легенде, привёз в Камерино образ Богоматери, выполненный, по его убеждению евангелистом Лукой, который был помещён в квартале Муральто, в церкви св. Марии на дороге.[4, Р.88-89] Икона считалась чудотворной. Её носили в церковных процессиях во время засухи и неурожая. Современный итальянский исследователь Виталини Сассони считает, что данный почитаемый образ, действительно выдающееся произведение живописи для своего времени, создан неизвестным художником из Умбрии или Абруцци. [10,  P.18]
Некоторое отношение к семье Варано имеет монастырский ком-плекс Сан Доменико в Камерино, основанный в XIII в. и включавший в себя ряд монастырских зданий и церковь. Со времён Ренессанса в нём сохранилась аркада с восьмигранными колоннами. В церкви, посвящённой двум святым, Себастьяну и Доминику, в 1434 г. произошло массовое избиение семейства Варано своими подданными, в результате которого в живых из мужского потомства остались два малолетних двоюродных брата  - Ридольфо и Джулио Чезаре.  Молодые синьоры воспитывались вдали от Камерино, но смогли вернуться в него в 1443 году. Уже в 1447 г. против них созрел заговор, который был жестоко подавлен и решительно осуждён папой, который направил в Камерино для укрепления власти Элизабетту Малатеста Варано, мать Ридольфо. [1, С.11-12] Считается, что по её заказу ведущим камеринским художником Джованни Анжело д’Антонио была написана картина «Благовещенье и оплакивание Христа» (1455 г., Картинная  галерея Камерино).  (Илл.2) Картина выполнена темперой по доске. В нижней её части мы видим перспективу улицы с стоящим на одном колене ангелом, держащим в руках лилию. Мастер заботливо убирает одну из стен дворца, чтобы мы могли увидеть в его глубине коленопреклонённую деву Марию,  с покорностью внимающую ему. В углублении арки напротив мы видим саму заказчицу – Элизабетту Малатесту Варано в одежде монахини и её давно уже покойного на момент написания картины мужа Пьержентиле Варано, вероломно убитого родственниками ещё в 1433 году. Этим и объясняется тот факт, что жена выглядит несколько старше него. В вышине яркого синего неба мы видим Бога-отца, поддерживаемого ангелами. В верхней части картины в полукруглой люнете изображена сцена оплакивания Христа.  Работа Джованни Анжело д’Антонио отличается насыщенным и резким колоритом, чётким контуром фигур и деталей, ярко выраженной декоративностью. Образы персонажей замкнуты в себе, жесты рук и эмоции на лицах возвышенно-сдержанны. К сожалению, мы мало знаем об этом художнике. Сохранилось лишь несколько писем с упоминанием о нём. Из письма от 17 апреля 1451 г., отправленного им из Сиены к Джованни Медичи, мы узнаём, что он был приближен к семейству Варано, но также хорошо знал и членов известного семейства флорентийских банкиров и правителей. В письме художник по заданию своих синьоров предлагает Джованни Медичи в жёны дочь  синьора Фабриано, состоящего в родстве с Варано. Известно также, что в 1460 г. Джованни Анжело д’Антонио был жив и работал в Камерино. [3, Р.161-162]

Элизабетта Варано являлась не единственной причастной к искусству женщиной из своего семейства. Настоящим чудом считалась её дочь Костанца (1428 – 1447) - одна из первых образованных женщин эпохи Возрождения. В возрасте 14 лет она произнесла перед дочерью миланского герцога Бьянкой Марией Висконти речь, прося её покровительства для своего брата и помощи в возвращении синьории, а также написала письма на эту тему самому герцогу и неаполитанскому королю.  Ей удалось добиться высокого покровительства и возвращения своим родственникам синьории. Костанца также писала латинские стихи. Красота и литературные способности девушки произвели большое впечатление на Алессандро Сфорца, брата знаменитого кондотьера Франческо – зятя миланского герцога.  В 1444 г.  Костанца вышла замуж за Алессандро, став синьорой  Пезаро, но умерла молодой в возрасте 19 лет от последствий родов. [6, Р.96 - 106]    Единственное её изображение совместно с братом и мужем осталось на «Алтаре Сфорца», заказанном  Алессандро Сфорца фламандскому мастеру Рогиру ван дер Вейдену. Рогир ван дер Вейден побывал в Италии в юбилейном 1449 г., то есть два года спустя после её смерти. Остаётся не-известным, писал ли художник отвлечённый образ счастливой прекрасной супруги синьора Пезаро или ему были предоставлены какие-то портретные наброски. (Илл.3) [6, Р.96 - 106]   [8]

