О чём расскажут произведения искусства. Часть 2

        Согласно статистике, во всем мире каждый третий человек страдает различными заболеваниями глаз. Исследования ученых показали, что более 95% детей рождается с нормальным зрением и без дефектов глаз, однако современная цивилизация во много раз увеличивает нагрузку на глаза, поэтому несоответствие человеческого зрения - одна из самых серьёзных проблем.
        Качественное зрение важно для многих профессий: врачей, водителей, летчиков, ведь от правильности их действий зависит жизнь многих людей. Никто не сомневается в том, что зрение играет важную роль и в жизни художников.
        Австралийский врач Ноел Дэн выдвинул такую гипотезу: возникновение направления импрессионизма в изобразительном искусстве обусловлено близорукостью художников.
        Например, известно, что французский художник Эдгар Дега (1834-1917 гг.) в последние тридцать лет своей жизни страдал от прогрессирующего ухудшения зрения. Изображения предметов на его картинах становились год от года всё более расплывчатыми. Примером могут служить картины «Голубые танцовщицы» (1897 г.), «Три танцовщицы в репетиционном зале» (1905 г.).
        Близоруким был и художник Поль Сезанн (1839-1906 гг.), это хорошо видно по его автопортрету 1882 г. и другим картинам особенно более позднего периода.
        Пьер Огюст Ренуар (1841-1919 гг.) тоже был близоруким, это видно по его картине «Голубой зонтик».
        Известно, что ни Сезанн, ни Ренуар, имеющие проблемы со зрением, никогда не носили очков.
        У художника Клода Моне (1840-1926 гг.) была выявлена катаракта. Это тоже сказалось на его творчестве. На протяжении более четверти века внимание художника привлекали пейзажи в Живерни (кувшинки и мостик в японском стиле). На последних картинах Моне можно увидеть не только разницу в цветах, но и менее отчетливые линии – всё это вызвано помутнением хрусталика. В результате катаракта вылилась в общую мягкость линий и цветовой палитры.
         А теперь взгляните на картины Эль Греко (1541-1614 гг.). Их трудно спутать с другими. В причудливо вытянутых лицах, телах на его полотнах многие склонны видеть особенности стиля, но вот врачи-офтальмологи заявляют, что этот стиль появился в результате такой болезни глаз, как астигматизм. Этот дефект зрения связан с нарушением формы хрусталика, роговицы, в результате чего человек теряет способность к чёткому видению. При астигматизме нарушение равномерной кривизны роговой оболочки глаза или хрусталика приводит к искажению зрения. Световые лучи не сходятся в одной точке на сетчатке, как это происходит в норме, и в результате на сетчатке формируется изображение точки в виде размытого эллипса, отрезка или «восьмёрки».
          Благодаря бинокулярности (стереоскопичности) зрения мы воспринимаем окружающее пространство как трёхмерное - каждый наш глаз видит изображение под своим углом, а зрительный анализатор совмещает эти два изображения в единый объёмный образ. Нейробиолог Маргарет Ливингстоун провела анализ 36 автопортретов Рембрандта (1606-1669 гг.) и установила, что на всех полотнах направления взглядов каждого глаза художника не параллельны, в них существует расхождение примерно на 10 градусов, т.е. у него было косоглазие или стробизм. Студенты художественных факультетов знают, что для получения большей глубины изображаемого пространства и для достижения реалистичности полезно закрывать один глаз. Такая искусственно вызванная монокулярность зрения помогает художникам отобразить трёхмерное пространство на плоскости. В результате этого недуга Рембрандт не мог нормально воспринимать глубину мира, во всей глубине стереоскопического зрения, информация считывалась у него только с одного, некосящего глаза. Так физический недостаток для Рембрандта оказался преимуществом. 
         Теперь немного о дальтонизме. Дальтонизм, или цветовая слепота - особенность зрения человека, выражающаяся в неспособности различать один или несколько цветов. Передача дальтонизма связана с дефектом X-хромосомы, который передается от матери – носителя гена к сыну. Он может быть не только наследственным, но и приобретенным: вследствие возрастных изменений – помутнения хрусталика (катаракта), из-за приема различных медикаментов (постоянного или временного), в результате травм глаз, затрагивающих сетчатку или зрительный нерв.
        Вы, конечно, понимаете, что для художника дальтонизм может явиться причиной профессиональной непригодности. В 1978 году в Дрездене провели диагностику зрения у художников, и было выявлено, что у 31 из 342 обследуемых была цветовая слепота, многие из них впоследствии отказались от цветной живописи и перешли к графике.
        Из интернет-ресурсов мне стало известно, что в истории искусств имеются упоминания о наличии дефектов цветовосприятия у флорентийского художника Баччио Бандинелли (1493-1560 гг.), он специально нанимал молодого художника, который очень хорошо распознавал и использовал цвета. Также и Николо Бамбини - венецианский художник (1651-1736 гг.), зная о своих недостатках при подборе цветов, для придания большей яркости своим картинам нанимал художника Кассану.
       Дальтоником был и художник Шарль Мерион, который перестал работать в цвете и выбрал графику, гравюру.
       Из современных российских художников дальтоником является Виктор Чижиков - народный художник России, многолетний иллюстратор журналов «Вокруг света» и «Мурзилка», автор талисмана XXII летних Олимпийских игр в 1980 году - медвежонка Мишки. Им создаются карикатуры в чёрно-белом цвете, например, серия «Великие за партами» и др.   
       А вот доктор Поль Вольф, исследовавший творчество Ван Гога (1853-1890 гг.), сделал предположение, что преобладание жёлтого цвета в картинах было обусловлено употреблением абсента.
      Вот такие интересные предположения, выводы и наблюдения были сделаны врачами… Но, несмотря на всё это, картины  Моне, Дега, Сезанна, Ренуара, а также других художников, до сих пор привлекают внимание любителей живописи. 
 
     При написании статьи были использованы:
     Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. ч.1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым / Глав.ред.В.А.Володин. – М.:Аванта+,  2001
     Популярная медицинская энциклопедия. Гл. ред. Б.В. Петровский. М.: «Советская энциклопедия», 1993
     Интернет-ресурсы: Википендия
     http://phil2.ru/2009/09/03/ близорукая-живопись-художественный/
    
     Часть 1  http://www.proza.ru/2017/02/20/1594


Рецензии
С удовольствием прочитала Ваши исследования, Наталья! Очень интересные наблюдения. Я теперь стала как Людочка из фильма "Покровские ворота", с восторгом слушавшая, как Хоботов рассказывает ей о писателях и поэтах, страдавших от разных болезней. Взгляну на картины новыми глазами. Спасибо!

Галина Марчукова   25.02.2021 18:29     Заявить о нарушении
Ха-ха-ха, Галина! Прелестное сравнение с Хоботовым и Людочкой!
Как там говорил Костик?..
"Смотрите, запугаете девушку!"..

Наталья Катаева-Вергес   25.02.2021 18:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.