Дело - Табак 5

ДЕЛО - ТАБАК продолжение

Начало -

http://www.proza.ru/2017/07/16/512

Длинное получилось из казалось бы мелочи. Когда мы переписывались на сайте с Эльмирой Викторовной, я даже обрадовался - возьму просто кусочки тех писем и очерк готов.
Может так и надо бы. Много пустого и общих фраз в нынешнем. Да и конкретика, те образы и эпизоды, что всплывали неизбежно из давнего, смазаны торопливостью и безсистемностью, в которых рождалось сие творение.

Что ещё движет к многословию и никак не откомментировано - те немногие фотографии, что сохранил в архиве и получил от родных. На них именно люди о которых рассказываю и места те.

Итак, я остановился на перевозке табака с поля в сарай. Само слово обозначающее сооружение несёт в себе принижающий ценность смысл. Но сараи на селе строят не просто так.

Технологии, что видел новаторскими не назовешь, но по сути сарай это цех, где табачный лист готовится к сушке.

Устроен он был просто, зато простота эта замечательна в моих глазах именно рукодельностью. Начиная со стен сделанных из турлука и обмазанных глиной. Опорные столбы, балки, подкосы и раскосы, всё это несло на себе следы доморощенности и недюженного мастерства. Материал из ближнего леса. Обтёсан и обпилен на месте. Весь металл из кузни. Более всего нравилась мне механика, заставлявшая рамы с табаком выстраиваться под крышей и возвращаться вновь на путЯ. Надо ли говорить, что сделано было всё из дерева. Примитивным инструментом, но золотыми руками.

Сараев было три. Стояли они в ряд образуя поперечную улицу на краю села.

Отсюда деревня и начиналась. Непосредственно примыкал к ним колхозный двор с сельсоветом и клубом. Рядом были и дома старожилов. Двор моей бабушки, так и вовсе граничил колхозным, а от сушилки первого сарая, его отделяло лишь старое кладбище.

Я не застал похорон на нём. По крайней мере не помню их. Если умирал кто либо из русских, в основном стариков, дети хоронили их по месту своего нового жительства или везли на погост в Закаталы.

Там небольшое, а ныне ещё более урезанное, но очень красивое кладбище на высоком обрыве над рукавом Тальской речки - Телепанкой. С него открывается потрясающая панорама с видом всего города, поросших лесом отрогов Кавказа, Алазанской долины и серо-синей полоски, еле различимой вдали, грузинского нагорья.
На этом погосте упокоен дед, его родня, колхозные бабушки мои, тётя Надя и дядя Володя со своим отцом. А вот мать его, которую помню очень смутно, скорее всего схоронили на колхозном. Как и дочь бабы Юли, умершую ещё в войну.

Понимаю, что отвлекаюсь, но как не рассказать и об этом впечатлении.

Дворы первых колхозников, были не маленькими, соток двадцать пять, тридцать. На сашу выходил палисад с домом хозяственными постройками. За ними, у русских, был небольшой сад с яблонями, грушей, черешней, вишней и хурмой. Инжир у бабы Муси рос у хаты. А в конце участка, было соток десять огорода.
Я мог часами играться в саду, строя из веточек и щепок, свой маленький мир. Уютные хатки с плетёнными заборчиками и непременным курятником, в котором кур и петушков заменяли красивые с переливами пёрышки.

А вот в огород вылезал с опаской. Если у хаты, за забором был навес и кучи селитры из которой мы с Колей, не без успеха изготавливали примитивный порох, то в огороде штакетник заменяла сплошная поросль из дикой ежевики. Мало того что она страшно колючая и кишит гадами и огромными окрашенными как тигры пауками, так за ней ещё и кресты стояли. Чёрные и покосившиеся.

Вид мрачный даже в понимании меня нынешнего. Кладбище крохотное, но очень густо заросло. Деревьям было уже пол века. Кроны их сомкнулись и внизу царил мистический полумрак. И тишина... И мёртвые с косами стоят...

Эта классическая фраза прямо напрашивается, как отражение впечатления.
Совсем не совру если скажу, что и отрок лет семи восьми, украдкой заглядывая за заросли думал о бренности и о тех чьи остатки покоились под крестами.
Он не знал их и даже не видел живыми. Мог только догадываться о не простой судьбе... И не мог не ощущать конечности этого маленького мира, в котором ему довелось вырости.

Родственного иным, но наполненного новыми красками, что даровали климат и регион.

Нет, но с этим писакой надо что-то делать. Дуй ка братец в сарай, табачок тебя уж заждался...



http://www.proza.ru/2017/07/20/1278

На фото один из видов Закатальского, христианского кладбища сегодня.


Рецензии
Юрий, ну как об этом не написать? Короток век человека, все ТАМ будем, никто не вечен, пусть у тебя деньжонок совсем чуть-чуть, или миллиарды "зелени", раньше-позже, но не спрячешься, смерть везде найдёт... Р.Р.

Роман Рассветов   10.02.2019 00:47     Заявить о нарушении
В данном случае, я хотел сохранить память об уникальном селении. Подобных ему в Закавказье не знаю. Сегодня русских в нём нет совсем.

Юрий Ник   10.02.2019 00:55   Заявить о нарушении
Вы, Юрий, большой молодец, что написали об этом! Р.

Роман Рассветов   10.02.2019 12:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.