Брат Костанцы, Ридольфо  Варано, для возвращения которого в Камерино она приложила столь много усилий, провёл большую часть жизни вдали от своих владений на службе папам и герцогам Сфорца. Он умер молодым в 1463 году. Единственным правителем Камерино стал его двоюродный брат Джулио Чезаре, при дворе которого возник настоящий ренессансный центр культуры, где с удовольствием проводила время не только местная знать, но и учёные иноземцы. Конные соревнования, джостры (турниры) и выезды на охоту сменялись играми в мяч, шахматы, беседами и балами.  В канцелярию синьора стекались многочисленные донесения не только о политических  делах в разных уголках Италии, но и письма купцов о торговых новостях. Оказывая почтение камеринской знати, Джулио охотно признавал своих бедных родственников, и одной семье даже помог избавиться от долгов.
 
Будучи синьором государства Камерино, Варано стремился к умеренному налогообложению горожан и жителей контадо (сельской округи), не тронул орган самоуправления городских цехов, объединявший нобилей и пополанов  - Магистрат капитанов искусств.

Ещё со времён Джентиле I Варано была заложена традиция, когда представители этой семьи предоставляли свой дом для собрания государственных мужей ради решения важных дел, касающихся всего общества Камерино. Джулио Чезаре также нравилось, когда жители запросто приходили к нему во двор для решения своих проблем. При этом он прилюдно отдавал предпочтение жителям сельской округи.  Синьор Камерино признавал бедных родственников, любил участвовать в улаживании их внутрисемейных дел и даже платитьл за некоторых долги. [4, P.218-220]
  Украшением любого придворного центра культуры эпохи Возрождения считались ученые мужи и литераторы. Среди них находился племянник синьора, епископ города Фабрицио Варано, поэт и антиквар, тонкий знаток греческого и латыни. Он покровительствовал придворному поэту Ладзарелли, о чем благодарный поэт упоминал в своих стихах. [4, Р.229-230] Другим заметным литератором был Макарио Муцио (ок.1430 – ок.1520), создавший высоко ценимую современниками поэму «Триумф Христа». Он многократно исполнял посольские поручения синьора Камерино к синьорам Римини.  Современники упоминали составленный Макарио свод жизнеописаний римских пап, посвящённый впоследствии папе Юлию II, но так и не  напечатанный. Высокую образованность и таланты Муцио глубоко ценили такие его знаменитые современники как поэт Полициано и гуманист Варино Фаворино. Сын Муцио, Джироламо, также напечатал ряд своих сочинений, одно из которых было посвящено Джулио Чезаре Варано, и совместных с отцом сборников. [5, Р.13]
Макарио Муцио и Людовико Ладзарелли неподалёку от дворца Варано содержали академию, снабжённую отличной библиотекой.

Джулио Чезаре имел и собственное собрание книг.  Он был большим почитателем истории, и даже своих детей назвал именами великих людей из истории Древнего Рима (Ганнибал, Пирр, Цезарь Октавиан).
 При дворе Варано Пьер Паоло ди Диофебо, брат архидьякона Камерино Ридольфо, вёл на латыни дневник, в котором увековечивал для потомства все значительные события из жизни семьи синьора.  [8, P. 242]
 
Двор посещали певцы и музыканты.  Варано покровительствовали живописи и фигуративным видам искусства.

