Два берега

Поток психической жизни не течёт параллельно потоку бытия. Психические акты не синхронны тем событиям, которые якобы вызывают эти акты, или на которые (или на последствия которых) эти акты направлены. Так, невозможно утверждать наличие строгой корреляции события и его отображения в сознании. Сознание может "запаздывать" или "опережать" событие, неадекватно отражать его в представлениях, фальсифицировать событие и даже "изобретать" в действительности никогда не имевшее место. Особенно наглядно "остранённое сознание" проявляется в таком "разделе" психической жизни, как сновидения. По-видимому, пространство и время души (психика) не всегда совпадают с пространством и временем тела (психосоматика). Нормально человек живёт в двух измерениях, сам ощущает расхождение между "показаниями приборов", но не в состоянии ни "поверить", ни "поправить" эти, неизвестные ему, "приборы". Тело и душа живут по своим "законам", которые не являются законами, нормами, они суть предельные и исключительные случаи, зафиксированные в памяти и понимаемые как "норма". Имманентно несвободный, человек стремится в своём осуществлении бытия к пределам. Однако, предел бытия есть и предел человека, уникальной человеческой личности. Предел по определению бессодержателен, он не может обладать содержанием. Достигая предела, своё содержание утрачивает и человек: отныне он - в мире "иного", где прежний дуализм бытия и сознания преодолён, но это преодоление достигнуто за счёт "обнуления" его личностных, собственно человеческих признаков. Эти признаки не являются онтологически присущими, они возникают в контексте возможности "иного", "иного-без-этого данного". Такой контекст носит фоновый характер, он выполняет роль "шума", и может быть редуцирован до величин, делающих возможным познание (и рефлексию). Психический опыт регулируется относительно горизонтов опыта, тех "пределов", которые и есть "сверх-Я" - наблюдатель, а также судья и палач в одном лице. Тогда как реальный, физический, мыслящий человек предстаёт как два берега одной реки, притом, что эта "река" не принадлежит ему и вообще не имеет отношения к человеку.
Бытие сущего предстоит бытию человека, предваряет его. То, что мы называем "личностью", есть направленность, интенция, постфактум-организация никогда не существовавшего "единства" разрозненных психических актов. Человек всегда существует как прошлое самого себя. Уберите память - и разрушится личность, как дом без фундамента. Разрешительные (позитивные) и запретительные (негативные) воления имеют внешнюю природу. Автономность сознания есть ещё один миф. Сознание внедряется, имплантируется, сознание есть отрефлексированное познание, и ничем большим оно быть не может. Все паттерны мозга носят заёмный характер. Все люди мыслят одинаково, но выражают мысли по-разному. Умственные способности в действительности являются лингвистическими способностями.
Человек растёт сразу во всех направлениях, как грибница. То, что показывается на поверхности и доступно наблюдению и анализу, отнюдь не тождественно той части, которая остаётся вне поля зрения и определяет как себя саму, так и видимую часть себя. Ограничительный характер, который носят "горизонты опыта", запрет на знание смерти (а следовательно, и знание жизни), поддерживают состояние неведения, необходимое человеку для создания достаточно продолжительной иллюзии пребывания в мире, где на самом деле нет, не было и не будет человека.


16 июля 2017 г.


Рецензии