По заказу синьоров Варано для капеллы городского собора мест-ным мастером была сделана скульптура Мадонна Мизерикордия (Мило-сердия). Согласно иконографии этого образа, Богоматерь изображена стоящей раскинув руки и держа в них края своего плаща. У ног ее, под широкими складками, с одной стороны укрываются молящиеся колено-преклонённые мужчины, а с другой  - женщины.
Для церкви Сан Доменико в 1482 г. Карло Кривелли выполнил драгоценный полиптих, который впоследствии был вывезен войсками Наполеона и рассеялся по частям. Центральная часть полиптиха хранится в галерее Брера в Милане. Она представляет собой изящное изображение печальной, похожей на утончённую знатную даму Мадонны с младенцем, сидящей  на троне в окружении сурового св. Петра с огромными ключами от рая, преисполненных почтения св. Доминика и Петра Мученика, а также одетого и причесанного как знатный человек эпохи Возрождения св. Венанцио. Последний, преисполненный гордой значимости,  держит в одной руке красно-белое знамя цветов мученичества, а в другой руке – модель города  Камерино. (Илл.4)
Правитель Камерино оставил ряд собственных изображений. В молодые годы его профильный портрет был выполнен медальером Антонио Марескотти (активен в 1444 – 1462 гг.).  На нём Джулио представлен как уверенный в себе молодой кавалер в щегольской шапочке и богато расшитой одежде. (Илл.6)

В возрасте 30 - 40 лет Джулио Чезаре заказал Джованни Анжело д’Антонио образ св. Иоанна Крестителя с собственным изображением у его ног (Музей Малого дворца, Авиньон). Святой, соответственно со своим духовным значением, занимает все пространство картины. Он стоит на мраморном полу дворца, в то время как его голова почти упирается в потолочную арку. Его некрасивое лицо исполнено трагизма, правая рука поднята в благословляющем жесте. Сложенные пальцы изображены так, словно он также указывает на небо, говоря, что всё в руке Божьей. Синьор Камерино, сравнительно молодой человек в возрасте тридцати – сорока лет, одетый по последней моде,  стоит на коленях на земле посреди поля, заросшего цветами. Даль окаймляет пейзаж, состоящий из голубоватой горной цепи.  Глаза его подняты к небу, светлому над горами и тонущему во мраке в вышине. Хотя он стоит на коленях, но в образе его нет смирения. Джулио Чезаре гордо предстоит  перед Богом, хотя и осознаёт себя в его власти. (Илл.5)
 
14 ноября 1481 г. любимая незаконнорожденная дочь синьора Камерино, Камилла  (р. 9 апреля 1458 г.), воспитывавшаяся при его дворе, постриглась в монахини в монастыре Санта Кьяра в Урбино под именем сестры Баттисты. Джулио Варано до последнего сопротивлялся выбору дочери. Печалясь о ней и, вероятно, полагая, что чем-то прогневил Бога, синьор Камерино построил госпиталь для бедных. [4, P.234]

Не в силах выдержать расставание с дочерью, синьор Камерино выстроил для неё новый монастырь Санта Мария ди Пие ди Кьенти на территории Монте Козаро, который все называли Санта Кьяра. 4 января 1484 г. Баттиста Варано с восемью монахинями вернулись в Камерино, чтобы поселиться в новом монастыре. Руководство и наблюдение за устройством нового монастыря осуществлял св. Пьетро де Мольяно (ум. в 1524 г.). [4, P.221-224; 7, P.102]
Синьор Камерино вёл и светские строительные работы. Он  воздвиг внутренний двор своего дворца в виде лоджии с колоннами и пропорциональными арками. Помещения, выходившие во двор, украшали сцены из придворной жизни и портретная галерея предков, а также  здравствующих членов семьи Варано.  Там же находились изображения прославленных полководцев современности – Франческо Сфорца и Джакомо Пиччинино, а также аллегорические повозки Молвы и Фортуны с тремя парками, прядущими нити людских судеб. Над воротами дворца был водружён мраморный бюст Джулио. В росписи участвовали известные художники   Никколо Алунно (1430 – 1502) и Карло Кривелли (1430/35 – 1495). (Илл.7,8)
 
Жена синьора, Джованна, на берегу реки Потенцы на собственные средства возвела загородный дворец -  замок Ланчиано с большим главным двором. В одной из комнат замка стены были расписаны портретами знаменитых женщин. Впоследствии, после смерти Джованны в 1511 г., её сын Джованни Мария воздвиг в Ланчиано мраморную плиту, в которой увековечил роль  матери в строительстве.  [4, P.240-242: 9]
В 1502 г. синьория Варано была свергнута, а их государство захвачено Чезаре Борджа. Джулио Чезаре и его трое сыновей сначала томились в заключении, а затем были задушены. В живых остались  лишь его жена и младший сын Джованни Мария, которые были отправлены в Венецию с частью ценностей семьи на случай, если бы и остальным пришлось искать новое пристанище. Спаслась также аббатиса Баттиста. Джованни Мария смог вернуть себе власть после смерти папы Александра VI Борджа. Он торжественно похоронил убитых родственников. Позже оставшиеся члены семьи Варано заказали местным мастерам Пьержентиле да Мателика и Венанцио да Камерино две картины, увековечивающие судьбы их семьи (Рим, Палаццо Ланчиллотти). [1, С.16-17] (Илл.9,10)

На одной картине жена синьора в монашеской одежде  и его спас-шийся сын созерцают бегство Святого Семейства в Египет от преследований царя Ирода, желающего извести младенца Христа. Подсознательно заказчики концепции картины уподобляют ситуацию в своей семье священным событиям. Как младенец Христос  был единственным, кто спасся в устроенной Иродом резне, так и Джованни Мария -  единственный мужской потомок Варано, который спасся после истребления его семьи Борджа.

На другой картине престарелый синьор Джулио Чезаре Варано изображён стоящим на коленях в сакральном пространстве, где он становится свидетелем важного события – воскресения Христа. Высоко подняв руку, Христос благословляет как самого Варано, так и маленьких ангелов, которые держат алые знамёна с гербами государей, которым служил в качестве кондотьера синьор Камерино. Воскресение Христа – залог вечной жизни и самого Варано. Будучи принят перед лицом Господа, он становится вечным заступником за всех своих живых потомков.[2, С.15]

Библиографический список
1. Ковалева М.В. Переживания бренности бытия и внутреннего протеста в Италии конца XV – начала  XVI века. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. - Серия: "Гуманитарные науки". - 2014. - №9-10. - С.12-19.
2. Ковалева М.В. Джулио Чезаре Варано. // "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: "Гуманитарные дисциплины". - №7-8 - 2015. - С.10-21.
3. Carteggio inedito d’artisti dei secoli XIV, XV, XVI. Tomo 1.  – Firenze: presso Giuseppe Molini, MDCCCXXXIX.
4. Lilii Camillo. Dell’historia di Camerino. - Vol. 2.– Camerino: dalla tipografia Sarti, 1835.
5. Muzio Macario. Del trionfo di Cristo. – Venezia: della tipografia Gaspari, MDCCCXLIV.
6. Ratti Nicola. Delle famiglia Sforza. – Roma: nella stamperia  Salomoni, 1795.
7.  Savini, P. Storia della citt; di Camerino. – Camerino: Tipografia Sarli, 1864.
8. Tozzi I. I Varano. I tempi, I luoghi, la storia. ParteIII. // Storia del mondo. - № 24. //
Режим доступа: ‹http://www.storiadelmondo.com/24/tozzi.varano3.pdf› in Storiadelmondo n. 24, 26 aprile 2004.
9. Tozzi I. IVarano. I tempi, I luoghi, la storia. Parte V. // Storia del mondo. - № 26. //
Режим доступа: ‹http://www.storiadelmondo.com/26/tozzi.varano5.pdf› in Storiadelmondo n. 26, 7 giugno 2004   
10. Vitalini Sassoni, G. Macerata e il suo territorio. La Pittura. – Milano,1985.


Рецензии